Спаллетти ставит особый футбол. Минус в том, что «Юве» не дает времени
И не бойтесь за Локателли.
Лучано Спаллетти – новый тренер «Ювентуса». Четвертый за три года при Джоне Элканне и третий за 15 месяцев, прошедших с тех пор, как он взялся за клуб всерьез.

В июне Лучано уволили из сборной. Его подвело богатство выбора, с которым он прежде не сталкивался и к которому не привык. Спаллетти хорошо представлял, что хочет создать. Но так и не определился, как и с кем. Ему не хватило времени, отчасти по его же вине, но во многом и потому, что сборная вообще не предполагает времени.
Репортер Corriere della Sera Фабрицио Ронконе описывал: «Футбол Спаллетти всегда удивительно сочетал чистый тактический гений и скрупулезность, граничащую с одержимостью. Когда мы приехали в сборную, он начал объяснять свой «периметральный футбол», который позднее стал «реляционным». Мы, журналисты, мало что поняли. Огромная проблема, что игроки тоже не разобрались: обучение определенным связям требует ежедневных тренировок и месяцев психологической подготовки».
Футбол, непонятый ими, – одна из лучших вещей, которые появлялись в Серии А после ее падения.

Спаллетти ставит особую версию реляционной (ртутной) игры – именно она принесла «Наполи» скудетто
Величайший талант Спаллетти – изобретательность. Он играл в 3-4-2-1 до Гасперини. Практиковал розыгрыши от вратаря, когда Пеп еще был при бутсах и волосах. Провоцировал прессинг прежде, чем кто-то услышал о Сарри. Возродил ложных девяток.
Тем не менее его главный шедевр – чемпионский «Наполи». Большую часть сезона неаполитанцы играли в лучший футбол на континенте. В его основание легло убеждение, что футбол перешел на новый эволюционный виток: «Позиций больше не существует. Современный футбол нужно интерпретировать: прессинг все агрессивнее, больше персональной игры... Линий больше нет. Пространство теперь не между линиями, а между соперниками и за их спинами. Нужно уметь распознавать и использовать его».
Эти слова возвестили о появлении новой (точнее, забытой – похожий футбол ставил Венгер в 2000-х) для топовых лиг концепции. Что еще важнее, она появилась вовремя.
Антонио Гальярди, аналитик-чемпион Европы в штабе Роберто Манчини, рассказывал:
«Маурицио Вишиди однажды принес в Коверчано слайд со зданием, которое готовили к сносу. Когда нужно, чтобы здание рухнуло, не натворив бед, взрывчатку размещают по определенному плану. Таков позиционный футбол: тренер расставляет игроков относительно чужой обороны так, чтобы она рухнула.
Поэтому матчи часто выигрывались во вторых таймах – через какое-то время соперник переставал справляться физически и психологически. Но со временем мы поняли, что это уже не работает. Мы больше не знали, куда ставить «взрывчатки», потому что по ним работали персонально. Раньше соперник защищал определенные зоны и оставлял другие, через которые можно было атаковать. Но если он защищал не зоны, а персоналии...
Приведу пример. Мы выиграли Евро, играя 3-2-5 во владении. Но против бельгийцев мы сыграли 3-ромб-3. Почему? Бельгия оборонялись в 5-2-3. Поэтому Манчини поставил Инсинье не слева, а под нападающим. Их 5-2-3 идеально перекрывала нашу 3-2-5, но мы гарантировали тактическое превосходство, перейдя на ромб. Их опорники держали зоны наших полузащитников, и у Инсинье появилось пространство. Сопернику пришлось выбирать: выдвигать на него фулбека, что очень непросто, или выводить выше ЦЗ, который к этому не предрасположен. Мы получили преимущество.

