8 мин.

Наследие хардкорного фаната. Спайк Ли (часть вторая)

В первой части, посвященной Спайку Ли, я поведал вам о начале пути, его первых работах и том, как и почему он стал одним из наиболее заметных лидеров афроамериканской культуры 80-90-х годов.

Во второй части хотелось бы рассказать именно о баскетбольном наследии Спайка, а также о его вкладе в популяризацию хип-хоп культуры и о том, какую роль он сыграл в революции, произошедшей в индустрии производства спортивной обуви в середине 80-х.

 

Лихорадка джунглей… или Спайк, Майк и Nike

Минутка истории: в 1984 году балетный театр Сан-Франциско открывает сезон гала-концертом сорока шести брейкеров, сотня би-боев выступает на закрытии Олимпиады в Лос-Анджелесе. По стране катит первый коммерческий хип-хоп тур. В том же LA открывается легендарное радио KDAY, вещающее чистый хип-хоп. Rock Steady Crew организуют театральную компанию «Ghettoriginal», организующую гастроли по всему миру.

RSC

Вскоре на стадионе в Филадельфии перед 20 тысячами восторженных афроамериканцев Run DMC исполняют хит «My Adidas», скидывают свои кроссовки и швыряют в толпу. Процесс снимается телевидением. Ушлые рэперы переписывают кассетку и посылают в Германию - чтобы «фирмачи» порадовались. Adidas, конечно же, выпускает по этому поводу три новых модели.

superstar

Миллионы родителей по всему миру мучаются от детских истерик и пытаются понять, чем же эти кроссовки лучше остальных. KRS-One делает рекламные джинглы для Nike и Sprite. Хип-хоп стремительно становится на коммерческие рельсы. Чернокожие начинают править балом: параллельно развивающемуся, но всё еще находящемуся в андеграунде хип-хопу, король поп-музыки Майкл Джексон в 1987 году выпускает свой нетленный альбом «Bad».

bad

Железный Майк крушит нокаутами в первом раунде всех и вся.

mike

А в НБА Майкл Джордан превращается из просто лучшего игрока в маркетинговую машину. Но обо всем по порядку.

Успех фильма «Do The Right Thing» позволил Спайку, во-первых, основать собственную кинокомпанию (40 Acres and a Mule Filmworks), а, во-вторых, проторил еще одну карьерную дорожку: после того как руководители маркетинговой службы компании Nike его посмотрела Спайк получил работу режиссера рекламных роликов компании.

Найки долгое время специализировалась на производстве беговой обуви, став к 1979 году лидером индустрии с долей рынка в 50%. При этом в НБА компания практически не имела веса. Там доминировал Converse со своим «Choose Your Weapon».

converse

У компании были подписаны контракты с ведущими на тот момент игроками: Лэрри Бёрдом, Мэджиком Джонсоном, Айзеей Томасом, Кевином МакХейлом, Бернардом Кингом, Джулиусом Ирвингом и Марком Агирре.

team

Так происходило до тех пор, пока не появился Майкл Джордан...

Идея Nike была проста: качество вместо количества. Забыть о состоявшихся звездах, найти одного молодого, восхитительного игрока, который бы и продвигал бренд вперед. Джордан, как потом оказалось, был именно тем, кто им нужен. Майкл тогда был восходящей звездой, его колледж UNC, только-только выиграл звание чемпиона в NCAA, где ему доверили решающий бросок. Но до его звездного появления на Олимпийских Играх оставалось еще несколько месяцев, а в НБА он и вовсе не сыграл на тот момент ни единой минуты. Риск был достаточно велик. Можно смело утверждать, что в 1984 году менеджмент компании проявил удивительную дальновидность, провернув одну из самых успешных сделок в истории. Это сейчас стало всеобщей практикой - задействовать в рекламе знаменитых спортсменов, но в середине 80-х у стратегии Найки не было аналогов. Вложив миллионы долларов в кампанию с участием Джордана, компания сделала его фигуру частью своей культуры. Многие американские подростки мечтали иметь пару таких же кроссовок, как у «Его Воздушества». На новый уровень вышла не только сама фирма, но и в целом вся индустрия по производству спортивной экипировки и обуви.

