9 мин.

Просто вопросы, на которые никак нет ответа

Уважаемые коллеги!

Есть статья на infox.ru от 16 октября 2010 года, которая называется «Французcкий тренер отомстил олимпийской надежде России», есть письмо от ФФР в редакцию интернет-портала Infox.ru, есть комментарий президента Федерации фехтования России Александра Михайлова, к статье, опубликованной на Infox.ru. Но после прочтения всего написанного в этих статьях всё равно никакой ясности нет. Наоборот…появилось ещё больше вопросов по всей этой, мягко говоря, нездоровой ситуации. Статья на Infox - это чьё-то мнение, ответ пресс-службы ФФР на это письмо – тоже является чьим-то мнением, комментарий Александра Юрьевича тоже является мнением. Проще говоря, есть разные взгляды, на сложившуюся ситуацию. И как быть? Как придти к единому пониманию того, что происходит? Не пора ли противоборствующим сторонам, в конце концов, собраться, поговорить, поспорить, но в итоге выйти на правильное решение в этой конфликтной ситуации.

Буду откровенным. Лично мне до сих пор непонятны функции Кристиана Бауэра, как генерального менеджера, и принцип его работы, как менеджера сабельных сборных. Есть вопросы, которые были заданы уже давно, но на них никто пока не смог ответить или не захотел ответить. Давайте всё-таки попробуем разобраться, и может быть тогда будет проще ответить на вопрос, который в очередной раз прозвучит в конце этой статьи, и эта плохая ситуация уйдёт, как неприятное сновидение.

Проведём небольшой ликбез, т.к. очень многие вообще не понимают различие между генеральным менеджером команды и старшим тренером вида (автор статьи тоже пока не видит этого различия).

Итак, приступим.

Менеджер – это специалист по управлению. Это у-прав-ле-нец !!! В теории менеджмента не существует одного определения термина "менеджер". Все предлагаемые определения базируются на понимании сущности менеджмента.

Слово «менеджмент» в своем первоначальном смысле обозначало умение объезжать лошадей и править ими. Основа - английский глагол "to manage" (управлять), который происходит от латинского "manus" (рука). Если следовать логике, то "менеджмент" буквально означает "руководство людьми".

Спортивный менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей физкультурно-спортивной организации, которая действует в условиях рынка путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Иными словами, спортивный менеджмент - это теория и практика эффективного управления организациями спортивной отрасли в рыночных условиях.

О работе менеджера судят не по тому, что он делает, а по тому, как он побуждает к работе других людей.

Менеджер - это наемный управляющий.

Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития физической культуры и спорта. Исторически в нашей стране так сложилось, что управлением в спорте занимались тренеры, инструкторы, методисты. Они зачастую совмещали учебно-воспитательную работу с управлением клубом, спортивным обществом, спортивной федерацией, хотя их должностные инструкции не предусматривали выполнение ими таких обязанностей. Кто ж такие эти спортивные менеджеры? Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управления, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. Вместе с ними появляется структура взаимоотношений и подчиненности. Это значит, что менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают разные.

Менеджеров, как правило, принято подразделять на три основные группы:

- стратегический уровень (top manager) - это руководители спортивных школ, спорткомплексов, президенты спортивных клубов и федераций и т.п.;

- тактический уровень (middle manager) - руководители управлений, самостоятельных отделов и т.п.;

- исполнительский уровень (entry manager) – тренеры, начальники команд, медицинский персонал и т.п.

К какому из этих пунктов можно отнести должность Кристиана Бауэра?

Спортивных менеджеров подразделяют и по видам профессиональной деятельности: генеральный менеджер, менеджер по персоналу организации, менеджер по рекламе, менеджер по маркетингу, менеджер-представитель спортсмена. Спортивные менеджеры, являясь субъектом управленческой деятельности, выполняют в организации ряд своеобразных функций. Среди них выделяются три ключевые функции.

1. Функция принятия решения. Именно менеджер определяет направление деятельности организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер, но он же и несет ответственность за последствия.

Если г-н Бауэр работает, основываясь на этом пункте, то, наверное, стоит об этом всем сказать. Мол «Ребята, не шумите, работайте спокойно в регионах, у нашего менеджера карт-бланш…». Уже как-то понятнее будет.

2. Информационная функция. Менеджер аккумулирует информацию о внутренней и внешней среде спортивной организации, в которой он работает, распространяет эту информацию в виде нормативных установок и разъясняет персоналу ближайшие и перспективные цели организации.

3. Функция руководителя. Менеджер выступает в качестве руководителя спортивной организации, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов спортивной организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями.

Г-н Бауэр является руководителем сабельной сборной страны или НЕ является? Кто может дать вразумительный ответ?

Профессионализм спортивного менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.

Наверное, слаженная работа ещё не организована, раз есть такие случаи, как с Катей Дьяченко, Камилем Ибрагимовым и их тренерами.

С менеджерами разобрались. А что же такое вообще менеджмент?

Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает создание, управление, контроль и максимально эффективное использование социально-экономических систем и моделей различных уровней. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, коммуникации, управление, процессы разработки и принятия решений, контроль. Требования к менеджменту Современный менеджмент — это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия — дело всех сотрудников. Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв.

  1. Лояльность к работающим.

Есть ли она (лояльность) у г-на Бауэра?

