11 мин.

Алекс Фергюсон «Моя автобиография». Глава 15. «Ливерпуль» - великая традиция. Часть 2

01

Когда Кенни был главным в "Блэкберне", и они лидировали в чемпионской гонке, я сказал: "Ну, теперь мы надеемся на Девон Лох". Фразу подхватили в каждой газетной статье. И "Блэкберн" начал терять очки. Мы могли выиграть Лигу, но Роверс держались. Несомненно, мы осложнили им жизнь, припомнив случай с лошадью королевы-матери, проигравшей скачки на Эйнтри.

Оглашение фактов состояло в том, что Бенитес был перестраховщиком, ему казалось, что он всё делает правильно, но на самом деле это не имело смысла. Он не проявлял интереса к развитию дружеских отношений с другими тренерами - это опасная политика, потому что было много более слабых клубов, тренеры которых хотели бы провести с ним время и поучиться у него.

В сезоне 2009-10 он всё-таки решил встретиться и посидеть на Энфилде, но ему было неуютно. Спустя короткое время, он сказал, что ему нужно идти. На этом всё закончилось. Сэмми Ли, его помощнику, я сказал: "Ну, по крайней мере, нужно с чего-то начинать."

Однажды Роберто Матинес, тренер "Уиган Атлетик", услышал от одного из моих друзей, что я хотел бы наладить отношения с Бенитесом (это был Большой Сэм). Роберто позвонил мне и спросил, может ли он сделать заявление, чтобы исправить положение дел. Роберто сказал, что он не связывался с Бенитесом, и что он - лицо незаинтересованное. Я полагаю, что Мартинес дал интервью испанской прессе о Бенитесе, как Бенитес видит нас, своих соперников в Англии, но не обращает внимание на самого себя. Он был просто посредником. Можно было подумать, что Бенитеса и Мартинеса связывает то, что они единственные тренеры-испанцы в Англии.

Бенитес жаловался на отсутствие денег, но с того дня, как он приземлился в Англии, он получил больше денег на трансферы, чем я. Намного больше. Меня поразило, что он ходил на пресс-конференции и жаловался, что у него нет денег на трансферы. Он получил очень много. Его подводило качество покупок. Если вы исключите Торреса и Рейну, немногие его приобретения подходили под высокий стандарт "Ливерпуля". Это были неплохие игроки - Маскерано и Кёйт - но не подходящие под настоящее качество "Ливерпуля". Не было никаких Суннеса и Далглиша или Ронни Уилана и Джимми Кейса.

У Бенитеса было два больших успеха на трансферном рынке: голкипер Пепе Рейна и нападающий Фернандо Торрес. Торрес был очень, очень талантлив. Мы долго наблюдали за ним и пытались подписать, когда ему было 16 лет. Мы выразили нашу заинтересованность в нем за два года до того, как он перешел в "Ливерпуль". Но мы всегда чувствовали, что наши контакты закончатся, как только он получит улучшенный контракт в мадридском "Атлетико". Мы просматривали его на многих молодежных турнирах и всегда хотели его приобрести. Он был плоть от плоти "Атлетико", и я был очень удивлен, что "Ливерпуль" смог получить его. Вероятно, помогли испанские связи Бенитеса.

Торрес обладал большой хитростью: проницательностью, граничащей с бессовесностью. Он был с дьяволинкой, но не в физическом смысле. Он мог полностью изменить скорость движения. В 45-ярдовом спринте он был не быстрее многих футболистов "Ливерпуля", но у него было то изменение темпа бега, которое может быть смертельным. Его бег был обманчиво медленным. Но мгновенно он ускорялся и уходил от вас. С другой стороны, я не уверен, что когда дела складывались не в его пользу, он был лучшим, потому что его реакции становились мелочными. Возможно, он был испорчен в "Атлетико", где долго был в статусе золотого мальчика. Там он стал капитаном команды в 21 год.

