6 мин.

Мадридские хроники: Скандальный матч в Севилье

9 ноября 1975 года. «Севилья» - «Реал Мадрид». После удара защитника «бланкос» Пауля Брайтнера мяч залетает в ворота через прореху в сетке с обратной стороны. К удивлению абсолютно всех присутствующих каталонский судья показывает на центр поля. Голкипер андалусцев «Супер-Пако» не может поверить в случившееся...

Тот сезон стал новой вехой в истории «Севильи», после трех лет непростого пребывания в Сегунде команда под руководством бывшего игрока сливочных Роке Ольсена вернулась в элиту испанского футбола. А место на тренерской скамейке Мадрида тогда занимал югославский специалист Милан Мильянич, которого вместе со специалистом по физподготовке Феликсом Радисичем воспринимали в качестве реформатора и революционера.

Шел второй тайм встречи. В самом начале, на 56-й секунде Брайтнер решает пробить издали. Голкипер «Севильи» Франсиско Руис Бренес в отчаянном прыжке полностью закрывает левый угол своих ворот, казалось бы, у круглого снаряда не было шансов, все было под контролем. Или почти все.

«Случилось то, что в итоге вошло в историю. Мяч летел мимо, но через плохо закрепленную сетку сбоку залетел прямо в ворота. Я поднялся с земли, чтобы подобрать его, а оказалось, что он лежит за линией. Мне сразу все стало ясно, даже на фото видно, что я руками закрываю весь угол».

Каталонский арбитр Лопес Куадрадо к изумлению публики в справедливости забитого мяча не сомневался и гол засчитал, «бланкос» вышли вперед. «Сами игроки Мадрида не могли поверить в это. Никто из них не праздновал, даже Брайтнер не радовался». Потом за 15 минут до окончания поединка гамбийцу Бири-Бири удалось сравнять счёт и спасти хозяев поля от поражения, 1:1.

Пауль Брайтнер великолепно сыграл на левом фланге обороны сборной Германии на Чемпионате Мира и был известен под прозвищами «Абиссинец» из-за пышной шевелюры и «Африканец» за свой необузданный нрав. В Мадриде ему довольно быстро пришлось переучиваться на центрального полузащитника, после того как у «бланкос» появился Хосе Антонио Камачо.

«Супер-Пако», как его прозвал журналист Франсиско Хелан после потрясающей игры вратаря в матче Испания - Болгария на Олимпиаде 1976 года в Монреале, 7 раз выходил в составе олимпийской сборной и 18 раз получал приглашения в главную команду страны. Однако, дебютировать там так и не сумел: в те годы в «Фурии» блистал Ирибар. Через несколько дней после злополучного матча в Севилье Бренес снова был вызван в национальную сборную на матч против немцев: «В аэропорту я встретил Мильянича и нескольких игроков Мадрида - Пирри, Сантильяну и Брайтнера. Они спросили меня, был ли гол. Я ответил, что нет, но сказал, что нельзя обвинять судью, потому что он видел только мяч, уже лежащий за линией ворот».

Само собой, скандал после этого гола-фантома на «Санчес Писхуане» поднялся жуткий. «Матч был зрелищный и напряженный, но гола-то не было. Однако, это тоже неотъемлемая часть футбола. Как-то во встрече с «Малагой» арбитр Ясинто де Соса тоже засчитал гол, которого не было: я остановил мяч до того, как тот пересёк линию моих ворот. Де Сосу потом довольно серьёзно наказали: отстранили от судейства игр Примеры. И всё из-за того случая».

Цветной выпуск AS (AS Color), выходивший по вторникам, на свой обложке разместил великолепную фотографию Агустина Веги, где было отчетливо видно, что мяч попадает в боковую сетку, с красноречивой подписью «Гола не было!». «Даже в прессе не скрывали, что мяч забит не по правилам. Мы фактически просто так потеряли очко в важной встрече. Но зато хоть весь мир в итоге узнал правду». «Супер-Пако» с гордостью и ностальгией смотрит на фото, принесшее ему широкую известность: «Отлично, не правда ли? В те времена фотографы находились практически возле нас, и иногда, отбивая удар, мы падали, чуть ли не прямо на них. Сейчас с этими суперсовременными камерами все изменилось». Несмотря на то, что Бренес уже довольно давно завершил карьеру, его воспоминания о его яркой игре еще свежи в памяти многих. Не так давно в Фуэртевентуре появилось общество болельщиков его имени. «Это большая честь для меня», - отреагировал ветеран.

В 1975 году они были, можно сказать, дебютантами Примеры, и играли против грозного Мадрида: «Зато у нас была молодая и амбициозная команда, имевшая огромное желание побеждать. Бири-Бири, Сан-Хосе, Пабло Бланко… Бири-Бири вообще был очень популярен, - все-таки первый темнокожий игрок в истории «Севильи»… Супер-Пако сыграл за свой клуб 251 встречу, пока в сезоне 1981/1982 в команде не появился молодой юноша из Ла Коруньи, талантом которого были все поражены – Пако Буйо. «Раньше клубы имели право удерживать футболиста. Если у тебя заканчивался контракт, руководство в одностороннем порядке могло увеличить зарплату на 10 процентов и продлить соглашение. Мне предлагали контракты «Барселона», «Валенсия» и даже «реал Мадрид», но я остался в клубе всей своей жизни – «Севилье», с которым до сих пор езжу на все европейские матчи».

Мадрид дважды пытался заполучить Бренеса: «Первый раз мне позвонил Мигель Муньос, тренер «бланкос». Великий человек! Но в результате они нашли Гарсию Ремона в «Овьедо». Второй раз случился в самом расцвете моей карьеры. Я был первым вратарём олимпийской сборной и вторым национальной. Еще бы! Тогда играл лучший вратарь всех времён и народов – Хосе Анхель Ирибар! Тяжело представить, что кто-то в моих глазах, сможет встать на один уровень с ним, он был просто совершенен. Когда Ирибар бросал мяч рукой, то добрасывал до центральной линии и начинал атакующие комбинации. Он был невероятно надёжен! Касильяс? Для меня – только Ирибар. Другое дело, что все рекорды сейчас побиты, потому что играют гораздо больше игр, чем раньше».

Тот скандальный «гол» оказал существенное влияние на футбол. С тех пор судьи перед матчем тщательно проверяют надёжность креплений и целостность сетки.

источник: AS, перевод: Sokratt