В этом заключалась моя работа: изучить позиционную структуру противника и найти позиционную структуру, которая больше отвечает конкретному матчу. Но я заметил, что эта работа становится все сложнее. Я не понимал почему. Просто видел, что больше не могу делать как раньше. Я подбирал позиции, но они не давали пространства. Несколько месяцев я задавался вопросами, а потом случилось то знаменитое интервью Спаллетти... Знаете, как бывает, когда думаешь о чем-то, но не можешь выразить, а кто-то более гениальный, чем ты, формулирует все?»
Так Гальярди описал разрушительное влияние, оказанное персоналками Гасперини. Спаллетти одним из первых отреагировал на революцию. Его футбол – особая версия ртутной игры. В ее обычной комплектации команда ориентирована на мяч; Лучано оставил ориентиром пространство, как свойственно структурной игре, но поменял его определение. Понимание пространства в позиционном футболе статично: поле режется на квадраты, которые заполняются в зависимости от фазы владения по загодя заученным шаблонам. Дистанция между исполнителями строго отрегулирована.
В футболе Спаллетти заранее подготовленных структур не было. Пространство определялось чужой обороной: соперник расставлялся, а неаполитанцы растекались по пустотам между игроками. В остальном Лучано следовал законам реляционной игры: «отдал-открылся» (неприятие статики – ключевой элемент концепции), атака пространства вместо его занятия, сокращение дистанций между исполнителями.
«Наполи» выиграл чемпионат за счет концептуального превосходства. В футболе Спаллетти позиция и задачи определялись не зоной, к которой игрок формально принадлежал, а выявленной брешью. Чем больше текучести, тем сильнее радовался тренер: «Прекрасный первый тайм. Все, кроме Симеоне, играли без ролей, чтобы искать места, оставленные соперниками, и непрерывно двигались. Противнику тяжело, когда мы не даем ориентиров».
Слова, которые должны выучить ювентини
Когда Спаллетти уволили из сборной, CorSera поделилась инсайдом: «Некоторые игроки признались, что чувствовали, будто Мистер выставляет их дураками на установках. «Двигайся и ищи место, чтобы атаковать всем вместе». «Реляционный футбол», так он называл это. Даже после того, как команда объяснилась с ним, он говорил свысока. Бедняги пережили невыносимое, изнурительное психологическое давление».
Наверное, такое же давление пережил репортер, непривычный к обсуждению глубже судейских ошибок и потому сполна прочувствовавший боль футболистов. Но Спаллетти порой действительно сложно понять с первого раза. Лексикон, которым он объясняет концепцию, во многом придуман им же. Если не знать его прежние работы, можно запутаться.

Ознакомимся с тем, что игроки «Юве» будут слышать чаще всего в следующие полгода.
«Периметральный футбол»
Речь о способе совмещения позиционной и реляционной игры. Спаллетти описывал так: «Есть периметр из пяти игроков и середина с еще четырьмя. Средние занимают только центральные зоны».
Как это работает, я подробно расписал в майском тексте о Симоне Индзаги. Игроки периметра дают структуру и постоянство, центральные – блуждают, лишая соперников ориентира. Свобода, но в четко очерченных территориальных рамках. Действо у краев часто облекается в округлые формы – например, в пентагоны вместо ромбов и треугольников.
Так же играют Индзаги и Мотта; футбол Лучано – их дальний родственник. В прошлом году он часто ходил на «Юве» и прямо черпал у Тиаго: «Я смотрю матчи и делаю заметки по розыгрышам: новые идеи, движения, детали. Мне очень нравилась текучесть «Болоньи», ротации игроков, которые давали огромное преимущество. Это реляционный футбол. Его «Юве» тоже контролирует мяч, не боясь прессинга, предпочитает перепас, даже если он сопряжен с риском. Но важно сохранять чуткость и понимать, когда соперник прочел тебя».
«Абриколь»
Итальянцы услышат: «Il Rinterzo». Прямой перевод не передаст смысл: rinterzo – возвратный удар в бильярде, когда биток направляют в бортик, чтобы рикошетом пробить по прицельному шару. У нас этот удар называется абриколем.
В глоссарии Спаллетти абриколь – требование, чтобы пасующий видел ситуацию на два шага вперед. Если он видит свободного, но не может передать на него (нет коридора паса), должен доставить мяч через ход: то есть определить партнера, которого использует как бортик – отдаст на него с указанием, куда пасовать дальше.
«Контрпрессинг»
Важнейшая деталь концепции. Футбол Спаллетти уязвим после потери, потому что игроки находятся вне позиций. Поэтому фаза без мяча в первую очередь нацелена на моментальный возврат. Его «Наполи» лидировал в Серии А по агрессии и скорости отъема мяча (как и «Ювентус» Мотты, кстати).

