7 мин.

Александр Игнатьев: «Просто очень люблю футбол»

Александр, расскажите, как начиналась ваша карьера? Какую детскую футбольную школу вы закончили?

- Я закончил школу-интернат спортивного профиля №62, сейчас это училище олимпийского резерва. Окончил ее в 1989 году.

- Сколько человек пробилось в большой футбол из тех, с кем вы заканчивали школу?

- Самые известные игроки - это, пожалуй, Дима Радченко и Андрей Плетнев, поигравшие на высоком уровне.

- А были игроки, которые своим талантом не уступали тому же Радченко, но в итоге не смогли попасть в большой футбол?

- Был у нас очень сильный игрок - Рома Андрейко, эдакий наш Роберто Карлос. Но, к сожалению, у него не получилось пробиться выше уровнем.

- Как вы считаете, почему многие молодые таланты не попадают в большой футбол?

- Главная причина - это сложность перехода из юношеского во взрослый футбол. Там совсем другой уровень, сложно и физически, и психологически. Многие молодые игроки не могут преодолеть именно этот барьер. Я за свою карьеру встречал много талантливых молодых футболистов, которые так и не заиграли на высоком уровне.

- После окончания школы вы попали в дубль «Зенита»?

- Да, затем я попал в зенитовский дубль. Но в том году «Зенит» вылетел из высшей лиги, и я с большой группой игроков перешел в ленинградское «Динамо», так как в первой лиге не было турнира дублеров.

- Давайте чуть подробнее остановимся на вашем переходе в зенитовский дубль. Как происходил процесс перехода молодых игроков в профессиональный футбол?

- Был такой достаточно известный детский тренер Виталий Лебедев. Он отслеживал всех молодых игроков по городу. Видимо я ему приглянулся и был приглашен в дублирующий состав. Но в дубле я почти не играл, там на первых ролях был Юра Окрошидзе, известный питерский вратарь.

- Свои первые деньги на поприще профессионального футболиста вы заработали уже в зенитовском дубле?

- Нет, в дубле «Зенита» нам ничего не платили. Я там был без ставки, работал на перспективу. Свои первые деньги в профессиональном футболе я заработал в ленинградском «Динамо», тогда нам платили 150 советских рублей плюс 30 процентов премиальных за каждую победу.

- А были варианты в то время зацепиться за уровень повыше, например, высшую или первую лигу? - Нет, у меня таких способностей не было, мои данные не позволяли мне в то время претендовать на переход уровнем выше.

- Как развивалась ваша карьера дальше?

- Я попал во вторую лигу, шестую зону, поиграл там год под руководством покойного ныне Владимира Евгеньевича Пронина, но там у меня не задалось. В «Динамо» я тоже поиграл с достаточно известными игроками. Например, Андрей Почепцов, вскоре заигравший в высшей лиге за сочинскую «Жемчужину», вратарь Дима Алексеев, по-моему, до сих пор выступающий в чемпионате России, Алексей Тихомиров, тоже поигравший много где.

- Как вы затем попали в далекую Йошкар-Олу?

- Один из моих первых тренеров Алексей Стрепетов, ныне комментирующий матчи «Зенита» в паре с Кириллом Набутовым, порекомендовал меня руководству команды, и так я оказался в местной «Дружбе».

- В те времена все переходы осуществлялись подобным образом?

- Да, тогда не было агентов, и футболисты в основном переходили в клубы по рекомендациям специалистов и тренеров. Потом уже у меня появился агент, но большой пользы от его работы я не увидел.

- И какие впечатления остались от игры в «Дружбе»?

- У нас была очень приличная команда, мы заняли 5 место в своей зоне. Уровень был, пожалуй, даже повыше, чем в ленинградском «Динамо». В Йошкар-Оле судьба свела меня с известным вратарем Александром Филимоновым, только начинавшим свою профессиональную карьеру. Несмотря на конкуренцию, мы с Александром были в дружеских отношениях, потом же наши пути разошлись. Я отправился в Тверь, а он пошел на повышение в воронежский «Факел», а спустя некоторое время попал и в московский «Спартак».

- После сезона в «Дружбе» вы оказались в тверской «Волге»?

- Да, таким образом я перешагнул из чемпионата СССР в чемпионат России. Это был 1992 год.

- Как изменился наш футбол после образования чемпионата России?

- Из-за сложной экономической ситуации потряхивало и наш футбол. Поэтому зарплаты выплачивались нерегулярно, в один месяц мы получали одни деньги, в следующий - совсем другие. А что касается уровня лиги, то он, конечно, упал. Уровень российской первой лиги примерно соответствовал уровню второй лиги чемпионата СССР.