2. 100 % ответственность — как обязательное условие успешного менеджмента.

Какая степень ответственности у г-на Бауэра?

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

Никаких коммуникаций не видно, особенно сверху вниз.

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих. Постоянное обучение всех, везде и всегда.

5. Долевое участие каждого работающего в общих результатах.

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие удовлетворенность работой. Переход от авторитарного стиля руководства к лидерству.

Как я понимаю, в нашем случае состоялся переход от авторитарного к диктаторскому методу управления, мало того, это приветствуется Федерацией фехтования России. Диктатор никогда не станет лидером, потому что его руководство основано на страхе, а не на доверии к нему тех, кто рядом с ним работает. (Это аксиома).

  1. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласования и целостности.

  2. Умение контактировать с покупателями, поставщиками, исполнителями, руководителями и т. п. (в нашем случае с тренерами, спортсменами и работодателями).

Пока мы видим контактирование г-на Бауэра только с руководством Федерации и с двумя тренерами – Александром Филатовым и Дмитрием Глотовым, которые являются личными тренерами Алексея Якименко и Софьи Великой соответственно. Видимо у остальных спортсменов личным тренером стал генеральный менеджер сабельной сборной страны. Прим: это объективный взгляд со стороны, честное слово, ничего другого по этому пункту не видно вообще.

  1. Этика бизнеса.

  2. Честность и доверие к людям.

Про честность не знаю, а вот про доверие Кристиана Бауэра нашим тренерам есть серьёзные сомнения.

  1. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента.

  2. Видение организации, то есть четкое представление о том, какой она должна быть.

  3. Качество личной работы, постоянное самосовершенствование.

Реализация принципов управления в современных условиях предъявляет высокие требования к личности менеджера.

Система управления (система менеджмента) целой организации разрабатывается с учётом специфики организации. Ключевыми аспектами при разработке систем управления являются следующие:

1. Миссия и видение организации.

2. Оперативные, тактические и стратегические цели (задачи) организации (системы управления)

3. Правильный выбор ключевых показателей эффективности (KPI) для мониторинга и анализа достижения поставленных задач

4. Структура процессов производства продукции или услуги Организационная структура сотрудников и подразделений (дивизионов...)

5. Наличие и качество систем информационного обеспечения

6. Знания соответственных методов теории принятия решений и исследования операций

7. Учёт специфики управления персоналом

8. Соблюдение финансового равновесия организации

Нас интересует только пункт №1, т.к. он непосредственно относится не только к участникам данного конфликта, но и к нашему фехтовальному руководству в первую очередь.

Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления. Миссия — это основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования.

Цели вырабатываются для осуществления этой миссии» Обычно миссия формулируется в двух вариантах:

Первый - короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения – брендовый слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе.

Второй — расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:

  1. цель функционирования организации,

  2. область деятельности организации,

  3. философия организации,

  4. методы достижения поставленных целей,

  5. методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).

Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Миссия — центральный, но не единственный элемент иерархии и целей организации. С понятием «миссия» тесно связаны понятия «видение», «ценности», «цели», «показатели результативности», «целевые показатели», «ключевые факторы успеха», «компетенции». Все эти понятия формулируются на основе миссии.

Отсюда вопрос к руководителям. В данной ситуации какой смысл Вашей миссии, которую Вы создали, пригласив Кристиана Бауэера, генеральным менеджером в сабельную сборную России? Из вышеизложенного мы видим, что красной линией проходит умение менеджера (организатора и руководителя) налаживать контакт с людьми, которые работают под его руководством. Г-ну Бауэру это удалось не в полной мере. Проще простого послать всех вон из зала, а не поработать с этими людьми, выслушать их доводы, привести в ответ свои аргументы с хорошей доказательной базой, убедить их, что в данный момент времени надо так, а не вот так и придти к общему решению, которое даст возможность осуществить главную цель созданной миссии – Олимпийские медали.

Неумение руководителя находить компромисс и работать с людьми, чтобы они выполняли поставленную задачу именно так, как менеджер считает нужным – есть то, что разваливает путь к цели, а со временем и саму организацию (сборную страны). Надо разговаривать друг с другом. На тойже базе «Озеро Круглое» сделать семинар, собрав там конфликтующие стороны и решить этот вопрос раз и навсегда. Хватит уже. Надоело!!! Делом надо заниматься. Никто даже попытки не делает сделать шаг навстречу друг другу. Какие же Вы тогда менеджеры, если не умеете обходить острые углы?

В данном конфликте виноваты все и г-н Бауэр, и опальные тренеры с их учениками, и руководство ФФР. А когда виноваты все, то виновных нет и поливать друг друга грязью – это не выход из положения.

Ну, а за примерами далеко ходить не надо, где чётко и профессионально был проведён менеджмент, как средство и инструмент для производства результата – это организация и проведение Чемпионата России в Йошкар-Оле, который состоялся только благодаря великолепной работе менеджеров (кстати, всего 2-х человек). Точно известно, что если бы кто-то из этих двух менеджеров «включил броню», как это делают сейчас конфликтующие стороны в нашей истории, то такого праздника не было бы по определению.

Знаю, что советы давать дело неблагодарное. Но всё-таки позволю, с Вашего разрешения, дать простой совет. Организуйте «круглый стол» и всё будет хорошо!