7 мин.

Чертова дюжина. Ретроспектива посещаемости. Часть 5. Урал

Урал один из самых "хоккейных" регионов в нашей стране. Клубы с "хребта России" играют в элите с самого первого чемпионата СССР, однако длительное время им было тяжело соперничать с Москвой. Первый комплект медалей в условиях гегемонии столицы представитель Урала (в лице челябинского Трактора) завоевал в конце 70-х. Российский этап в истории отечественного хоккея серьезно изменил диспозицию в регионе - на первый план вышли "металлургические" команды, клубам же из городов-миллионников пришлось претерпеть серьезные сложности финансового характера что привело одних к подвалу турнирной таблицы, а других - к полному краху. Главной же проблемой уральских коллективов длительное время была устаревшая инфрастуктура, заметно сдерживавшая рост посещаемости.

В течение рассматриваемых 13 сезонов в элите успели отметиться 7 коллективов из пяти городов. На стыке веков в Суперлиге одновременно играли 5 клубов, затем из-за финансовых проблем их число сократилось до 2х (ММг и СЮ). В последние годы ситуация заметно улучшилась и уже второй сезон подряд сезон в КХЛ проводят 4 коллектива с Урала.

Лидерство по числу зрителей в регионе неоднократно переходило из рук в руки в связи со строительством новых ЛД и турнирными успехами клубов.

Далеко не все гладко в прошлом было у сегодняшнего лидера, Салавата Юлаева. Наименьшее число зрителей (чуть более 2,5 тысяч человек) посетило трибуны на улице Зорге в локаутном сезоне. Слабые результаты команды (13 место из 16 участников) и старый дворец явно оказались более сильными аргументами, чем возможность посмотреть на заезжих звезд. В остальные же сезоны, вплоть до открытия современного восьмитысячника, посещаемость в Уфа колебалась в промежутке между 3000 и 4000 зрителей за матч.

Открытие новой современной арены состоялось в последний сезон Суперлиги, когда Салават впервые стал чемпионом страны. Показатель посещаемости сразу поднялся в 1,5 раза.

 

Последние 3 сезона уфимский клуб один из основных претендентов на Кубок Гагарина и стабильно собирает полную арену. Достаточно много разговоров о том, что вместимость арены для главного клуба города маловата, однако едва ли стоит ожидать нового масштабного строительства в Уфе в ближайшее время.

В старом спортивном сооружении проводят большинство игр дочерние команды Салавата - Толпар в МХЛ и Агидель в женском чемпионате России по хоккею.

Магнитогорский Металлург демонстрировал бОльшую стабильность как по спортивным показателям, так и по посещаемости, которая долго была значительно ограничена вместимостью ЛД имени Ромазана, построенного в конце 80х.

Скачок, аналогичный уфимскому, произошел в сезоне 06/07, когда была открыта Арена Металлург

С тех пор посещаемость, за вычетом первого сезона КХЛ, продолжает расти. Вистов металлургам добавляет как пиво на трибунах, так и развитие работы с болельщиком (вплоть до доставки билетов на дом) вкупе с административными мерами (вроде выдачи билетов на матчи работникам предприятия и т.п.). При этом клуб стабильно остается одним из грандов российского хоккея и каждый сезон имеет ряд звездных игроков в составе.

Более сложной была ситуация у соседа из миллионного Челябинска, Трактора. Один из самых популярных хоккейных клубов страны испытывал серьезнейшие проблемы с финансами и влачил достаточное жалкое существование в Высшей лиге на протяжении 7 сезонов. В последнем сезоне перед вылетом клуб собирал ок. 2770 зрителей за матч.

После же возвращения в элиту челябинские болельщики стали достаточно исправно заполнять трибуны ледового сооружения под чарующим названием "Юность" (впрочем куда чаще и более справедливо в интернете по отношению к данному объекту можно было встретить слово "старость"). Старый челябинский дворец имеет как минимум двух "братьев" - одного в столице Беларуси, другого (печально знаменитого) в Тольятти.