У него была прекрасная физика: рост и телосложение нападающего. И он был лучшим центральным нападающим "Ливерпуля" со времен Оуэна и Фаулера. Другой звездой, конечно, был Стивен Джеррард, который не всегда хорошо играл против "Ман Юнайтед", но был способен выигрывать матчи в одиночку. Мы сделали ему предложение на трансферном рынке, также, как и "Челси", потому что атмосфера была такова, что он хотел уйти с Энфилда. Но, по-видимому, сказалось сдерживающее влияние людей вне клуба и переговоры зашли в тупик.

Его переход в "Челси", казалось был решен. Вопрос, который продолжал мучить меня: почему Бенитес не доверял Джеррарду в качестве центрального полузащитника? В одном мы можем быть уверены: в моих поздних играх против "Ливерпуля", если их два центральных полузащитника переигрывают вас, они никогда не побеждают без него. Если Джеррард играл на этой позиции, он переигрывал вас. Вы знали, что у него есть ноги и амбиции пойти вперед и нанести вам потери. Я никогда не мог понять, почему "Ливерпуль" так часто не ставил его в центре полузащиты. В сезоне 2008-09, когда они финишировали вторыми с 86 очками, у них был Алонсо, чтобы пасовать и Джеррард, игравший под Торресом.

Другим нашим преимуществом было то, что они прекратили пополняться доморощенными игроками. Майкл Оуэн был, вероятно, последним. Если бы Майкл присоединился к нам 12 лет назад, он стал бы одним из великих нападающих. В том году он играл в финале молодежного турнира в Малайзии. От нас там были Ронни Уоллворк и Джон Кертис, отдавая долг Англии. Когда они вернулись, я дал им месяц отдыха. Майкл Оуэн сразу отправился в первую команду, без отдыха, без технического развития. Майкл вырос как футболист в течение двух лет, которые он провел у нас. Он был потрясающ в раздевалке и был хорошим парнем.

Я думаю, что нехватка отдыха и технического развития в его ранние годы работали против него. К тому времени, когда Улье стал тренером команды, он уже был сформирован как игрок и был символом команды. Уже не было никакой возможности начать с ним работать с технической точки зрения. Я ошибся с Майклом в том смысле, что должен был заключить с ним контракт раньше. Не было шансов, чтобы он перешел из "Ливерпуля" в "Ман Юнайтед", но мы должны были вмешаться, когда он уходил из "Реала" в "Ньюкасл". Он - прекрасный молодой человек.

Из других футболистов "Ливерпуля", которые создавали нам проблемы, Дирк Кёйт был самым добросовестным игроком, с которым вы могли встретиться. Я уверен, что в нем было 6 футов 2 дюйма, когда он приехал, и 5 футов 8 дюймов, когда уезжал, потому что он непрестанно находился в движении. Я никогда не видел, чтобы игрок атаки так много помогал в обороне. Бенитес использовал его в каждой игре. Но насколько он будет острым в чужой штрафной, если все силы потрачены на оборону?

Несмотря на мои оговорки о нем как о человеке и тренере, Бенитес убедил своих игроков работать изо всех сил, таким образом у него были некоторые харизматические качества: страх или уважение, или его мастерство. Вы никогда не видели, чтобы его команда выбрасывала белый флаг, и он заслуживает похвалы за это. 

Почему он не работал на Энфилде так, как нужно было бы с моей точки зрения? У Бенитеса оборона и разрушение превалировали перед созиданием и атакой. Вы не можете быть полностью успешными с таким подходом к игре.

Жозе Моуриньо был гораздо более проницателен в управлении игроками. И он - личность. Если вы видели Жозе и Рафу вместе у бровки, вы знали, кто будет победителем. Вы всегда должны уважать путь "Ливерпуля". То самое, что мешало Бенитесу побеждать в чемпионате, помогало выигрывать кубки, потому что он неизменно стоял на своей позиции, что обеспечило победу в Кубке чемпионов. Там были положительные моменты. Ему повезло, но, иногда, и мне тоже везло.