«Тактическая перегруппировка»
Быстрое восстановление позиций, если контрпрессинг не удался. Сигнал дает сам Спаллетти, требуя вернуться на оборонительные позиции из тех случайных зон, которые заняты на момент потери. Это важно; однажды Лучано устроил взбучку Фраттези: «Ты что, стоишь в пробке? Тебе постоянно требуется час, чтобы вернуться на место».
«Побег из тюрьмы»
«Тюрьмой» Спаллетти называет зоны, из которых не выбраться с помощью перепаса – в первую очередь четыре угла возле флажков. Это единственное место, где он позволяет отказаться от элегантной игры накоротке и упростить вплоть до выноса.
«Ночной выстрел»
Внезапное и быстрое действие на индивидуальном уровне, которое стоит огромного выброса энергии, но способно изменить расклад: неожиданный удар, скоростной прорыв, дриблинг. Спаллетти отмечал, что такой футбол требует времени на восстановление, но преимущества перевешивают недостатки. Поэтому подстраивает условия под лучших «ночных стрелков»: в Неаполе под Хвичу и Осимхена, в сборной – Скамакку и Кьезу.
В «Ювентусе» таких много. Но недостает игроков с видением поля и пониманием игры – это потенциальная проблема.
Каким будет «Юве»?
Спаллетти гибок и не привязан к схемам. Большую часть карьеры он играл в четыре защитника, но переходил на тройку, когда требовалось: в «Удинезе» 2000-х, который наследовал у Дзампарини, и в сборной – под давлением игроков.
Каким будет «Юве» в тройке, гадать не особенно интересно – мы видели его уже полгода. В туринском составе перебор качественных атакующих и недостаток защитников (если считать с латералями), поэтому любой тренер так или иначе обречен подбирать модули с массированной наступательной группой (как минимум с тремя). В схемах с тремя защитниками – 3-4-2-1 или 3-4-1-2.
В переходе на четверку есть небольшая сложность: Костич и Жоау Марио плохо приспособлены для фланга защиты в итальянском футболе. Но Спал не собирается проводить много времени без мяча, любит атакующих фулбеков и вполне может смириться с ними в ротации (к тому же ему наверняка понравятся диагональные смещения португальца). В остальном четверка предпочтительнее. Там больше глубины в центре защиты и есть дополнительное место либо для полузащитника (больше контроля в центре), либо для форварда (еще один игрок из сильнейшей линии).

