6 мин.

Невозможно себе представить

Они все начали осторожно. Две команды, провалившие сезон напрочь, пытались спасти его одним-единственным матчем. Словно осторожно неся спящего младенца на вытянутых руках, пробираясь при этом по битому стеклу. И понемногу пазл стал складываться так, как и ожидалось.

 Гудел стадион, Андронов довольно стремно косил под Уткина, Бавария осмелела и стала хозяйничать на половине поля Челси. Все было так, как ожидали все: болельщики, комментаторы, аналитики. Эта тема, именно этот сценарий мусолился в течении двух недель. До мелочей, до реплик главных героев, до закадровых звуков и реквизита, вплоть до замен с минутами, когда они состоятся. А так как это не просто како-то там финал кубка, а финал Лиги Чемпионов, то мусолил эту тему весь мир. Невозможно себе представить, чтобы тренеры обеих команд не были детально в курсе этих обсуждений. Им оставалось только решить, принимают они эти входящие или нет.

Юпп Хайнкес сделал это без разговоров. Бавария не могла себе позволить играть вторым номером против измученного травмами, дисквалификациями и тренерской неопределенностью Челси. И они выставили, по сути, сильнейший свой состав, задвинув в сторону его дальнейшую вариативность. Усиливать такую команду было по сути некем. Да и зачем? Ромб Швайнштайгер - Рибери, Роббен - Гомес состоит из вершин, каждая из которых способна в одиночку решить любой матч.  

А ди Маттео? Казалось, он тоже смирился с неизбежностью выставления "автобуса" у своей штрафной. И даже внешне так и выглядело. Но у ди Маттео был один простой козырь. Психология. Когда тебе и всей команде нечего терять, когда капитан будет смотреть самый важный матч в истории команды с трибун, когда неизвестно, останешься ли ты сам тренировать эту команду и дальше, поскольку ты всего лишь временщик - не нужно умирать за эту победу. 

Нужно выйти и сыграть максимально прагматично. Спокойно и с достоинством. Даже если твой "Титаник" будет тонуть, пусть на палубе играет оркестр.  

И конечно, ди Маттео обязан был заложить в свой сценарий эпизод с отыгрыванием со счета 1:0 или даже 2:0. Знал ли Хайнкес, как распоряжаться таким преимуществом? Не факт.

И все начиналось правильно. Шквал атак Баварии, под которым сломалась бы любая команда, так и не выявил даже признаков паники в штрафной Челси. Они знали, что так и будет. Когда тысячи рук уже готов были торжествующе взмыть к небу с флагами хозяев - мяч обязательно встречал на пути чью-то ногу, спину, задницу и улетал на угловой. Угловых Бавария наподавала два десятка и все без толку. Раз за разом волны накатывали на владения Чеха, и раз за разом с невозмутимостью того самого дебила "пенсионеры" отбивались. Шло время, Бавария начинала нервничать, а англичане знай цеплялись за мяч да вглядывались в сторону дальней заставы, где маячила тень Дидье Дрогба.

И настал такой момент, уж не знаю, может, притягиваю за уши, но что-то в этом мире предсказанного итога сломалось.  Были те несколько долгих тягучих секунд, когда Андронов наконец замолчал. И тем самым погрузил зрителей в атмосферу стадиона. Стадион издавал отрепетированные кричалки, как заведенный, но в механизме испортилась какая-то пружина. Этот торжествующий гул, уж простите, был похож на смех Беллатрисы перед смертью. Потому что стадион был уверен, что вот сейчас-то додавим, а 11 парней в красном, безоговорочно владевшие мячом и стоявшие всей командой у штрафной соперника, беспомощно переглядывались, не зная, что с ним теперь делать. Внезапно Бавария начисто забыла о своей главной силе - мощнейших дальних ударах Мюллера, Швайнштайгера, Лама, Крооса. Швайни, которому проще пробить с тридцатки, и пусть там вратарь обливается холодным пОтом, юлил у штрафной, изображая из себя Чаби. Мелкий пас до верного превратился в бесконечное улучшение позиций. Такое ощущение, что Бавария вознамерилась тупо войти в ворота вместе с мячом. Гомес же, которому надлежало этот флаг в поверженный город внести, в ответственные моменты отсиживался за широкими спинами лондонских защитников. Что же касается угловых, то в верховой борьбе немцам априори нечего было противопоставить Челси. Итак, тактика не работала, а перестроиться Бавария то ли не смогла, то ли не захотела.  

