5 мин.

Еще раз о мотивации. Что лучше — стремиться к победе или избегать ошибок?

На прошлой неделе состоялись два занятия в рамках интернет-семинара «Психологические факторы успешности в спорте». Целый год в материалах «записок» речь шла именно об этих факторах. Их не учет в подготовке к соревнованию ведет к очередному разочарованию спортсмена, тренера, и как следствие, всех нас кому интересен этот вид спорта. Их непонимание формирует так называемые и ранее называемые феномены — «повторяющиеся ошибки», «болевой финишный синдром», «страх совершения ошибки», «чемпионство на тренировках, прикидках» и другие фобии.

Как в любой функциональной системе (как в современном смартфоне), в нашей психике цель оказывается «системообразующим фактором» (термин теории функциональных систем), объединяющим все элементы в единое целое — биохимию, физиологию, биомеханику, экологию. Педагогическое мастерство тренера и психологию спортсмена. А также государственную политику в отношении спорта.

В психике за это отвечает мотивационная система — наши мотивы и мотивация. Механизмы долженствования, обязанности или желания, хотения, свободоизьявления. Должен сказать, что вопрос о мотивационных установках неоднократно поднимался в материалах «записок», например здесь, здесь и здесь. Позиция же слушателей семинара оказалась настолько железобетонна, что я не смог не вернуться к теме мотивационных установок.

Итак, на семинаре мы обсуждали вопросы:

Формулирование цели и задач спортивной карьеры, спортивного сезона, этапа подготовки, конкретной тренировки и соревнования.

Критерии достижения цели — объективные и субъективные. Оценка и самооценка текущих возможностей.

Двигательные установки: скоростная (быстродействие); на точность (правильность-своевременность). Мотивационные установки: достижения цели, избегание неудачи; страх победы.

Все эти вопросы, если не осознаются — сознательно не формулируются (не вербализуются), то актуализируются в подсознании спортсмена в виде ожиданий того или иного исхода спортивного единоборства. Наше сознание всегда ориентируется на социальную значимость события, а подсознание всегда учитывает только собственную безопасность. Вот почему каждому, с кем работаю, повторяю: «Учись разговаривать с самим собой, находить общий язык между двумя „Я“ ‒ сознанием и подсознанием».

Именно цель, критерии и установки спортсмена предопределяют реализацию функциональной подготовленности в ситуациях соревновательной борьбы. Остается один вопрос: надо ли это осознавать или пустить на самотек — «как получится»? Такую фразу неоднократно слышу и от тренеров, и от спортсменов.

На подобных семинарах перед аудиторией ставлю вопрос — какая установка лучше, правильнее, успешнее — достижение успеха или избегание неудачи? В этот раз были тренеры, спортсмены и родители спортсменов, начинающих путь в большой спорт. Так вот, все ответили одинаково!

В зарубежной психологии спорта проблема мотивационных установок чрезвычайно популярное направление исследований. В нем используются две установки — ориентация на результат (достижение успеха) и ориентация на решение задачи (избегание неудачи). И оказывается, что у спортсменов ориентированных на решение задачи, уровень ситуативной тревоги значительно ниже. Реже наблюдается нарушение правил, чаще фиксируется достижение успеха. Установка на выполнение задания является внутренней мотивацией, установка на достижение результата — внешней. В первом случае срабатывает механизм свободы «волеизъявления» и, соответственно, удовольствия/неудовольствия, во втором механизм «долженствования» ‒ поощрения/наказания.

Аналогичные результаты получены в лаборатории Юрия Яковлевича Киселева. Мотивационная установка на избегание неудачи оказывается механизмом самоконтроля поведения спортсмена, что оказывается необходимым фактором надежности спортивной деятельности.

Не поэтому ли, российские биатлонисты жалуются, что европейцы получают удовольствие, а наши пашут?

Неконкретность, размытость цели в форме установок — «лучше», «выше», «дальше» или «как получится», создает ситуацию неопределенности. Это дополнительный источник тревоги. В то время как, конкретность цели и критерии ее достижения, делают ситуацию процессуально определенной. Это обеспечивает условия самоконтроля при выполнении спортивной деятельности, а не постоянную оценку — получится-не получится.

Приведу несколько конкретных примеров из своей практики.

Первый. Один из сильнейших спортингистов (вид стендовой стрельбы) страны отправляется на первые соревнования сезона. Спрашиваю — «Какой результат удовлетворит?». Отвечает — «196, иначе, зачем все это?!» (личное достижение 195, показанное 5 лет до этого). В итоге, результат на 20 меньше. Только после нескольких стартов и определенной работы амбициозность успешного спортсмена позволила ему критически оценивать свою подготовленность. 

Второй. Чемпион мира по фехтованию (уже 2 года нет достойного результата) отправляется на этап Кубка мира — «Какой результат удовлетворит?» — «Финал». Результат — не прошел в 32. На следующем турнире спрашиваю: «Какой результат удовлетворит?» — «Финал». Говорю ему: «Давай так, если не попадаешь в первые 16, беру с тебя двойную плату. Если попадаешь — месяц работаем бесплатно». В итоге, результат — полуфинал. Прошли годы, когда встречаемся — смеемся и вспоминаем детали тех событий.

Подобных историй много — «нужен норматив мастера», «отобраться в сборную», «сохранить место в команде» и так далее. Такие ответы слышу каждый раз в начале совместной работы, когда обсуждается этот вопрос. Это проявление, прежде всего, неуверенности, непонимания и неспособности адекватно, без самооправдания, оценить — на что готов в настоящее время. Повторюсь, на уровне подсознания цель есть всегда и чаще всего это тот результат, который когда-то был показан или который ставится уже не один сезон. Но это всегда с приставкой «надо-должен». 

Вот еще случай. Спустя полтора года после Олимпиады, спортсмен оказывается на 4-м месте. На самой Олимпиаде был пятым, но одного медалиста дисквалифицировали. Так вот, 5-е место тогда было почетно, установлен личный рекорд (не каждый олимпиец может похвастаться этим), а 4-е место сейчас, спустя полтора года, — уже оказывается «самым неуспешным» стартом в карьере. На Олимпиаде была одна мысль — «попасть в шестерку», а 4-ое место — это ведь почти медаль. Прошли месяцы нашего общения, прежде чем он изменил свое отношение к выступлению на Играх: «Лучший старт, 70000 зрителей, а я их не слышу и выступаю по личному. Круто!» 

И последнее. Как наши биатлонисты выступили на шестом этапе Кубка мира и как на седьмом? Кто не знает, можно посмотреть название статей в СМИ и их содержание. Там четко видна мотивационная установка и спортсменов, и тренеров, и журналистов с комментаторами. А ведь это сформированное общественное мнение о значении спортивных достижений в стране.

Как, по вашему мнению, на вопрос о мотивационных установках ответили участники семинара? А как вы считаете, какая установка правильнее — достижение успеха или избегание неудачи? Активность ваших ответов позволит понять, как мы все воспринимаем спорт и достижения наших спортсменов. Проголосовать можно здесь.