5 мин.

В поисках героя

Алексей Швед прорывается к кольцу соперника. Фото: REUTERS/Osman Orsal

Давайте сейчас возьмем весь этот вздор про «мы были одной командой», «верили», «нам повезло» и прочий словесный хлам и выбросим куда подальше! Не будем ура-патриотами. Циничным скальпелем разрежем это фантастическую игру на части. Менее ценным этот выход в финал все равно уже не станет.

Есть такой такое выражение – холодный душ. Так вот первая четверть была не водицей из деревенского колодца. Это коромыслом по спине было. И все сюрпризы, о которых говорил Казлаускас – оказались фарсом. План на игру провалился, если он вообще был. Пусть в нападении руки дрожали, то в защите все было как раз нормально. Коленки ни у кого не подгибались. Но 29 очков от «Пао» пропустили. Не потому, что плохо работали в защите. А потому, что не так как надо. Козыри Обрадовича, Диамантитиса и Ясикявичуса все уже давно выучили на этом континенте. И толку? Они делали все как обычно, только лучше. Как всегда делают в больших играх. И это вопрос к тем сюрпризам, которые обещал Казлаускас.

Первые 6 бросков с игры мимо. Причем все по ситуации. В обычном режиме. Открылся – бросил. Но дрожь мешала. Волнение, давление. Какой бы команда талантливой ни была – от адреналина в крови спасу нет. Высота тебя бояться никогда не будет. А у тебя голова вполне может кругом пойти. Она и пошла. Кириленко, Крстич, Шишкаускас и, вполне ожидаемо, Теодосич.

Интересно, от кого эта дрожь передалась всей команде? От Казлаускаса, который, казалось, просто растерялся. Или от Кириленко, чья уверенность в каждом интервью манила своей иллюзорностью? Или от Теодосича, который отлично знает, кто такой Ясикявичус и Диамантидис. А ему до их авторитета еще не один финал предстоит выиграть. Почему-то вспомнился Крстич со своей лунной походкой от греческой сборной со стулом в руках. Паника, страх, который невозможно остановить! Рекламный тайм-аут не помогал. Ветерок надежды не дул со скамейки. Команда катилась в пропасть.

И в этот момент, когда бездна была уже где-то совсем рядом, Алексей Швед нажал стоп-кран. Дрожь в руках не стоит унимать дальними и свободными бросками. Он полез в сторону краски и показал всем, что кольцо без крышки и в него можно забивать. Самый молодой игрок нынешнего ЦСКА повел за собой команду. И тогда было плевать уже на поражение (а мысль о победе мало чью голову тогда посещала) – главное, парень опыта наберется и на Олимпиаде будет первой скрипкой в сборной. Потому что все у нас есть. И центровые, и форварды. Снайперов нет. И Швед становится первым. Лучше Бабкова 90-х.

Если Кириленко самый талантливый рускоговорящий баскетболист после Сабониса, то Швед идет следом. И сейчас он показывает именно то, чего от него ждали уже несколько лет назад. Просто созрел. Физически он давно готов. А ментально вот-вот выйдет на пик.

Символично, что появился на паркете Швед вместо Кириленко. И сразу его правильный и уместный лей-ап. Просочился в проходе и осторожно уложил мяч в кольцо. Именно Швед остановил это падение в пропасть. И он задал темп спасительной погоне.

А Казлаускас тем временем тасовал состав. Отдельные эксперты потом скажут – искал подходящее сочетание. Как искал? Матч уже шел давно! «Пао» впереди 14 очков. Поздно уже ребусы гадать. Возможно, я ничего не понимаю в баскетболе. Но памятью не страдаю. Когда Ивкович пришел в ЦСКА, эти люди говорили – хороший тренер знает перед игрой, какое сочетание будет подходящем для такого момента. Плохой тренер – дергает всю скамейку в надежде, что у кого-нибудь пойдет игра. Тогда это принималось как догма. А сейчас на паркете появляется Женя Воронов, Каун, Лавринович, Воронцевич, Крстич, Гордон, кто там еще у нас в заявке? Глупо сейчас из Москвы говорить как правильно. Но эта паника разбудила команду. И команда стала командой. Вот начали Шишкаускас, Теодосич, Кириленко, Крстич и Хряпа. А закончили командой. И благодаря тренерскому решению или вопреки – какая к черту разница? Ивкович вел игру по плану, зная точно, кто и на какой минуте выйдет на паркет. Казлаускас интуитивно импровизирует. Кто лучше, а кто хуже? Субъективно. Слишком субъективно. А объективен только результат – такой ЦСКА в финале.

Вторая четверть мало чем отличалась у ЦСКА от первой. Это если без оглядки на «Пао». В атаке руки перестали дрожать? Так и забили, в общем-то, столько же. Но пожар был локализован. В защите старались и на первой минуте, и на 15-й. Но уже командой и кодировку изменили под кириллицу.

Вообще, вся игра была поделена ровно на 4 части. Первая кошмарная и страшная. Вторая героически стойкая. Третья равная и идеально-созидательная. А четвертая – битва характеров, авторитетов. Мы привыкли четыре по 10. А здесь четкий сценарий оказался. У каждой четверти свой жанр. Причем, строго выдержанный.

Ясикявичус в очередной раз доказал, что является Большим Игроком для Больших Игр. Есть клатчеры, шутеры, флопперы и прочие хипстеры. А есть вот такие супергерои. Который может завалить весь сезон или турнир, но только ради одной игры. Финальной. Этому нельзя научиться. Стальные яйца, талант и авторитет. Раньше этого хватало для победы. И сейчас хватило бы. Потому что напротив Милош Теодосич мог разогнать нападение и потерять мяч в концовке. А потом смазать оба штрафных. Да, это спорт. Здесь бывают случайности, штанги, перекладины, судейские ошибки, невезение и ошибки. Но в этом случае было что-то большее. И касание Воронцевича на подборе, и бедро Кириленко, которое в итоге и заставило Шишкаускаса носом цепляться за мяч. Это уже чуточку больше чем спорт. Чтобы там ни говорил Андрей Кириленко, но это не просто баскетбол. Это не только бизнес. Давно уже что-то большее. «-14» на старте. 3 из 4-х штрафные в конце. Что еще надо было сделать для поражения? Нет. Просто бывают такие дни, когда все предрешено. Потому что так надо.

p.s. Помните, как ждали финал лиги чемпионов «Реал» – «Барселона»? А ведь «Челси» тоже невнятный сезон проводил. А я еще неумело шутил, что в баскетбольной Евролиге есть матч за третье место, и у нас бы «Реал» с «Барсой» при любых раскладах устроили бы замес Эль-Классико. А тут видишь как оно. Олимпиакос сделал свою часть уговора, а «Пао» не смог.