5 мин.

Массимо Каррера

Ключевым для понимания Массимо Карреры является его сотрудничество с Антонио Конте.

Не секрет, что Конте - очень талантливый, сильный тренер, добивавшийся достаточно быстрого успеха почти во всех своих командах. Однако человек он своеобразный.

Конте, по-видимому, невротик. Он страшно дёрганый, психологически неустойчивый, бешено эмоциональный и не умеющий контролировать свои эмоции. С футболистами он - сам бывший отличным игроком - почти не общается. Трудно сказать, почему, - но это так.

Так вот, Каррера у Конте трудился ПОМОЩНИКОМ ПО ОБЩЕНИЮ С ИГРОКАМИ.

Каррера и Конте отлично дополняли друг друга. Массимо - очень обаятельный человек, с прекрасными навыками общения, отлично владеет собой.

Однако все собственно тренерские вопросы в "Ювентусе" и сборной Италии решал Конте.

То есть, на момент назначения Карреры главным тренером "Спартака": назначения спонтанного и неожиданного для всех: для самого Массимо, для Федуна и Гераскина (которое и приняли такое решение, так как им загорелось срочно уволить Аленичева по ходу сезона, а другой кандидатуры перед глазами не было), для футболистов и болельщикови - он НИЧЕГО НЕ УМЕЛ КАК ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР.

Однако, как я уже сказал, Каррера отличный педагог и мотиватор.

Получилось так, что этого оказалось достаточно в первый год его работы. Команда летела, как на крыльях, правда, не показывая особо выдающего качества игры - и это ещё мягко говоря. Множество очков "Спартак" выгрыз на последних минутах, типичными для него стали победы со счётом 1 : 0. Но соперники, все как один, оказались хуже - и "Спартак" выиграл чемпионат, впервые при Федуне.

Поскольку любые события в футболе воспринимаются эмоционально, но Карреру увенчали лавровым венком.

Впрочем, его заслуга в чемпионстве действительно велика.

Однако у Массимо есть не только явные достоинства, но и кричащие недостатки.

Между прочим, он похож и тем, и другим (и достоинствами своими, и недостатками) на Зинедина Зидана. Тот просто гениальный педагог, психолог и мотиватор, но как тренер полный ноль. "Реал" при нём играл, как какой-то "Вест Бромвич" или "Данди Юнайтед": проход по флангу - прострел, проход по флангу - навес. Успех был достигнут за счёт великолепного мастерства игроков и отличной психологической атмосфере в команде (что заслуга именно Зидана), благодаря которой она проявляла выдающиеся волевые качества в рещающие моменты. Однако смотреть на игру "Реала" при Зидане было мучительно: игры-то - командной - и не было.

Возможно, поэтому он и ушёл: он просто почувствовал, что всё уже выдавил из этой команды, что она могла дать - а строить новую команду он совсем не умеет. Зидан - очень сильный человек, сильная личность. Другой бы не решился сам оставить такую должность - а он внешне легко пошёл на это.

К сожалению, вот тут сходство Карреры и Зидана кончается. Каррера - не такой сильный человек.

На второй год его работы обнаружилось, что командой он не управляет. Вспомним начало сезона, затем целый ряд матчей, когда "Спартак" необъяснимо упускал преимущество в концовках (хотя в чемпионском сезоне он постоянно брал очки именно в концовках), игры с "Марибором" и в гостях с "Ливерпулем" (где Каррера избрал именно ту тактику, которая идеально удобна "Ливерпулю"), игры на финише с "Ахматом" и "Динамо".

Во всех этих случаях мы видели в лице "Спартака" КОМАНДУ БЕЗ ТРЕНЕРА.

Мой блог - психологический. Разбирать тактику и другие специфические футбольные составляющие игры я, разумеется, не буду: не разбираюсь в этом профессионально.

Но, на мой взгляд, очевидно, что:

1) "Спартак" неорганизован в защите. Хотя Карреру брали как помощника главного тренера ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ В ОБОРОНЕ. Однако её как не было - так и нет. Когда соперник владеет мячом на одном фланге, весь "Спартак" сваливается в ту сторону - и резкий перевод на другой фланг приводит к ситуации 1 в 1 или даже 2 в 1, потому что на том фланге зияет дыра. Особенно печально эта особенность (роднящая "Спартак" с дворовой командой: именно так играют во дворе - все бегают там, где мяч, где нет мяча - там пусто) команды Карреры проявляется тогда, когда уязвимым оказывается фланг Дмитрия Комбарова. Если бы Каррера действительно, подобно Сёмину или Бердыеву, разбирался в постановке командной игры в обороне, он бы Комбарова давно убрал. Футболист этот вообще слабый, но главная его особенность: он совсем не умеет играть в обороне. Действия его ужасны: и в позиционной игре, и в отборе. Он по призванию атакующий полузащитник, и хотя почти всю карьеру играет на фланге в защите, так и не научился защищаться - и Каррера его ничему не научил.

2) "Спартак" полностью зависим от своих эмоций и того, как складывается матч. Команда не умеет играть по счёту, не держит мяч, когда выигрывает, не умеет закрываться, сушить игру. В любой момент любой игры от "Спартака" можно ожидать чего угодно.

Возможно ли научиться тренерскому искусству в 50 с лишним лет, я не знаю.

Факт тот, что Массимо Каррера К ЭТОМУ И НЕ СТРЕМИТСЯ.

Выиграв чемпионат, во многом, случайно, он решил, что его усилий мотиватора достаточно и для дальнейших успехов. Он так и не понял, что многого не умеет и ему нужно учиться. Этого он не сделал и делать не собирается.

 

Массимо Каррера как человек мне очень даже нравится.

Но о нём нельзя сказать (как, например, о Дмитрии Аленичеве) даже и того, что он слабый тренер.  Каррера ВООБЩЕ НЕ ТРЕНЕР. При этом сам этого не понимает, так как не принадлежит к числу людей интеллектуального плана, не склонен к рефлексии.

Впрочем, что "Спартак" когда-нибудь станет нормально управляемой командой - иллюзия. Об этом я уже писал (см. текст в этом блоге "Гераскин и Федун").

У этой команды вряд ли когда-нибудь будет настоящий тренер, потому что так она управляется.

 

Автор этого текста - психолог.

Когда-то (почти 20 лет назад) я опубликовал на английском языке статью-исследование "Быть или казаться". В роли "подопытных" выступили дети среднего школьного возраста. Экспериментатор просил их провести ряд учебных занятий с их же одноклассниками или учениками младших классов. Разумеется, квалификацией преподавателей дети не владели, учебный материал понимали не вполне.

Однако выяснилось, что всем им СТРАШНО НРАВИЛОСЬ это задание. БЫТЬ учителями они не умели, разумеется. Но КАЗАТЬСЯ учителями, ИЗОБРАЖАТЬ (имитировать) работу учителя - почему-то им ужасно нравилось, доставляло им огромное удовольствие.

И даже то, что результаты их работы оказались предсказуемо правильными, их не смутило.

Почему детям так нравилось делать то, что делать они не умели? Это ПОВЫШАЛО ИХ СТАТУС, в том числе, - в их собственных глазах.

 

Та же история с Массимо Каррерой.

Ему очень нравится быть главным тренером, стоять на капитанском мостике, отдавать распоряжения, давать интервью.

И так и будет продолжаться, пока Федун с Гераскиным не сподобятся его уволить.

Впрочем, и после этого в "Спартаке" не изменится ничего: до тех пор, пока его владельцем останется Леонид Федун.

Массимо Каррера