10 мин.

Правила жизни Рашида Рахимова

Сегодня свой 46-й день рождения отмечает главный тренер пермского «Амкара», экс-наставник московского «Локомотива» и австрийской «Адмиры-Ваккер», бывший футболист московских «Спартака» и «Локо», испанского «Вальядолида» и таджикского «Памира» - Рашид Рахимов. Блог «красно-чёрная» икра от всей души поздравляет именинника. А вашему вниманию подборка правил жизни Рашида Маматкуловича.

Рос я парнем отчаянным, непослушным. И в компаниях водился не самых интеллигентных. Но вот однажды, даже не помню, что послужило для этого поводом, мы - 12-13-летние мальчишки - решили попробовать себя в футболе. Хотя до того момента все без исключения занимались кто боксом, кто борьбой. Пошли туда, где, как нам объяснили, принимают всех, - в команду "Трудовые резервы".

Сегодня я благодарю судьбу, что познакомился с тренером Сергеем Насыровым. Если бы не он, так и ходить, наверное, мне в трудных подростках. Не все ребята из той нашей компании стали мастерами, не всем потом повезло в жизни, но те годы в футбольной команде Насырова остались в памяти навсегда. Не случайно та наша команда стала впоследствии основой сборной Таджикистана на всесоюзном молодежном турнире "Переправа", а с нее, в свою очередь, началось восхождение, таджикского футбола.

В юности был ударником в эстрадном ансамбле. У нас вообще музыкальная семья. Старшие братья играли в популярных ансамблях "Гульшан", в группе Далера Назарова. Все трое мы занимались и футболом, причем на разных стадионах. Братья окончили институт искусств, и пошли по этой линии дальше, а я остался в футболе, во-первых, благодаря своему тренеру в душанбинских "Трудовых резервах" покойному Сергею Мусалимовичу Насырову, а во-вторых, это дело у меня лучше всего получалось.

До прихода в "Памир" играл левым нападающим. В дубль меня сначала определили опорным полузащитником, играл и оттянутого форварда. В основном составе дебютировал левым защитником, временно, вынужденно вместо пропускавшего игру Витютнева. Да, видно, все "временное" у нас надолго. Вот и я остался в згой роли - почти на пять лет. А потом, уже в высшей лиге, опять некому было сыграть чистильщиком против киевского "Динамо", и наш в то время консультант Вячеслав Дмитриевич Соловьев предложил попробовать мне.

"Памир" олицетворял для меня футбольное братство. На поле мы, игроки, чувствовали себя единым целым, хотя не все дружили по жизни. Благодаря такой спайке "Памир" вышел в высшую лигу. Тренер Шариф Назаров был для нас, как родной отец. 

У меня в шкафу висело обмундирование пограничника. И вот готовимся мы к очередной игре с ЦСКА, нашим основным конкурентом за переход в высшую лигу, как вдруг на базу въезжают два УАЗика, битком набитые высокими армейскими чинами - полковниками, подполковниками. Оказалось, такой чести удостоилась наша семерка. Забрали нас - и в военную прокуратуру. Потребовали объяснений, почему в "Памире" проходим службу, и отправили в казарму. На следующий день четверых "пограничников" вызвал генерал Гафаров, который и устроил нас "охранять рубежи родины". Этот заслуженный человек, боевой генерал сказал нам тогда: "Направляю вас на задание: обыграть ЦСКА. Это приказ. Выполняйте". И нашу четверку прямо из казармы повезли на стадион. Задание генерала было выполнено, "Памир" победил - 1:0.   

Я тогда очень гордый ходил оттого, что сам министр обороны знает мою фамилию. И в то же время никак не мог взять в голову: неужели люди, облеченные властью, высокой ответственностью за судьбу страны, могут поощрять такие мелкие пакости в футболе?

"Памиру" я честно отдал лучшие годы, работал в Душанбе добросовестно.

Процесс перехода в "Спартак", оказался для меня очень болезненным. К тому же чуть ли не каждый день приходилось объяснять в местной прессе, что ухожу я не куда-нибудь, а в первоклассную команду, что хочу попробовать себя на более высоком уровне, чем тот, который являл собой "Памир" уже в рамках национального первенства. Простые болельщики меня тогда так и не поняли, несмотря на все аргументы. Настолько велика была их любовь к нашей команде.

