5 мин.

Изломанная душа. Во что Якин превращает атаку «Спартака»?

Доброго времени суток, уважаемые любители футбольного инжиниринга!

Как алкоголику не нужен повод, чтобы выпить, так и нам для разговора о «Спартаке» он без надобности. Внимание к «народной команде» не ослабевает вне зависимости от текущего места в турнирной таблице, пусть даже смутные времена для нее длятся уже без малого полтора десятилетия. Романтический спартаковский футбол образца «лихих 90-х»  развеялся как дым от романцевских папирос, а красно-белая торсида с тех самых пор пребывает в перманентном ожидании его возрождения.

Однако нынешний наставник «Спартака» ни разу не Венгер пока ничем не напоминает человека, способного привить команде атакующую философию. Возможно, это было бы вторично, если бы упрощенная игровая модель  Якина давала более-менее приемлемый промежуточный результат. Однако нынешнее турнирное положение красно-белых позволяет осенью снова избежать борьбы за позорную еврочашку таково, что шансов оказаться на финише хотя бы в тройке едва ли больше, чем второй год кряду – без еврокубков.

Следует признать, что швейцарцу пора пока так и не удалось справиться с присущим «Спартаку» эпохи Карпина острым дефицитом стабильности – в первой половине сезона «мясных колбасило», причем не по-детски красно-белых привычно лихорадило, и «Спартак» чередовал пристойные по содержанию матчи с откровенно унылыми.

И, судя по последним «подвигам» Мурата и его команды, при Федуне в ближайшей перспективе всерьез ожидать превращения этой игровой синусоиды в какую-нибудь непрерывно-возрастающую функцию было бы верхом наивности.

Однако же некоторые положительные подвижки в организации спартаковской игры все-таки наметились. Во-первых, Якин покончил с затянувшейся в эпоху «позднего валерианства» вратарской смутой, а во-вторых, стал приучать команду без стеснения действовать «от соперника», что позволяет красно-белым исправно, хоть и без блеска, набирать очки в матчах с основными претендентами на медали (за исключением «Краснодара», к которому у спартаковцев постепенно формируется устойчивая фобия).

При этом зачастую «Спартак» берет свое за счет дикой халявы дисциплины и настроя, но никак не атакующего креатива. Надежда на организаторские способности Широкова, наткнувшись на широковскую же неполиткорректность и несдержанность, приказала долго жить даже раньше, чем можно было ожидать.

Других соискателей на вакансию главного конструктора атак пока так и не нашлось, так что спартаковское нападение, если брать сезон в целом, держится, по большей части, на соплях на индивидуальных качествах Промеса, активных подключениях Комбарова и неплохих стандартах (прежде всего, в исполнении Эберта и того же Комбарова).

Текущие достижения спартаковской атаки в численном выражении выглядят так:

Как показывает практика, 30%-ная реализация моментов может считаться приемлемой только в том случае, если хронического недостатка в их созидании не наблюдается. Но к нынешнему «Спартаку» это, как вы понимаете, не относится. А с реализацией ниже 20%, которую демонстрирует команда на весеннем отрезке, рассчитывать можно разве что на скорый вылет в ФНЛ тихое и безмятежное окончание сезона при полном отсутствии какой-либо турнирной мотивации.

Если посмотреть на характер атакующих действий, около половины всех опасных атак «Спартак» проводил через центральную зону. Примерно в равной степени были задействованы и каждый из флангов, но комбаровский левый при этом оказался заметно эффективнее правого.

В соотношении острых позиционных атак к скоростным наблюдается паритет (53% на 47%), а их эффективность практически идентична (28% и 27% реализации соответственно).

Миф о том, что «Спартак» гораздо лучше проводит первые таймы, численно подтвердить не готов. По количеству созданных моментов разницы нет никакой (в 24 матчах – 51 в первом тайме против 52 во втором), а вот реализация во второй половине даже чуть лучше (17 забитых мячей против 14).

При этом «Спартак» крайне редко проводит два одинаковых с точки зрения атакующей активности тайма, о чем наглядно свидетельствует совмещенный график созидания – такой же изломанный, как душа современного спартаковского болельщика.

Утешением для этой души и источником веры в счастливое завтра служит игра красно-белой молодежи. Причем это в равной степени относится как к трансферной находке спартаковских селекционеров Промесу, так и к собственным воспитанникам (в первую очередь, в лице Давыдова).

Впрочем, пока не стану «переходить на личности» и на этой оптимистичной ноте предлагаю сделать небольшую паузу для, так сказать, более вдумчивого осмысления вышеизложенного.

Книга ваших жалоб на неуместный юмор автора и дельных предложений по существу вопроса находится в комментариях к посту.

Спасибо всем, кто не пожалел плюса и не поленился сделать репост.

Отдельное спасибо Роману Шалдаеву за неоценимую помощь в сборе атакующей статистики.

Подписывайтесь на блог и следите за обновлениями.