10 мин.

Новый тренер «Наполи» – успешный бизнесмен, который привел Сарри в футбол. Что он знает об игре?

Андрей Клещенок – о Чиччо Кальцоне.

Когда Аурелио де Лаурентис прекратил мучения Вальтера Мадзарри, он назначил нового главного – 55-летнего Франческо Кальцону. Вы вряд ли слышали о нем много. Чиччо почти всю профессиональную карьеру провел за спинами других, знаковых тренеров. Его самостоятельная работа началась полтора года назад – в Словакии, которую он вывел на Евро.

Тем не менее в Неаполе его ценят. Чтобы заполучить его, чемпион пошел на унизительные условия. Контракт со сборной остался приоритетным. Если словакам не понравится поведение Де Лаурентиса, тренера отзовут в одностороннем порядке.

Чтобы понять, почему «Наполи» принял такие риски, нужно познакомиться с самим Чиччо. Его история стоит того.

Кальцона создал успешный бизнес, прежде чем взялся тренировать. И втолкнул Сарри в большой футбол

Представьте трех друзей, которые топят вечера в баре возле работы. Они не коллеги. Один служит в банке, другой продает газеты, третий торгует кофе. Но каждый день, не сговариваясь, они собираются у стойки и на несколько часов забывают обо всем вокруг. Их объединяет футбол и захватывают споры о Сакки.

Так могла бы выглядеть стандартная мизансцена в среднем ситкоме и точно так протекает далеко не одна реальная жизнь, но в том баре в Матассино наверняка наливали что-то особенное. Потому что через несколько лет банковский клерк Маурицио Сарри бросил работу и подался в тренеры. То же самое сделал продавец кофе Чиччо Кальцона. Очевидно, барное образование помогло обоим; тем не менее третий, Андреа Фоссати, остался по другую сторону телевизора – каждый день открывал свой киоск, пока газетчики не достали расспросами о прославившихся друзьях.

«Нас с Сарри познакомил общий друг, – рассказывал Кальцона в подкасте Lo Stellato. – Он работал в банке, а я искал финансового консультанта. Между нами сразу возникла химия: мы так и не заговорили о деле, но 3-4 часа болтали об игре».

В этой маловероятной, но все-таки реальной истории Чиччо был центровым. В середине 90-х, когда они познакомились, Сарри уже тренировал в свободное время – на том же очень любительском уровне, на котором играл. А Кальцона играл. На старте карьеры он слыл техничным творцом и недолго подавал надежды – даже сыграл несколько матчей в Кубке и Серии В. Остальное время провел в тосканских региональных лигах. Там он считался звездой; в малолюдных горных местечках, никогда не встречавших экранных божков, его узнавали не хуже Баджо.

Его связи и авторитет пригодились друзьям. В 1999-м Кальцона продвинул Сарри в тренеры «Теголето», а сам стал негласным советником. За год с ним Маурицио добился большего, чем за предыдущие девять – и летом наконец получил предложение, по-настоящему впустившее его в футбол.

«Я проводил один из последних сезонов в Эччеленце, – вспоминал назначение Чиччо. – А Сарри был моим финансовым консультантом, хотя мы всегда говорили только о футболе. Команды у него не было. Однажды клуб уволил тренера и предложил место мне, но я хотел только играть. Так что я посоветовал Маурицио. Так все и началось».

Самому Кальцоне не хватило бы времени – кроме хобби, у него была работа. Он устроился торговым агентом в кофетрак и за несколько лет вырос в кого-то вроде директора по стратегическому планированию. Чиччо превратил небольшую семейную Moka Piu в крупный бизнес, не отрываясь от игры – в багажнике в зависимости от времени суток лежала либо рабочая униформа, либо футболка и бутсы.

