6 мин.

Чемпион Мира 1998 - Сб.Франции: НОСИТЕЛЬНИЦА ИДЕИ! или ПРОИЗВОДНАЯ ХАОСА?.. (Часть 2)

   Созидательный Тандем Атакующих Центр.Полузащитников (или Поднападающих): Зидан-Джоркаефф, и явился тем Каркасом, который отчётливо высветил Игровую Идею (прежде всего, в Середине поля!) сборной Франции 1998года, придав ей не только Чемпионскую, но в чём-то и Пассионарную Направленность ...

 

 

    Чемпион Мира 1998 - Сб.Франции: НОСИТЕЛЬНИЦА ИДЕИ! или ПРОИЗВОДНАЯ ХАОСА?.. (Часть 2)

 

   Жакке же предпочёл этим футбольным кудесникам довольно однообразного и предсказуемого форварда - С.Гиварша ... Да и вообще, игра команды Э.Жакке в 1998 году была довольно схематична ... Большинство игроков (прежде всего, правый оборонит. полузащитник Карамбе) как бы заранее занимали, наподобие оловянных солдатиков, предназначенные им на поле игровые клетки ...

 

   Но вместе с тем, думаю, Жакке в 1998 году не изменил французскому футболу в главном, сделав, как и в прежние годы, акцент на Полузащитников-Созидателей (поднападающих). Пусть и только двух (Зидана и Джоркаеффа)...

 

    Именно этот Созидающий Тандем Атакующих Центральных Полузащитников (или Поднападающих): Зидан-Джоркаефф и явился тем КАРКАСОМ, который ОТЧЁТЛИВО высветил Игровую ИДЕЮ (прежде всего в Середине поля!) сборной Франции 1998 года, придав ей не только Чемпионскую, но и Пассионарную Направленность, направленную в Будущее Футбола! Но к этому аспекту я ещё вернусь ...

 

   Стоит, наверное, для контраста привести и некоторые аналогии, связанные с выступлением на Чемпионате Мира - 98 и ещё одной традиционно знаковой команды - сборной Англии. Так,тогдашний тренер англичан - Г.Ходдл, привезя во Францию довольно симпатичную команду, всё же совершил, на мой взгляд, Стратегическую (или Принципиальную) ошибку, или, вернее сказать, Уступку в плане отстаивания Футбола, как явления Созидательно-Творческого.

 

  Я имею ввиду отказ Г.Ходдла перед самым Чемпионатом Мира от такого незауряднейшего полузащитника-Импровизатора, как П.Гаскойн. И это (в отличии от отказа Э.Жакке от Кантоны и Жиноллы) явилось, на мой взгляд, уже Стратегической (а не тактической) Уступкой Игре и Игровой Концепции, ибо касалось Середины Поля - т.е. самой Сути Футбольно-Игрового Мировоззрения любой команды и её Игровой Стратегии!

 

    Убрав Гаскойна, Г.Ходдл на Чемпионате Мира-98 сделал ставку в Середине Поля, пусть и на эффективного и быстрого в решениях, но при этом довольно однообразного и предсказуемого Д.Бэкхема (главным достоинством которого всегда являлись длинные навесные передачи ...) И это, конечно же, заметно ОБЕДНИЛО Творческую Составляющую в игре англичан (причём, не только в Середине поля).        

 

    И этот Творческий Вакуум в Игре Английской Сборной - 98 г, связанный с потерей Гаскойна, в полной мере не смогли компенсировать: ни, оставшийся в одиночестве на ниве созидания, ещё один полузащитник созидательного плана П.Скоулс - игрок, несомненно, техничный и тонкий, но всё же заметно уступавший Гаскойну в игровой фантазии и искусстве импровизации; ни даже такой яркий форвард-самородок, как юный М.Оуэн ...

 

    Но теперь стоит перейти к главному вопросу данного повествования, а именно, к Финальному Противостояния Чемпионата Мира 1998 года: Франция-Бразилия.

 

   Сразу отмечу, что я не разделяю мнения, что этот матч был договорным, и что бразильцы якобы его продали. Во первых, потому, что не для того Мафиозный Президент ФИФА - Ж.Авеланж создавал для своих соотечественников (бразильцев) столь облегчённый график выхода в финал, чтобы они, в конце концов, так просто перечеркнули бы все его закулисные усилия по удержанию за Бразилией Чемпионского титула ...

 

   Во-вторых, договорные матчи (тем более-финальные) обычно сдаются с минимальным счётом, и в них для правдоподобности имитируется равная борьба ... Но и главное, почему, на мой взгляд, этот матч не мог быть договорным, это то, что слишком много эпизодов, как во время самой игры, так и по её окончанию, говорило о нешуточности страстей, накале, и об огромном напряжении, которое порой било через край!

 

    Так, в одном из эпизодов, в самом начале матча, вратарь французов Ф.Бартес, прерывая опасный выход форварда бразильцев Роналдо, бросился ему наперерез, словно под танк. Что называется, не жалея ни себя, ни соперника, рискуя при этом нанести тяжёлую травму, как форварду бразильцев, так и самому себе!

 

   Это лишний раз подчёркивает нешуточность страстей и бескомпромиссность финального матча 1998 г: Франция-Бразилия ...