Его способ работы у бровки был постоянно нацелен на движение своих игроков по полю, но я сомневаюсь, следили ли они за его указаниями или действовали по предматчевой установке. Никто, возможно, не понимал все его жестикуляции. С другой стороны, о Моуриньо в матче "Челси" - "Интер", я заметил, что игроки подбегали к нему, как бы говоря: "Что, босс?" Они были внимательны к его указаниям.

Вам нужен сильный тренер. Это жизненно важно. И Бенитес силен. У него есть большая вера в себя, и он достаточно упрям, чтобы не обращать внимание на критиков. Он делает это постоянно. Но он все-таки выиграл Кубок чемпионов против "Милана" в Стамбуле в 2005 году, который дал ему некоторую защиту от тех, кому не нравятся его методы.

Когда "Милан" вел 3:0 после первого тайма в той игре, в перерыве некоторые игроки "Милана" стали праздновать победу, надевать памятные футболки и хвастаться ими. Мне сказали, что Паоло Мальдини и Дженнаро "Рино" Гаттузо пытались это прекратить, призывая товарищей по команде не считать, что игра закончилась.

"Ливеруль" выграл Кубок той ночью, показав сверхъестественную невероятную игру.

После кратковременного пребывания на Энфилде Рой Ходжсон уступил свое место тренера вернувшемуся Кенни, и "Ливерпуль" снова встал на путь больших перемен. До сих пор некоторые контракты Кенни преследуют меня по ночам. Мы часто просматривали Джордана Хендерсона, Стив Брюс был неизменно восторжен по его поводу. Однако мы обратили внимание, что Хендерсон работает с колен, с прямой спиной, в то время как современные футболисты двигаются от бедер. Мы думали, что его походка могла стать проблемой в будущей карьере.

Стюарт Даунинг стоил "Ливерпулю" 20 млн. фунтов. У него был талант, но он не был самым смелым или самым быстрым. У него были хорошие кроссы и удары. Но 20 миллионов? Энди Кэрролл, который перешел за 35 млн. фунтов, был в нашей северо-восточной школе превосходен, наряду с Даунингом и Джеймсом Моррисоном, который продолжал играть за "Миддлсбро", "Вест Бром" и Шотландию. FA закрыла ее после протестов "Сандерленда" и "Ньюкасла". Это было время открытия Академий. Подписание Кэрролла было реакцией на золотой дождь при продаже Тореса за 50 млн. фунтов. Проблемой Энди была его подвижность, его скорость на поле. Если мяч не будет постоянно направляться в штрафную, то Энди Кэрроллу будет очень тяжело из-за его манеры игры, потому что защитники в наше время научились очень хорошо бороться. Вы ищите движение в современном нападающем. Суарес не имеет быстрые ноги, зато имеет быстрый ум.

У ребят, введенных в состав из молодежки, всё получилось. Джей Спиринг особенно был потрясающ. Мальчиком Спиринг играл центрбека с Джоном Флэнеганом в качестве фуллбека, и Спиринг был самым лучшим: злющий, быстрый, лидер. Вы могли видеть, что у него кое-что было. Он был хорош в центре полузащиты, но было трудно прогнозировать его будущее. Возможно, его телосложение было против него.

Конечно, Кенни выиграл Кубок Лиги и дошел до финала Кубка Англии, но когда я услышал, что его с помощником Стивом Кларком вызвали в Бостон на встречу с владельцами клуба, я опасался за них. Я не думаю, что защита Суареса и футболки акции протеста в саге Суарес-Эвра помогли Кенни. В качестве менеджера ваша голова может скатиться с плеч, особенно если речь идет о большом игроке. Если бы речь шла о запасном игроке, пошел бы Кенни на такие меры по его защите?

Передовицы в The New York Times и Boston Globe о последующем нерукопожатии Эвра-Суарес показали, в каком ключе шли переговоры. Проблема Кенни в том, я чувствую, что слишком много людей в клубе боготворили его. Питер Робинсон, руководивший "Ливерпулем" в годы славы, остановил бы ситуацию в самом начале. Клуб должен быть выше, чем любой футболист.