Гол Мюллера "ну я же говорил" не снял напряжение. Хайнкес немедленно убрал его (почему именно его, а не Гомеса, решительно не понимаю) с игры и выставил ван Бюйтена. Я не верил своим глазам: Бавария, "машина по забиванию голов", собралась почти десять минут играть на удержание счета 1:0. Вы можете сказать, что, напротив, ван Бюйтен вышел замыкать угловые и навесные подачи. Ну и сколько таких подач было хотя бы в мыслях ему адресовано? Единственный момент, когда бельгиец мог стать героем, случился в результате атаки низом, когда Ивица Олич в прощальном выходе в цветах Баварии сыграл лучше Рибери и волнорезом вскрыл оборону Челси, выкатив мяч на блюдечко ван Бюйтену. Ван Бюйтен сделал то, что и обязан был сделать защитник, полгода просидевший на скамье - не дотянулся. 

Однако к этому времени игра уже была переведена в овертайм: единственный угловой Челси реализовал - конечно, Дидье Дрогба. Полагаю, Дрогба удался лучший сезон в карьере. Не по цифрам в графах таблиц рекордов, а по проценту реализации возможностей своего 34-летнего организма. Дрогба был настоящей скалой, на которую можно было положиться. И в отличие от Терри, он свою команду не подвел.

 Когда Бавария окончательно поняла, что Гомес не вывозит и нужен кто-то еще, игру взял на себя Роббен. Известный эгоист и индивидуалист, Арьен действительно способен на чудеса. Но только не в ситуациях, когда он изо всех сил доказывает партнерам по команде, что он лучший. Драка с Рибери не прошла даром: если Дрогба ведет себя на поле так, что все остальные понимают "если не знаешь что делать с мячом, отдай Дрогба, он зарешает", то Роббен дергался, суетился, бегал с фланга на фланг и не забил пенальти, оставив своей игрой удручающее впечатление. Кстати, о пенальти. Если был поставлен пенальти за фол Дрогба, то надо было ставить парой минутой раньше и пенальти за фол на Торресе. Пенальти там был.  

И когда началась серия и Лам пошел к точке, я уже знал, кто победит. Бавария нагнетала, в том числе и психологически - ну подумайте, разве Ноер пенальтист? А Челси невозмутимо раз за разом отправлял бить пенальти защитников после того как Мата не реализовал свой шанс. Но по порядку.

Лам забил, хотя Чех угадал и почти взял этот мяч. Мата попал в Ноера. Затем вышел Гомес - плотно в угол. Луиз - километровый разбег и удар как из пушки. Дальше пошел бить сам Ноер и обманул Чеха. Чех, кстати, бить не пошел - мстить отправился Лэмпард. Перед ударом Фрэнк долго смотрел в черное мюнхенское небо, затем зажмурил глаза ровно на столько секунд, чтобы не видеть беснующуюся за воротами трибуну фанатов Баварии и сразу увидеть мяч. Гол. Олич - это мог быть звездный час; и было видно, что в последний момент хорват передумал и пробил по-другому. Зря. Коул - брел к точке понуро, как пятиклассник с двойкой по поведению идет домой. А удар - хладнокровный, как у убийцы.  

А вот по лицу Швайнштайгера все читалось как по книге. Он вышел на осечку. Он смелый вообще-то парень, с характером, знаете ли. И классный футболист. Но я уже видел слезы на его лице - 7 июля 2010 года, Испания выходит в финал. Бундестим весь матч пыталась что-то сделать, но безуспешно. И вот в очередной решающий момент Швайни попал в штангу. Он, а не Роббен. Что хотите говорите, но игрок, который ушел подальше от штрафной соперника и зажмурился, когда Роббен не забил тот самый пенальти - это игрок ненадежный. 

Зато Дрогба сработал как часы. Первая победа Челси в Лиге Чемпионов. 

 

P.S. Где-то минуты до семидесятой, когда замолчал Андронов, явно чувствовалось, что Баварию не напрягает отсутствие голов. Мол, время еще есть, еще забьем, в следующий-то раз точно. Челси нужно было решать здесь и сейчас. Дрогба и Лэмпарду 34. Коулу, Терри и Малуда 32. Это каркас команды. Скорее всего, уже в будущем сезоне они уйдут, а следовательно, это был их последний большой клубный турнир. Команда, построенная еще в 2003, наконец добилась своего. А у Баварии еще есть время. Швайни 27, Роббену 28, Рибери 29. В следующий раз - обязательно.