«Мы предложили Франческо управлять баром, но ему не хватало времени между тренировками. Поэтому он по собственной воле начал как торговый агент, – рассказал Gazzetta dello Sport владелец компании Марко Маджи. – Он разъезжал по знакомым, убеждая каждого попробовать и купить наш кофе. У него невероятная сила воли. Он придумал все, и благодаря ему у нас шесть фургонов, которые развозят продукты каждый день. Чиччо был новатором не только в футболе. Когда он сказал, что уходит, я плакал».

Пока Сарри решительно продвигался в профессиональный футбол, уцепившись за крохотный шанс, Кальцона делал что и прежде – играл, тренировал, торговал. Но они всегда оставались на связи. Как и раньше, друзья часами говорили об игре, но все больше о делах Маурицио. Чиччо находил решения там, где пасовал негибкий приятель. И в 2007-м тот предложил ему должность помощника в «Авеллино» – пускай небогатую, но деньги Франческо не волновали: он разбогател на кофе.

Так началась 12-летняя история Кальцоны и Сарри. Один тренировал, второй помогал. Вместе они прошли от любительской Серии D до борьбы за чемпионство с безжалостным «Юве» десятых. Друзья разошлись, только когда Маурицио улетел в Лондон.

Кальцона остался в Италии и сначала поработал с Ди Франческо в «Кальяри», а после со Спаллетти в Неаполе. В 2022-м неизвестный новатор начал самостоятельную карьеру – принял предложение Гамшика, пока заправлял машину.

«Кальцона преподает футбол, как мало кто, – объяснил выбор Марек. – Он переделал Мертенса в ложную девятку и играл важную роль в «Наполи», боровшемся за скудетто. Таких тренировок, как у него, я больше не видел. Он подходящий человек для возрождения сборной».

Словак оказался прав. Но как быть с возрождением «Наполи»?

Кальцона – специалист по игре без мяча. Сарри учился у него, а не он у Сарри

Однажды Франческо спросили, что общего у них с Сарри. Он назвал суеверность: «Как-то раз я нечаянно свернул не туда и проехал 15 километров, добираясь домой. И мы разгромили «Брюгге» 5:0. После этого я два года каждый день ехал домой тем же маршрутом.

Суеверность Маурицио повлияла на меня. Он повторял одно и то же снова и снова. Например, в четверг вечером всегда садился в определенном месте, выкуривал сигарету и воспроизводил другие дела, которые я уже не вспомню».

На самом деле их роднит еще одно – зонная оборона с ориентацией на мяч.

Помните телепатическую синхронность, с которой оборонялся «Наполи» времен саррибола? Речь как раз о ней. В такой системе игроки фокусируются исключительно на мяче, игнорируя соперников и партнеров, и одновременно смещаются после каждого паса. Дистанция между ними почти всегда неизменна. Позиция в каждом конкретном эпизоде определяется положением мяча.

Метод гарантирует выгодное положение после возврата (оттого команды Сарри всегда много забивали после переходов владения) и редкую компактность даже в высокой защите. Но она чрезвычайно требовательна к коллективному разуму. Это самая сложная разновидность защиты. На топ-уровне ее используют только Кальцона и Сарри.

Ориентация на мяч – суть Кальцоны. Восемь лет назад он написал невероятно подробную 72-страничную дипломную в Коверчано, посвященную исключительно методической части: тренировкам, развивающим правильное движение в обороне. В штабе у Сарри он этим и занимался: специализировался на оборонительной фазе, разрабатывал новые упражнения, направленные на создание правильных подсознательных установок, и вел тренировки.

«Я играл в «Гроссето» у Кальцоны и Сарри, – рассказал Radio Crc Мауро Эспозито. – Сарри во всем ему доверял. Зачастую нас тренировал сам Кальцона, и поэтому думаю, что Де Лаурентис сделал правильный выбор. Кальцона сильно повлияет на «Наполи». Он знаком со многими игроками, знает клуб и даже в молодости умел наладить отношения с коллективом. Когда тренер в гармонии с командой, команда способна на все».