Я с большим уважением отношусь к "Спартаку". Против него всегда приятно играть. Именно играть, а не бороться за очки.

На поле друзей нет. Есть своя команда, которая должна победить, и есть противник, которого необходимо победить. А вообще я считаю, что хотя бы пару раз за игру каждому футболисту должно быть больно. Это специфика нашей профессии, без синяков футбола не бывает. Но как бы резко ты ни шел в единоборство, оно должно быть честным, лицом к лицу. Удары сзади - это подлость. Настоящий футбол - жесткий футбол!

Мне тяжело сказать, какой я стране принадлежу. Даже несмотря на то, что у меня российское гражданство. Столько всего пережил: и застой, и перестройку, и дикий российский капитализм, и благополучную Европу… Зато пожив в разных государствах, я сталкивался с разными характерами и людьми. Это сейчас помогает.

Когда приезжаешь в чужую страну, нужно уметь принять менталитет ее жителей. Если ты гордый и начинаешь противопоставлять себя им, то становишься для них отрезанным ломтем. Потому что ты один никогда не поменяешь менталитет всей страны. Нужно принять его, и делать, как все.

В "Вальядолиде" каким-то образом очутилась видеокассета с записью игры "Спартака". Благодаря ей меня и вычислили.

В Испании мне очень понравилось. Особенно национальная кухня и музыка.

Даже тренеры "Вальядолида" не смогли отбить у меня охоту подключаться к атаке, хотя там приходилось играть строже, чем дома, отвечать только за свою зону. Импровизация на поле там особо не приветствуется. И все же пару голов удалось забить. Особенно запомнился гол в ворота "Бадахоса". У меня получился удар такой силы метров с 35, что мяч от внутренней стойки вылетел в поле. Никто из игроков, кроме меня, этого не заметил, и судья тоже. Я один радостно бегу к центру, а игра продолжается. Спасибо, арбитр на линии зорким оказался, зафиксировал гол.

Я уходил из «Аустрии», которой отдал больше пяти лет, в роли любимца публики. Фанаты даже вручили мне специальную карту «Легенда “Аустрии”, поставили в один ряд с Прохазкой, Огрисом. Было очень приятно. После такого признания карьеру можно смело заканчивать.

Свой первый матч в новом клубе («Адмира-Ваккер» - прим.) я проводил в гостях против «Аустрии»! Это было похоже на фантастику - на протяжении всей игры болельщики скандировали мое имя! Задачу мы тогда выполнили - место в элите сохранили.

Я многому научился на Западе. Я понял, что должен сам устраивать себя и свою жизнь. Я научился другому стилю общения между тренером и футболистом, построенному на взаимоуважении. Я для себя решил на всю жизнь, что тренер и футболист стоят на одной ступени и я, тренер, должен его уважать, каким бы человеком он ни был и как бы я ни относился к его характеру и поступкам.

Убил игрока в себе довольно быстро. Потому что морально готов был к тренерской работе, когда заканчивал карьеру и был помощником тренера. Уже тогда старался все раскладывать по полочкам, по логике.

Я хочу работать тренером. Наверное, не для того учился пять лет в Европе, прошел все курсы, защитил дипломную работу на немецком языке... 

Для себя я выбрал эту линию: демократическая диктатура. На тренерских курсах в Австрии, которые я окончил, был тренер шведской сборной, который рассказывал об отношениях в команде с футболистами. В частности, о том, как он работает в команде с известным бузотером Златаном Ибрагимовичем . В конце разговора он спросил, как слушатели считают: тренер - диктатор или демократ? Все ответили, что демократ, на что я возразил: а если команда проигрывает, то необходимо проявить сильные, диктаторские качества, иначе результата не добиться. Высказал свое мнение, что надо уметь сочетать демократию и диктаторство. 

Критерия «быть только в топ-клубе» у меня нет. Не могут же все тренировать грандов. Желающих-то предостаточно, да вот грандов не хватит. Для меня важно в первую очередь, чтобы задача, поставленная руководством, была интересной. Можно работать с простой командой и сделать из нее очень хорошую. 

Давно хотел попасть на сборы к Рафаэлю Бенитесу, наконец нашлось на это время. Три недели находился с «Ливерпулем», многое узнал из бесед с тренером, которые у нас были практически ежедневно. Он на самом деле и человек очень интересный, и специалист с большой буквы. Лично для меня важно было разобраться в некоторых нюансах и деталях нашего труда.