- После выступлений за «Волгу» вы ненадолго оказались в ярославском «Шиннике»?

- Да, после ряда успешных матчей за «Волгу» меня пригласили в «Шинник». Возможно, это был один из немногих шансов попасть в футбол уровнем выше. Я прошел предсезонку с ярославским «Шинником» под руководством известного тренера Игоря Семеновича Волчка, даже подписал контракт. Но не смог составить конкуренцию, так как уровень игроков был достаточно высок. Футболисты там были, в основном поигравшие еще в высшей лиге чемпионата СССР. В итоге я и еще несколько человек были выставлены на трансфер.

- Потом был черняховский «Прогресс»?

- Там я отыграл год, после чего команда прекратила свое существование, и я перешел в Литву, клуб «Панерис» из Вильнюса.

- А каким образом вас занесло в Литву?

- Дело в том, что Черняховск - это Калининградская область, граничащая с Литвой. И мы периодически выезжали на товарищеские игры с литовскими командами. Так и завязались новые футбольные знакомства, после чего последовало приглашение в «Панерис».

- Как вам игралось в Вильнюсе?

- Мы выступали там довольно успешно, занимали 3-4 места, попали даже в Кубок УЕФА. (Александр, видимо, имел ввиду групповой турнир кубка Интертото. - прим. К.С.)

- Каким получилось выступление в еврокубке?

- Выступили мы не очень удачно, нам попалась сильная группа - «Айнтрахт», болгары, греки - и мы не смогли из нее выйти. («Панерис» занял пятое место в группе, проиграв «Айнтрахту», «Спартаку» из Пловдива и греческому «Ираклису» и сыграв вничью с австрийским «Форвертс Штайр». - прим. К.С.)

- После Литвы вы вернулись в Петербург?

- Да, я вернулся в Питер, до этого попытавшись трудоустроиться в нескольких клубах. Даже ездил на просмотр в Молдавию. Но в итоге все-таки перешел в петербургское «Динамо», где и провел четыре сезона с 1996 года по 1999 год.

- Чем запомнились годы, проведенные в «Динамо»?

- Во-первых, тем, что я имел достаточно большое количество игрового времени. Очень запомнился 1997 год, когда в команду привлекли большую группу ветеранов, чемпионов СССР 1984 года в составе «Зенита» - Веденеева, Захарикова, Иванова и Тимофеева. С ними было очень интересно играть, сразу было видно, что это футболисты высокого уровня, даже несмотря на то, что они уже находились в довольно солидном футбольном возрасте. В 1998-1999 годах за нас выступал Владислав Безбородов, ныне один из наших сильнейших футбольных судей.

- После питерского «Динамо» футбольная судьба вас привела в «Псков»? Чем запомнились годы, проведенные в этом клубе?

- Да, после того как питерское «Динамо» развалилось, я уехал играть в «Псков», где познакомился с очень интересными людьми. В частности, поиграл под руководством Эдуарда Васильевича Малофеева. Интереснейшая личность! Работал со сборной СССР, имел свою методику подготовки команд, необычно строил тренировочный процесс, необычно строил отношения с командой, знает много крылатых фраз, стихов. Словами это сложно описать, надо быть в команде, чтобы понимать всю суть.

- Как изменилась оплата труда профессиональных футболистов в 2000-е годы по сравнению с 90-ми?

- Я не знаю как сейчас, но в то время это была небольшая разница и небольшие деньги. Лидеры «Пскова», например, Андрей Аленичев, брат известного футболиста «Спартака», в то время зарабатывали не более 50 тысяч рублей в месяц вместе с премиальными. Молодые, соответственно, имели зарплату еще меньше.

- Чем вы занимались после ухода из «Пскова»?

- После «Пскова» я поиграл еще немного в Петербурге, стал чемпионом города в составе «Коломяг», затем уехал в Мурманск, где выступал на первенство КФК за местный «Север». А в 2007 году завершил свою профессиональную карьеру.

- Александр, если взглянуть на вашу карьеру от начала до конца, нет ли сожаления за проведенные годы? Ведь в нашем втором дивизионе трудно заработать какой-либо капитал для того, чтобы уверенно чувствовать себя после окончания карьеры.

- Я никогда не старался мерить футбол исключительно суммами контрактов. Просто я очень люблю футбол, можно сказать, полжизни отдал этому виду спорта, поэтому денежный вопрос не стоял на первом месте.

- Каким образом вы сейчас поддерживаете форму?

- После окончания карьеры я перешел на работу в «Газпром трансгаз» и параллельно учусь в институте на менеджера. Поддерживаю форму в играх за одноименную команду в различных соревнованиях внутри самого концерна, бывает выезжаем даже в Турцию. Также участвуем в различных городских турнирах.