Еще до того Айверсон сделал мейнстримом штрафы за несоответствие дресс-коду, на этой стезе отметился Майк. Первая модель Air Jordan в красно-черной расцветке привлекла внимание публики и комиссара НБА Дэвида Стерна, который объявил, что эти кроссовки нарушают кодекс НБА (остальные игроки носили обувь, в которой преобладал белый цвет) и постановил, что Джордан не должен надевать эти кроссовки на игры. А если будет, тогда Буллз будут оштрафованы на 1000$ за первую игру, а дальше – по 5000$ за игру. Nike пообещали Буллз, что будут оплачивать все штрафы и сказали Джордану, чтоб он надевал кроссовки, несмотря ни на что. Эта скандальная ситуация, безусловно, была на руку Nike, так как тут же привлекла внимание баскетбольных болельщиков. В результате за год продажи компании выросли с 870 млн. до 4 млрд. $. Ко дню начала продаж первых Air Jordan Майкл уверенно шел к званию новичка года. И выход кроссовок вызвал предсказуемый хаос. С первого же релиза Air Jordan полностью изменили индустрию баскетбольной обуви. Они не столько захватили часть существовавшего рынка, сколько создали совершенно новый…

aj1

Все это не осталось незамеченным. В Бруклине, молодой кинорежиссер Спайк Ли работал над своим первым художественным фильмом «She’s Gotta Have It». В фильме сам же Ли сыграл сухопарого рассыльного по имени Марс Блэкмон, преданного баскетбольного фаната, для которого самая ценная вещь – это его Air Jordans…

mars

В то же время в Портленде молодой рекламный агент Джим Рисуолд, работавший в агентстве Wieden & Kennedy, обратил на Ли свое внимание. Образ Блэкмона так понравился Джиму, что у него возникла идея объединить Ли и Джордана в команду для создания будущей рекламной компании. Как раз перед этим, после выхода своей второй именной модели, Майкл задумался о создании собственного спортивного бренда, по примеру Патрика Юинга.

ewing

Но у Nike было секретное оружие – дизайнер Тинкер Хэтфилд, начавший работать над дизайном кроссовок. Его подход, базировавшийся на плотном взаимодействии со спортсменом, так увлек Джордана, что он остался. Следующие кроссовки – Air Jordan III с новым логотипом, стали, возможно, самыми любимыми баскетбольными кроссовками всех времен. Три составляющих успеха: дизайнерские решения Тинкера, популярность Майкла и режиссерский талант Спайка, объединенные интересной продуманной концепцией, разбудили уснувшего было монстра, которого Nike создал тремя годами ранее. Годзилла проснулся и начал крушить все на своем пути. Серия рекламных роликов растянулась на годы, а слоган «It’s Gotta Be The Shoes!» стал классикой ими же созданного жанра.

mj-mars

Интересные ссылки:

Полная история взаимоотношения Марса Блэкмона, Джордана и Nike:

http://www.nicekicks.com/2011/08/05/weve-gotta-have-it-a-history-of-mars-blackmon-commercials/

Спайк рассказывает о своем сотрудничестве с Найки:

В октябре 2006 года Nike решили отблагодарить Спайка и выпустили для него именную модель - Air Jordan Spiz’ike, тем самым подчеркнув важность их многолетнего сотрудничества. Кроссовки объединили в себе элементы всех номерных моделей Air Jordan, в продвижении которых участвовал Спайк: III, IV, V, VI, IX, XX. Их украшает лик Марса Блэкмона и логотип киностудии.

spizike

Кстати, культовость Спайка во Вселенной сникерхедов выражается еще и в том, что портрет Марса, вместе с лого студии за последние полтора десятка лет побывал чуть ли не на всех легендарных моделях шузов от Найки: от Air Max 90 и Air Force 1 до Foamposite One.

foam

Естественно, релизы обычно выпускались в командных цветах Нью-Йорк Никс. Спайк является одной из самых влиятельных персон сникерхед-сообщества и до сих пор остается лучшим рекламным агентом Найки - его твиту и лестным отзывам, посвященным выходу последних Air Jordan XX8 потенциальные покупатели доверяют гораздо больше, чем всем другим рекламным инициативам вместе взятым.

xx8

Факт: В какой-то момент времени, по мнению аналитиков, на долю компании Nike приходилось почти 95% рынка баскетбольной обуви в США. И в этом огромная заслуга Спайка.