Покидая в 2007 году Пермь, я никаких болезненных восприятий к себе не почувствовал.

Я всегда понимал, что дал мне возможность попробовать свои силы на уровне топ-клуба именно периферийный клуб, определенный успех которого был замечен. И отдаленность от центра в данном случае не исключает возможности хорошей и плодотворной работы. Можно прекрасно трудиться и в провинциальной команде.

Перед заключением нынешнего соглашения с «Амкаром», у меня были несколько иные планы. Я хотел остаток сезона нигде не работать, а провести время в разных клубах Европы, пополнить свой тренерский багаж знаний. Но по просьбе Валерия Михайловича Чупракова я принял решение вернуться в Пермь, и возглавить «Амкар» в трудную ситуацию. «Амкар» для меня родной клуб, здесь я начинал в России свою тренерскую карьеру. 

Никогда не стану обсуждать слухи. Если обсуждать каждую непроверенную информацию, которая появляется в интернете или в газетах, не останется времени на работу. Недавно я, к примеру, услышал, что Новый год провел в горах Австрии и не один, а в компании красивых девушек.

Сам я работу предшественника не обсуждаю вообще. Любой тренер старается давать команде только то, что считает нужным и правильным. Что из этого выходит — его ответственность. Если же отдельные игроки высказывают какое-то свое мнение, то затыкать их я не могу.

Я - российский тренер, но только по происхождению. Все остальное - наживное. Понимаете, тренер - это призвание. Либо да, либо нет. Я решил попробовать.

Я далек от политики, но распад нашего, советского футбола, в котором соперничали не только команды, но и различные школы футбола, считаю настоящей трагедией.

Я считаю, удача приходит к тем, кто трудится. Если я по 15-16 часов нахожусь на стадионе, анализирую, тренирую, но это приносит результат, значит, я нахожусь на правильном пути.

Есть понимание, что нужно работать, прогрессировать, учиться. Никто не знает, как у нас сложится жизнь, что будет завтра. 

Нужно быть просто уверенным в себе и не забывать, чего хочешь и к чему идешь. Мне всегда помогало то, что в каких-то ситуациях включались самоанализ и определенная самокритика, ведь самому себе признаться в ошибках несложно, хоть поначалу и кажется, что это не так. Может быть, в сделанных выводах и не надо признаваться публично. Но для самого себя они необходимы. При этом, опять же повторюсь, забывать о конечной цели своего труда, занимаясь самобичеванием или, наоборот, самоамнистией, нельзя.

Я считаю, что не имею права оскорбить футболиста.

Я умею отвечать на давление. А то, что обо мне тогда писали... Да пусть пишут. Неважно.

Я сам для себя самый сильный критик. Если я допускаю ошибки, я сам себя ненавижу. Так, как я себя ругаю, меня никто не ругает. Еще чему я научился в Европе - самокритике, но не самобичеванию. То есть уметь не убиваться, а анализировать.

Я придерживаюсь такого мнения, что говорить о желаниях вслух нельзя. Их надо высказать самому себе, а не делать достоянием публики.

Я прислушивался ко всем тем, с кем мне удалось поработать. Люди все уважаемые и большие профессионалы своего дела. Я для себя сразу решил, что, если стану тренером, то не буду ни у кого ничего копировать, а буду стараться вести свою линию.

Не подумайте ничего плохого о моей ориентации. Я тоже приятный парень!»

Моя жена - человек, который меня во всем понимает и воспринимает таким, какой я есть. Хочу вам признаться: в обычной жизни у меня очень тяжелый характер. И то, что моя супруга все эти годы рядом, - это дар Божий. Представляю, сколько ей пришлось натерпеться рядом со мной. Мы до сих пор вместе, и я хочу, чтобы так было всегда.

Мама моей супруги живет в Березниках (город в Пермском крае. – прим.). Так что некая нить с Пермью нас связывала и до моего прихода в «Амкар». Но это, конечно, не было главной причиной, когда я принимал решение возглавить пермскую команду.

Если не улыбаться, то остается грустить и плакать!

Я в футболе всю жизнь. Ну и, честно говоря, не представляю себя без него. 

При составлении этого материала использовались выдержки из следующих изданий: Sports.ru, «Спорт день за днём», bobsoccer.ru, «Газета», «Спорт-Экспресс», еженедельник «Футбол».

На этом всё. Подписывайтесь на блог!