Арена Трактор распахнула свои двери для любителей хоккея в концовке первого сезона КХЛ. Однако посещаемость росла постепенно - резкому скачку мешали недоработки в конструкции арены (протекающая крыша и знаменитая акция с зонтами, провалы в земле рядом с ареной, парковочные проблемы и др.), проблемы с транспортной доступностью и регулярные конфликты руководства клуба с болельщиками.

Лишь в текущем сезоне Арена Трактор стала стабильно заполняться под завязку, хотя клуб и идет вне зоны плей-офф.

Екатеринбургский хоккей претерпел еще более тяжелые испытания. Традиционный клуб вел очень скромное существование, боролся за выживание в элите с переменным успехом, регулярно менял вывеску и играл откровенно "где-придется". Поэтому весьма скромные показатели посещаемости в начале рассматриваемого периода можно занести в актив. На стыке веков под лейблом "энергичного" Динамо он провел 2 своих последних сезона в Суперлиге и больше не вернулся, прекратив существование под ударами судьбы. Возрождение екатеринбургского хоккея связано с Автомобилистом. Клуб вошел в состав КХЛ со второй попытки, к этому была приурочена и реконструкция КРК Уралец.

При очень скромных результатах, очень дорогих, по меркам КХЛ, билетах и престарелом домашнем дворце Автомобилист собирает достаточно приличную аудиторию, более 4,5 тысяч человек в среднем за матч.

Также стоит упомянуть и о тех двух клубах, кого сейчас нет в КХЛ.

Пермский Молот-Прикамье, бывший одним из самых посещаемых хоккейных клубов страны в 90-е, в нулевых начал рушиться как на финансовом фронте, так и на спортивном. Все это время клуб выступал в старом, но вместительном ЛДС Молот.

После вылета из Суперлиги, Молот вернулся, но не задержался надолго и не снискал никаких лавров. Клуб постоянно был на последних строчках турнирной таблицы, игроки пытались бастовать, требуя выплаты зарплаты, что никак не могло привлечь зрителей на трибуны. Локаутный сезон стал самым непосещаемым для клуба за рассматриваемый период.

Сейчас Молот один из самых посещаемых клубов ВХЛ , финансовое положение клуба стабилизировалось, долги были выплачены. Пермский клуб выиграл бронзовые медали в последний сезон Высшей лиги под эгидой ФХР и сейчас ставит весьма серьезные задач. О планах Перми на КХЛ не известно ничего конкретного.

Ну и в конце вспомним о втором челябинском коллективе, Мечеле, который сейчас также играет в ВХЛ. И в Суперлиге, и сейчас клуб проводит домашние матчи в устаревшем ЛД, трибуны которого вмещают малое число зрителей.

Мечел, хотя и имеет свою устойчивую аудиторию в Челябинске, был, пожалуй, самым непопулярным клубом Урала за 13 сезонов. Вылет Трактора в Высшую лигу также не привел к росту посещаемости и приросту аудитории клуба.

Сейчас руководство холдинга Мечел не планирует строительства новой арены, однако об определенных планах на вступление в КХЛ руководство "металлургов" заявляло совсем недавно .

Теперь немножко о суммарной посещаемости за матч для клубов региона.

Проиллюстрируем отношение посещаемости клубов региона на протяжении 13 сезонов:

В общей посещаемости чемпионатов доля уральских клубов достигла пика в сезоне 00/01, минимум был в сезоне 03/04, когда в Суперлиге остались лишь Салават и Металлург. В последние годы в связи с увеличением числа команд и строительством современных арен доля Урала имеет тенденцию к росту и составляет сейчас примерно одну пятую.

Предыдущие серии:

Часть 4. Центральная Россия.

Часть 3. Сибирь и Дальний Восток

Часть 2. Северо-Запад

Часть 1. Общие показатели лиги и лучшие команды