 

    Теперь, что касается чисто футбольного содержания Финала 1998 г: Франция-Бразилия. Думаю, что победа французов пошла на пользу всему Мировому Футболу ...

 

    Да,в индивидуальном плане бразильцы,наверное,всё-же превосходили французскую команду. И Роналдо, и Ривалдо, и Денилсон (выходивший, правда, только на замену), и Роберто Карлос, и, возможно, даже Леонардо в плане, как индивидуального мастерства, так и очень высоких энергетических показателей, были способны, что называется, и в одиночку обыграть любого соперника ... А в плане индивидуальной техники работы с мячом с бразильским Кудесником - Ривалдо, тогда в 1998, можно было поставить рядом разве что только аргентинца А.Ортегу.

 

   Всё это так ... Но вместе с тем, Бразильская сборная образца 1998 г (под рук. М.Загало) была, пожалуй, по своей игровой концепции самой небразильской командой в Истории. Я имею ввиду, конечно, Бразильскую Полузащиту (Середину поля). Ведь в ней в 1998 г, за исключением виртуозного Ривалдо, не нашлось в зоне Центр.атакующего полузащитника места больше ни для одного (!) игрока-созидателя!

 

    А только одни опорные (Дунга, Сезар Сампайо) или акцентированный на фланг - Леонардо. И это, конечно же, была, в какой-то степени, прямая измена Настоящему Бразильскому Футболу и Стилю! Футболу Великих ПОЛУЗАЩИТНИКОВ: Жерсона, Ривелино, Зико, Фалькао, Сократеса, Алемао и Вальдо!..

 

  Тренер Бразильцев М.Загало в 1998 году сделал ставку не на традиционный Бразильский Стиль - Стиль Полузащитников-Импровизаторов, а на довольно рациональную и схематичную игровую линию с акцентом на полузащитников-силовиков и разрушителей (наподобие того же Сез.Сампайо).

 

   В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ же Бразильцы М.Загало в 1998 г, на мой взгляд, вообще не имели никакой игровой Концепции и пологались,почти исключительно на ЭПИЗОДЫ, связанные с индивидуальной игрой Ривалдо, и оттягивающимся временами к нему в помощь из нападения - Роналдо.

 

   И это, конечно же, очень контрастировало с построением игры в Середине поля Сборной Франции, где акцент был сделан на СТАБИЛЬНУЮ Созидательно-Творческую составляющую и Импровизацию двух КЛАССИЧЕСКИХ Дирижёров: Зидана и Джоркаеффа! И в этом своём Идейном Обосновании Игры Французская Сборная превзошла Бразильцев в 1998 году в каком-то Высшем и Философском Смысле!..

 

    И продолжив эту свою мысль, осмелюсь даже утверждать, что плоды внешне неброской победы сборной Франции на Чемпионате Мира-98 сказались вскоре и на всём европейском и, возможно, даже на Мировом Футболе.

 

   Так, на Чемпионате Европы 2000 года появились не только новые молодые звёзды, но и, главное, Новые Веяния, связанные с более открытой и менее схематичной трактовкой игры в Середине поля ...

 

   Это касалось и самой сборной Франции (благодаря появлению в её составе юного форварда-импровизатора - Т.Анри, полузащитника-созидателя -Р.Пиреса, и опорного-универсала - П.Вийеры...); а также эти положительные Импульсы и Тенденции в развитии Игры (которые не смог затмить даже Хаос в Европ.футболе, возникший после 1996 года, благодаря роковому для Национальных сборных делу Босмана) сказались, думаю, и на других европейских сборных.

 

   Так, на Евро-2000 г в составе Итальянской сборной блестяще проявил себя ДУЭТ Атакующих Полузащитников (или Поднападающих): С.Фиоре -Ф.Тотти! А сам Ф.Тотти, вообще, стал едва ли не главной Достопримечательностью того Турнира!

 

   Да и в Португальской сборной тогда же, на Европейском Чемпионате 2000 года, столь же Вдохновенно действовал дуэт и её Свободных Художников: Л.Фигу-М.Руи Кошта ...

 

   Все эти Импульсы, а возможно даже Тенденции, порождённые, на мой взгляд, именно игрой сборной Франции на Чемпионате Мира-1998, несомненно сделали Футбол на Чемпионате Европы 2000 года куда более более творческим и МЕНЕЕ Схематичным! (по сравнению с предыдущим турниром-Чемпионатом Мира - 98 г).

 

   Осмелюсь даже предположить, что и Возрождение (под рук. Сколлари) Настоящего Бразильского Стиля, с Акцентом на Полузащиту-Середину Поля, чудесным образом, произошедшее на Чемпионате Мира-2002, связанное с Замечательным Сочетанием бразильских Центр.Полузащитников-Импровизаторов: Ривалдо - Рональдиньо - (Жуниньо Паулиста), тоже было чем-то обязанным Импульсам, связанным с победой Сборной Франции - 98 г (и её Замечательному Дуэту: Зидан-Джоркаефф ...)

 

   Но,Чемпионат Европы-2000, и, особенно, Чемпионат Мира-2002, это уже другая и отдельная тема..