Следующим менеджером стал 39-летний Брандан Роджерс. Я бы удивен, что они назначили столь молодого тренера. Ошибку, которую я почувствовал, Джон Генри сделал в июне 2012 года. Она состояла в том, чтобы создать документальный фильм о внутренней жизни "Ливерпуля" и первых неделях работы Роджерса. Помещать в центр внимания молодого человека было жестоко, и он был ужасен. Фильм не оказал большого воздействия в Америке, и я не мог разобраться, какой в этом прок. Мое понимание этого, что игроков обязали дать интервью, которое мы видели на наших экранах.

Брендан, конечно, дал замечательный шанс молодежи. И он получил достойный ответ от команды. Я думаю, он знал, что делает несколько нестандартные прибретения. Хендерсон и Даунинг были среди тех, кто должен был доказывать свою необходимость. В общем, вы дали игрокам возможность проявить себя.

У нас всегда была сильная конуренция с "Ливерпулем". Всегда. Подкрепленная враждебностью, но, тем не менее, со взаимным уважением. Я гордился своим клубом в тот день, когда в 2012 году вышел отчет о Хиллсборо: важная неделя для Ливерпуля и тех людей, которые боролись за справедливость. Всё, что попросил "Ливерпуль" в этот день памяти, было принято, и наш прием был оценен гостями с благодарностью.

Я сказал своим игрокам: никаких провокационных празднований голов, если вы сфолите на игроке "Ливерпуля", подайте ему руку. Арбитр матча Марк Халси правильно вел игру. Перед началом матча в центре поля Бобби Робсон появился с венком, который он передал Иену Рашу для возложения к мемориалу жертв Хиллсборо у ворот Шенкли. Венок состоял из 96 роз, по одной для каждого болельщика "Ливерпуля", которые погибли на Хиллсборо. Первоначально "Ливерпуль" предлагал, чтобы эту церемонию выполнили Иен Раш и я, но я подумал, что Бобби станет более соответствующим выбором. День прошел хорошо, не смотря на некоторые незначительные перебранки небольшого количества подростков в конце. 

Стало ясно, для достижения нашего или "Манчестер Сити" уровня, нужны огромные инвестиции. Стадион был еще одним тормозящим фактором. Американские владельцы выбрали реконструкцию Фенвей-Парк, дома "Бостон Ред Сокс", а не строительство новой арены. Построить в наши дни новый стадион - это порядка 700 млн. фунтов. Энфилд устарел. Даже раздевалки были 20-летней давности. В то же самое время, по моему мнению, им требуется 8 игроков, чтобы бороться за титул. И если вы делаете ошибки на трансферном рынке, вы получаете не тех игроков.

В то время, как Брендан Роджерс приступил к работе в "Ливерпуле", Рафа Бенитес и я не виделись. Он вернулся в английский футбол как временный менеджер "Челси" после увольнения Роберто Ди Маттео, выигравшего Лигу чемпионов в мае, и уволенного осенью 2012 года. На пресс-конференции, вскоре после возвращения Бенитеса, я высказал мнение, что ему посчастливилось получить готовую команду.

Я чувствовал, что его достижения нуждаются в обновлении. Он выиграл Ла Лигу в 2001-02 годах с 51 голом, что говорило о нем, как о прагматике. Но я нашел, что на его "Ливерпуль" было тяжело смотреть. Я нашел его скучным, когда он был там тренером. Я был удивлен, когда "Челси" пригласил его. Сравнивая Бенитеса с Ди Маттео, у первого было два чемпионских титула с "Валенсией", Кубок чемпионов и Кубок Англии с "Ливерпулем". За шесть месяцев Ди Маттео выиграл Кубок Англии и Лигу чемпионов.

Их достижения сопоставимы. Всё же Рафа опять встал на ноги.

(c) Alex Ferguson My Autobiography

(c) Фото: Southport Visiter, Goal.

P.S. Данный перевод не претендует на абсолютную точность. В общем, чем богаты...