8 мин.

Как из противника сделать сырье для пиара

Футбольные противостояния  создают большой общественный резонанс и привлекают к себе необычно высокое внимание публики. «Барселона»  против «Реала», «Спартак» против ЦСКА, Манкунианское дерби, «Рома» против «Лацио» и прочие.  Подобные принципиальные и напружиненные противостояния выдают на-гора  жесткие, а временами даже жестокие игры,  полные безжалостных столкновений игры, и конечно же,  незабываемые моменты. Противостояния происходят не только на полях, но и на трибунах,  на прилегающих к стадиону территориях, и даже за тысячи километров от места проведения матчей. В борьбу наравне с игроками вступают  болельщики – стар и млад – кто с клубными «розами», кто с  петардами и файерами.

За отстаивание своей правды и демонстрации величия своего любимого клуба фанаты готовы отдать жизнь и здоровье, устраивая  уличные столкновения и драки, а в лучшем случае – перебранки.

Противостояния,  безусловно,  представляют собой реальную выгоду для спорта, потому что раз  в этих противостояниях  бывают  добрые персонажи, значит бывают и злодеи.

Одна афиша такого противостояния чего стоит. Даже нейтральные болельщики   как мухи слетаются на  столкновение двух  персонажей популярного противостояния. Каждому хочется увидеть,  кто же на этот раз одержит победу, и кто положит на лопатку своего заклятого врага. Фанаты ненавидят такие клубы как «Спартак» или ЦСКА, «Барселона» или «Реал».  Эта ненависть и  заставляет их  внимательно следить за ними.

Если хочешь известности, больше денег и внимания, в нынешние времена уже нельзя быть «паинькой» и «хорошим мальчиком». Парадокс современного мира – хочешь славы – сделай что-то плохое или стань  антигероем. Вот тогда  получишь общественную славу. Какая разница – дурная слава или  положительная слава? Любая слава – это  базис для будущего пиара. Надо, чтоб почаще и погромче упоминали твое имя, название. Надо, чтоб твой логотип мелькал почаще и повыше.  

И самое главное – у тебя должен быть противник. Настоящий. Чтоб показать как ты дерешься на равных, а иногда и побеждаешь этого противника. Без одного – главного - противника очень трудно завоевать симпатии болельщиков, как своих (из бывших), так и нейтральных. Вот, «Манчестер Сити» всеми средствами старается повернуть стрелку «известности» на свои матчи против известного и сильного  земляка – «Манчестер Юнайтед». Лет 10-15 назад главным соперником «МЮ» считали «Ливерпуль». Однако  в последние годы СМИ (думаю, здесь не обошлось без  помощи определенных лиц)  создают ажиотаж вокруг «МС» и «МЮ», мол, нет дерби  в Англии круче, чем  Манчестерский. Об этом  высказался и сам Алекс Фергюсон:

 "Это другое дерби, непохожее на игру с "Ливерпулем". Встречи с "Ливерпулем" более почетны в свете борьбы за трофеи. Без сомнений, мы самые успешные клубы в истории британского футбола, так что, когда мы встречаемся друг с другом, все по-другому. Сейчас наши поединки с "Сити" имеют особо яркую окраску, потому что СМИ активно подогревают интерес, потому что "Сити" пытается всеми силами достичь своих целей и потому что мы из одного города. Сейчас дерби уделяется гораздо больше внимания, чем 10-15 лет назад".

И он прав на все 100! Администрация «горожан»  действует умно, навязывая публике мысль о рождении новой силы, которая спала непробудным сном  более полувека. Подобно нашему Илья Муромцу! Благодаря умной работе пиарщиков сегодня афиша «МЮ - МС»  звучит все громче и привлекательнее некогда   шумных  афиш, типа, «Арсенал - Тоттенхэм» и «Ливерпуль – МЮ». 

В этом случае «горожанам» повезло больше, чем, скажем, тем же «синим» из Лондона. У «горожан» заклятый враг исторически был в наличии. С 1881 года, если быть точнее. Надо было всего лишь закрутить  акцию и трубить во все рупоры.  А у возрождающегося «Челси» врагами оказались команды, которые  в последние 5-8 лет  не добивались каких-либо крупных успехов (Арсенал, Тоттенхэм). Дерби-матчи с участием этих команд стали предметом внимания скорее внутреннего – английского - общества, чем мирового.

Как же обстоят дела в России.  На данный момент самая громкая афиша  - это «Спартак – ЦСКА». В каком бы состоянии не находились клубы, матчи между ними всегда привлекали  большое внимание и собирали большую аудиторию. В 2009 году их два матча  собрали совокупную аудиторию в 132 тысячи человек (оба матча прошли в «Лужниках»). Причем посещаемость первого матча  установила  рекорд России – 70000 зрителей. Не изменила себе и афиша первого круга этого года, когда 7 октября «Лужники» собрали 54+ тысяч зрителей.