Больше всех от назначения выиграл Миретти. Он лучше других соответствует требованиям, которые Спаллетти однажды сформулировал к «блуждающим» игрокам: «Чтобы играть красиво, нужны исполнители, которые понимают футбол. Полузащитникам нужно что-то особенное. Они должны чувствовать создаваемое пространство. В современной игре они не так организованы, как раньше: из-за персоналок действуешь в тесноте. Чем больше исполнителей в центре, тем меньше пространства и тем важнее техника».
Это не значит, что Фабио гарантировано место, тем более с пропущенной подготовкой. Но его шансы выросли. В футболе Тудора для него не было ни роли, ни применения; в лучшем случае им затыкали бы дыры. А при Спаллетти есть несколько интересных вариантов, из которых мне особенно нравится тот, который не обсуждают: 4-2-3-1 с Чико слева (в свободной роли) и Йылдызом под нападением. Здесь двойной выигрыш: самый опасный игрок окажется ближе к воротам, а умнейший полузащитник с выдающимся чувством пространства стартует из позиции, откуда просматривается вся защита. Минус только в сочетании с Камбьязо (у них похожие привычки в движении с края), но он решаем.
Фанаты боятся за Локателли (кроме тех, которые празднуют) – не нужно ни бояться, ни праздновать
Спаллетти и правда игнорировал его в сборной. Но всегда ценил. Его решения диктовались исключительно стилем. Он даже извинился, когда не взял Локу на Евро: «Он выдающийся профессионал с исключительными навыками в защите и отличной техникой, но я искал чуть больше энергии. Пожалуй, Ману слишком консервативен для позиции, которая активно развивается. Но я прошу у него прощения».
Эти слова были сказаны в 2024-м на впечатлении от Локателли у Макса и еще до Мотты. Они справедливы. Ману играл у Аллегри в статичной роли, и Спаллетти не рискнул проверять, способен ли он на что-то еще. С тех пор прошло полтора года. У Мотты капитан играл одного из блуждающих; кажется, это именно то, чего хотел от него Лучано.

***
Спаллетти последовательно и часто защищал Мотту, когда у него начались трудности в Турине: «Я хорошо знаком с Тиаго и знаю, что он проповедует с утра до вечера. Смотрите за его целями: он хочет, чтобы команда играла, хочет развивать исполнителей, практикует текучесть в игре. Он строит реляционный «Ювентус», который контролирует матчи. Его ждет большое будущее».
К сожалению, он понимал сделанное лучше тех, кто принимал решения. Теперь Спаллетти сам в его положении. У него не так много времени, чтобы себя показать, а боссы «Юве» не из тех, кто вникает и тем более – ждет. Но концептуальная близость к Тиаго может помочь. В сборной одними из немногих, кто сразу понял идеи Лучано, были футболисты «Болоньи». Мотта сделал немало из того, что планирует новый тренер – главное, чтобы не все выветрилось при Тудоре.
***
Телеграм-канал Андрея Клещенка

Фото: Gettyimages.ru/Dan Mullan, Alessandro Sabattini, Timothy Rogers, Claudio Villa, Gabriele Maltinti; juventus.com













Причем приехал на восходящей, самой продуктивной стадии своей карьеры - когда уже добился очень весомых достижений, но еще и близко не вошел в ранг патриархов со звездной болезнью и желанием срубить денег. То есть уже далеко не "Ваноли" и даже уже больше, чем Виллаш-Боаш. Но еще далеко не Манчини, Капелло или Адвокат. Ему было что доказывать, и он всё всем доказал.
Только один тренер был в похожей позиции в РПЛ - это Унаи Эмери. Я не болею за "Спартак", прямо скажем, наоборот. Но мне очень хотелось посмотреть, что может тренер, который сделал_такую_"Валенсию". Но от его потенциала абсолютно небрежно и халатно избавились - как если бы миллиардное завещание выбросили в офисную корзину.
Он тоже всё всем доказал. Но не в "Спартаке".
Что же касается Юве... От Элканна можно ожидать чего угодно. Но хочется верить, что в этот раз он перестанет истерично бросаться из стороны в сторону.
Это не довольно средний тренер Сарри. Это не кот в мешке Пирло. Это не давно сошедший с дистанции Аллегри-2. Это не Мотта, от которого так и непонятно чего можно было бы ожидать, будь у него время. И это не заведомо слабый Тудор. Это тренер, с которым хоть и нет никакой гарантии (а с кем она есть?), но про которого ты точно знаешь: он - из высшей лиги. И пока нет внезапно желающих супертопов на его место, пусть тренирует.
(Наличие в схемках Келли, а не Гатти заставили немножко плакать)
Главное, чтобы ему дали нормально поработать.
Это тренер "длинной дистанции".