К тому же Кальцона очень силен в подготовке к сопернику – в штабе Сарри он ведал еще и этим. Владелец Moka Piu и его бывший работодатель Марко Маджи рассказывал: «Когда Чиччо начинал тренером, он изучал каждого соперника и исключал любые случайности. Казалось, он готовится к матчам Серии А. Он часами рассказывал о стартовых планах».

Из-за всего этого облик «Наполи» без мяча угадывался заранее, и первые матчи подтвердили ожидания: Кальцона начал с перемен и за несколько дней неплохо отрепетировал сложную синхронизацию в фирменных 4-4-2/4-5-1. Это впечатляюще, но объяснимо. Именно Чиччо разработал дидактическую базу такого футбола. Он лучше, чем Сарри, подстраивается под соперников, что особенно полезно в первое время – когда нужно прикрыть недостатки сырой системы, – и при этом способен поставить игру относительно быстро.

К несчастью, сейчас времени у него нет вовсе. А защитникам «Наполи» не хватает смышлености даже для футбола попроще.

С мячом Кальцона ближе к Ди Франческо, чем Сарри. Он обожает атаку

Принято ожидать, что помощник концептуально идентичен главному тренеру. Сомневаюсь, что это правило срабатывает действительно часто, и уж точно оно не работает с Кальцоной и Сарри. Их роднит фаза без мяча. Во владении Чиччо ближе к другим тренерам.

«Кто я, Сарри или Спаллетти? Вы забыли о Ди Франческо. Я работал с тремя выдающимися тренерами, – описывал Кальцона. – Это лучшие лекции, которые я мог посетить. Они дали мне очень много, но в игре есть и что-то от меня». 

С мячом Чиччо почти всегда использует 4-3-3, разбавляет горизонтальный перепас неожиданными уколами за спины и прощупывает соперника через заранее разведанные слабости. В движении мало от саррибола. Кальцона взял чуть-чуть от Спаллетти и очень много от лихости Ди Франческо, почти всегда выраженной в умных розыгрышах низом с чередованием передач разной длины.

«Я не догматик, который строит атаку исключительно от защиты. В футболе нужно всего понемногу, – пояснял тренер. – Для меня поражение, если защитник беспричинно переходит на длинный пас. Я не терплю ничего подобного. Это простительно, только если вынудил соперник».

С Ди Франческо (который, по словам впечатленного Кальцоны, показал ему особый взгляд на футбол) его объединяет еще одно – стремление добраться до ворот максимально быстро. Несмотря на 71% владения против «Кальяри», команды Чиччо избегают контроля ради контроля. Перепас – исключительно атакующая опция. И ее не используют, если соперник раскрывается сам.

Кальцона так рассуждал об этом: «Хорошая игра – это движение, построенное на установках, постоянное стремление загнать соперника в тупик, использовать его слабости и предельно быстро выйти к воротам. Люди платят за билет, чтобы посмотреть 90 минут, а не два случайных гола. Футбол – это шоу. Мы должны развлекать публику. Поэтому я учу команды хорошей игре».

***

Назначение Кальцоны – это возвращение к истокам современной неаполитанской идентичности. Оно стратегически неоправданно, к сожалению: сложный футбол тяжело воспроизвести – он не закладывает базы; долгосрочно Де Лау ничего не выигрывает, если не сохранит самого Чиччо.

Краткосрочные нужды тоже требуют тренера проще. Но такого «Наполи» уже пробовал. Вышло не очень. Интуитивно кажется, что неаполитанцы попали в ту же ловушку, что и при Анчелотти после Сарри. Эта команда раскрывается только в сложном футболе. И ей нужен скорее Кальцона, чем Гарсия или Мадзарри. Тем более после Спаллетти.

***

Телеграм-канал Андрея Клещенка

Фото: Gettyimages/Francesco Pecoraro, Dino Panato; Alessandro Garofalo/Keystone Press Agency/Global Look Press