Кто-то будет говорить о  повышении значимости матчей «Спартак – Зенит», однако  цифирьками это не подтверждается – в 18-м туре в «Лужниках» собралось всего 13251 человек (шестой  результат из восьми домашних матчей красно-белых). Основной причиной такой ситуации я вижу в распыленности  внимания пиарщиков «Зенита», которые хотят  создать и реанимировать сразу все  противостояния с участием «Зенита». Тут тебе и «Зенит- Спартак», и «Зенит – ЦСКА», и «Зенит – Динамо». Последнее противостояние не имеет длинную историю,  но по популярности догоняет первые два противостояния. Я бы скорее  переформулировал так: два первых противостояния   падают по популярности до славы последнего.  Больший упор делается на «динамовцев» - что ни матч то скандал: то баннер про Яшина, то  убийство Петухова,  то петарда Шунина, то  стычки на поле…

Nusquam est qui ubique est. Кто везде, тот нигде. Я бы посоветовал  «Зениту»  работать над одним противником, иначе  можно  надорваться. Негоже создавать кучу мелких  противостояний, когда  есть возможность апгрейдить одну единственную серию битв. А вместо этого «Зенит» противопоставляет себя против всех московских команд. Типа,  все московские команды заклятые враги и  на каждый матч против них, не имеет значения, с каким логотипом и эмблемой они выйдут,  питерцы намерены сражаться  до смерти. Но так не бывает.  Даже если и бывает, то это уже несерьезно. Можно один раз плыть против течения, можно и во второй раз, но все равно когда-либо это течение унесет с собой и разобьет о  камни.

Так случилось с «Рубином».  Провинция против столицы.  Один против всех московских. Но как теперь мы знаем казанцы не смогли развить ни одно нормальное противостояние. Каждый их  матч с любым российским клубом  не отличается  друг от друга – те же эмоции, тот же настрой, тот же состав. Нет в их жизни главного  противника, против которого бы команда выходила на поле со сверкающими от жажды мести глазами, с утроенными силами  воли,  не с надеждой, а с планом на конкретную порчу настроения  соперника. Если не удастся отобрать очко, то хоть  пусть соперник уйдет с поля,  вылизывая раны и  подбирая своих подбитых на поле битвы товарищей. Нет такого!

Махачкалинскому «Анжи» явно не стоит брать пример с казанцев. Лидерам – нынешним, будущим,  надеющимся таковыми стать - надо выделяться  агрессивностью, жестокостью, напористостью, принципиальностью… А такие качества лучше всего показывать  на заклятом враге. Так будет убедительнее.

Пока что ни один матч с участием «Анжи» не является «афишой». На «Анжи» люди идут неохотно. Наверное, из-за предположения, что это очередной проект и скоро  этот пузырь лопнет.  Если у менеджеров «Анжи» есть далеко-идущие планы, то им явно стоит подумать о закладке фундамента для  всестороннее наполненной истории. А история состоит не только из количества матчей, забитых и пропущенных голов, но и различных эпизодов – как положительных, так и негативных. Как я сказал ранее, нельзя обрести славу будучи только «паинькой». Вон «Рубин» старался  самоизолироваться от всех, скрыть все свои недостатки, в надежде показаться хорошим, но попал в опалу за скрытность и необщительность. Никому ничего плохого не сделал, но все равно  старались его  дразнить и поддеть. А затем и вообще стало всем  все равно – как-то неинтересно и скучно.  Это как  встать утром, позавтракать,  пойти на работу, вернуться домой, поужинать, поспать, встать утром… И так  каждый день. Каждый месяц.  

«Анжи» я бы посоветовал не искать  противника. Он уже есть. Он на нем стоит. Точнее, играет. Самая лучшая кандидатура – это московский «Локомотив». «Железнодорожники» ни с кем  не связаны  «брачными узами». Они старались что-то  изобразить со «Спартаком» и ЦСКА, но они  не приняли вызов. У них своя ставка. Своя богатая история. Свои дела.

А у «железнодорожников» что?  Успех в начале 2000-х годов и все! Остальное время – скучное прозябание  в середине турнирной таблицы, редко  попадая в СМИ по мелочным и  кадровым вопросам. «Локомотив» нуждается в отвлечении внимания от обсуждения внутриклубных проблем. И остро нуждается в переводе стрелки на другой клуб.

А другим клубом как раз таки является «Анжи». И какие же предпосылки для возникновения «вражды»?

Стадион «Черкизово» - раз! Помните, как фанаты «Локомотива»  старались и все еще надеются выгнать  махачкалинский клуб со своего родного стадиона. Из-за запрета УЕФА махачкалинцам приходится играть свои еврокубковые матчи на «Черкизово», практически  устанавливая новые правила   прохода на стадион. Этим они разозлили красно-зеленых болельщиков. Чем дольше «Анжи» будет держать стадион в оккупации, тем  сильнее будут проявляться  анти-махачкалинские настроения. Тем ненавистнее «Анжи» будет становиться «Локомотиву». И махачкалинцам не стоит  пытаться подружиться с «железнодорожниками». Это не коммуналка. Две семьи в одной квартире никогда не уживутся. Все равно одна вытеснит другую. Работая локтями, лопатой, а может даже ломом.

Увольнение  Юрия Красножана после матча между этими клубами летом 2011 года – два! Уход Красножана стал для болельщиков шоком и вызвал шквал негодования. Болельщики считали его «одним из самых перспективных тренеров в стране» и искренне горевали над его уходом. Основная масса гнева обрушилась на «Анжи» как источника всех этих бед.

Ольга Смородская – три! Ольга Юрьевна  не имела никогда  абсолютного успеха и поддержки у своих болельщиков, а после того как  она уволила Красножана и перестала прислушиваться  к  голосу болельщиков, она стала де-факто  чужой среди своих.  Даже ее  призывы о финансовой выгоде от сдачи в аренду стадиона махачкалинцам рассматривались как издевательство над чувствами «железнодорожников».