5 мин.

Луи-югенд

Сполна набитую звездами «Баварию» в его нынешнем формате невозможно представить без двух юных представителей новой баварской генерации. Андрей Марков в блоге Smells Like Teen Spirit – о молодых воспитанниках мюнхенского гегемона, Томасе Мюллере и Хольгере Бадштубере.

Когда твоя фамилия Мюллер, ты играешь в атаке и немало забиваешь, по мере приближения к Мюнхену интерес к твой персоне будет расти с каждым километром. Новейшая из баварских звездочек Томас Мюллер родственными узами с великим соотечественником не связан. Но именно его успехи нынче, как и сорок лет назад, заставляют отдельных фанатов «Баварии» развернуть давно убранные в чулан знамена.

Едва ознакомившись с мячом, Мюллер постигал основы игры в крошечном «Пале», но надолго укрыть свой талант от больших клубов юному форварду не удалось. Когда твоя команда забивает 165 мячей за сезон, это само собой мигом притягивает внимание и заставляет не один десяток бровей вздыматься к небу в удивлении. Но если 120 из них на счету одного игрока, повышенный интерес к нему обеспечен, к какой бы возрастной категории он не относился. Об уникальном рекорде малыша Томаса наперебой заливались все местные газеты. Пара лет более пристальных наблюдений – и летом 2000-го состоялся неизбежный для любого местного таланта переезд в академию «Баварии». Играючи проскакав по всем стадиям обучения в мюнхенской академии, весной 2008-го юный Мюллер наконец дебютировал за резервную команду «Баварии». Впрочем, скорая травма отложила полноценные выступления за дублирующий состав мюнхенцев до следующего сезона. Своего шанса в нем Мюллер уже не упустил. Пятнадцать забитых мячей в трех десятках игр не только поставили на уши всех пристально наблюдающих за третьим по счету германским дивизионом, но и стали весомым поводом для Юргена Клинсманна пару раз привлечь Мюллера к играм основной команды.

Стартовый капитал в виде не одной сотни успешных матчей в академии, сверхудачного дебюта в резервной команде и статуса одного из главных талантов всей Германии любому юниору может обещать только самые радужные перспективы. Но только если он не игрок «Баварии». «В академии на игроков вроде меня, «десяток», оттянутых форвардов, в последние годы смотрят с сочувствием. Мол, стараться можешь сколько угодно, и в резерве все будет здорово. А основного состава все равно не видать. Троховски с Мисимовичем уже проводили, Кроос на очереди, вот и тебе недолго осталось», – вспоминает о собственном пути в основной состав Мюллер.

Тем удивительнее история самого Томаса, который словно из ниоткуда объявился минувшим летом в стартовом составе баварцев и более никому своего места уже не уступал. Счастливый билет Мюллеру выпал ближе к лету – новым наставником «Баварии» был назначен великий и ужасный Луи ван Гал. Голландец перед стартом сезона едва ли был осведомлен о почти культовом статусе Мюллера в баварской академии, но общая незашоренность мышления и издавна наработанное умение возиться с молодежью сделали свое дело. Пока более маститые партнеры догуливали на поле летний отпуск, Мюллер здорово проявил себя в предсезонном «Кубке Ауди» и других товарищеских турнирах. Более весомых аргументов голландскому наставнику не потребовалось, и с первых матчей нового сезона Мюллер прописался в стартовом составе.

Непокоренным для юного форварда остался пока последний и самый почетный из рубежей. Первый шанс выйти на поле в составе бундессборной представился Мюллеру еще в минувшем ноябре, когда Йоахим Лев вызвал его на товарищеский матч против Кот-д’Ивуара. Но то было время траура по трагически погибшему Роберту Энке, и Мюллера вместе с другими молодыми игроками предпочли по случаю отправить обратно в молодежку.

Путь в основу «Баварии» другой вспышки нынешнего сезона Хольгера Бадштубера, как и у Мюллера, словно заранее прочерчен чьей-то заботливой рукой через все возможные ступени мюнхенской футбольной реальности. В детских футбольных секциях априори заметнее те, кто действует в атаке – тактическое мышление и позиционную игру в обороне юные игроки постигают куда позже. Но совсем еще маленького Хольгера было заметно всегда, в первую очередь, благодаря росту и комплекции – Бадштубер почти по всем возрастам был самым крупным в команде. Отец юного игрока Герман Бадштубер в те годы работал тренером детских команд «Штутгарта». Швабский клуб ожидаемо и стал первым пристанищем Хольгера в мире большого футбола. Других бы подобный расклад устроил, но настоящей мечтой отца и сына всегда оставалась «Бавария». Хольгер с отцом с детства частенько по выходным ездили поглядеть на матчи вечных чемпионов. И когда обширные знакомства отца однажды подарили 13-летнему Бадштуберу – младшему шанс перебраться в Мюнхен, он не думал ни секунды.

Первый год в баварской академии выдался особенно сложным. Юные звезды «Баварии» по большей части жили в самом Мюнхене и его ближайших окрестностях. Для Бадштубера же каждый день начинался и заканчивался 130-километровой дорогой до родного Рот-ан-дер-Рота. На второй год, когда в академии наконец убедились в профпригодности Хольгера, ему все-таки нашлось место для жилья в Мюнхене. Вот только располагалось оно в доме для несовершеннолетних правонарушителей. «Дома я рос в образцовой семье, где воспитанию детей уделяли очень много времени. Так что когда в 14 лет очутился в компании малолетних преступников, конечно было тяжеловато. Приезжал на выходные домой и целыми днями сидел в своей комнате. Если бы не помощь отца, не знаю, справился бы или нет», – вспоминает о тех временах Бадштубер. С неизменной теплотой и c благодарностью говорит Хольгер об отце, скончавшемся весной минувшего года от рака. Герман Бадштубер, пожалуй, главная из причин, по которой карьера юного защитника, несмотря на все сложности, все-таки состоялась.

Бок о бок с Мюллером юный гигант поднимался по ступеням клубной лестницы «Баварии», закономерно став сначала ключевым игроком резервной команды, а вскоре постучавшись и в двери главной. Бадштубер с юных лет играл в центре поля, но чем далее, тем становилось все яснее, что пренебрегать поистине исполинскими габаритами – дело почти преступное. Перемещение Хольгера на место центрального защитника стало лишь делом времени. Впервые опробовать молодого игрока в линии обороны решились наставники резервной команды. Понимание того, что не прогадали, пришло сразу же. Весомые габариты, словно элементы мозаики, сошлись с тактическими и позиционными навыками долгих лет игры на месте опорника. Взрывное сочетание пулей вознесло Бадштубера в ранг лучшего из баварских проспектов, ну а дальше все прошло по уже обкатанной Мюллером схеме. Возглавивший команду летом Ван Гал не стал излишне отягощать себя мыслями о прежних заслугах претендентов на места в старте. А в равных стартовых условиях Бадштубер задвинул более опытных и снаряженных титулами коллег в запас почти что играючи.

Мюллер и Бадштубер впервые оказались плечом к плечу в одной команде далеким летом 2002-го, и с тех пор, словно связанные, следуют друг за другом. Одногодки (Бадштубер на полгода старше) без лишних затруднений миновали все ступеньки баварской академии, синхронно обосновались в стартовом составе, параллельно не забывая пополнять коллекцию футболок юношеских и молодежных сборных страны. Остался последний шаг – будущим летом так же синхронно оказаться на борту лайнера, направляющегося в ЮАР. Но даже если грядущий мундиаль и не станет турниром так и не станет турниром новой баварской поросли, думается, что времени показать себя миру у каждого из них еще впереди целая вечность.