9 мин.

«Парни Бутрума». Невиданная история Героев-Победителей «Энфилда». Вступление

От переводчика

Вот и наступил тот день, когда я принялся за перевод, а вы, соответственно, за прочтение новой книги. На этот раз она полностью посвящена золотым годам красного клуба с берега реки Мерси, его славной истории и невероятных тренерах, которые и привели «Ливерпуль» ко множеству трофеев, заложив основу для будущих свершений.

Эта книга не с таким большим количеством текста, как предыдущие, но с отличнейшими архивными фотографиями из газет и журналов тех времен, поэтому и вам будет легче, и мне — приятнее.

Надеюсь, что прочтение будет интересно не только истинным поклонникам Красных, но и просто любителям футбола из-за невероятной истории о том, как сначала Шенкли, а затем последовательно Пэйсли, Фэган и Далглиш пили чай в этой Бутрум (обычной комнате для хранения футбольных бутс), анализировали, разрабатывали стратегию, выбирали и отбирали состав, и строили самый успешный британский клуб в Европе в XX веке.

По уже сложившейся доброй традиции в первой и последней главе каждой из книг я оставляю ссылку на специальную страницу, на которой вы можете оказать посильную и добровольную помощь-благодарность автору перевода.

¡Читайте на здоровье! 

 

Вступление

  1. Рождение Бутрума

  2. Прибытие

  3. Шенкли: Видение

  4. Вернуться туда, где им место

  5. Святой Грааль

  6. Снова чемпионы

  7. Перестройка

  8. Второе пришествие

  9. Герой поневоле — Боб Пэйсли

  10. Психолог — Джо Фэган

  11. Семена перемен — Кенни Далглиш

  12. Начало конца – Грэм Сунесс

  13. Воскрешение — Рой Эванс

Библиография/Благодарности

***

О книге

Представь себе это: Субботние вечера на «Энфилде», оранжевые игровые мячи, страстные трибуны, море красного и ФК «Ливерпуль» правит миром.

Испытай эйфорический подъем футбольного клуба «Ливерпуль» и чествуй богатую культуру и футбольное наследие города с помощью этой новой истории легендарной Бутрум, проиллюстрированной мощными невиданными ранее фотографиями, обнаруженными в хранилищах газет «Дэйли Миррор» и «Ливерпуль Эхо».

Об авторе

Питер Хутон родился и вырос в Ливерпуле, был соучредителем, редактором и автором для легендарного мерсисайдского фэнзина «Трибуна». Затем Питер стал автором песен со своей группой The Farm, альбом которой достиг первой строчки в чартах.

Пожизненный болельщик и обладатель абонемента на стадион «Ливерпуля», он писал для журнала «ЛФК День матча» в 1990-х годах и внес свой вклад в написание нескольких книг о клубе. В 2009 году он стал автором самого продаваемого издания о «Ливерпуле» в серии книг «Когда футбол был футболом».

Питер совсем недавно был исполнительным продюсером документального фильма о легендарном главном тренере «Ливерпуля» Билле Шенкли «Природный огонь», который получил признание критиков.

Посвящено Джеральдин, Тому и Элле

«Ливерпуль», 1965

Вступление

Легенда гласит, что если когда-нибудь символические птицы Ливер улетят со своего насеста на вершине великолепного здания «Ройял Ливер» на исторической набережной Ливерпуля, город прекратит свое существование. В течение многих лет болельщики «Эвертона» издевались над фанатами «Ливерпуля», утверждая, что птицы Ливер улетят до того, как «Ливерпуль» выиграет Кубок Англии. «Ливерпуль» проигрывал в финалах Кубка Англии в 1914 и 1950 годах, и клуб и болельщики отчаянно хотели выиграть желанный трофей и повторить успехи «Эвертона» в 1906 и 1933 годов. В те дни, до прихода Билла Шенкли «Эвертон» действительно считался самым крупным клубом в городе, но вскоре все должно было измениться. Во многих отношениях история «Парней из комнаты для обуви» (прим.пер.: или Бутрум, для краткости и нарицательности этой комнаты) — это история «до и после» Билла Шенкли и его преданного тренерского персонала. Если послевоенные годы и 1950-е были монохромными, то 1960-е вспыхнули цветом. Билл Шенкли даже сменил комплект формы с красных футболок, белых шорт и красно-белых гетр на отличительный полностью красный комплект, который все знают по сей день.

Ливерпуль в 1960-х годах не только стал центром мирового внимания из-за The Beatles и мерсибит; также, что примечательно, из-за смущения кошмара Вторым дивизионом, Шенкли произвел революцию в клубе и превратил спящего гиганта в европейскую силу. Он смог сделать это, используя коллективные усилия и естественный энтузиазм своих доверенных помощников. Когда Билл прибыл на «Энфилд», он в обязательном порядкерешил сохранить тренерский персонал, который уже там работал. Он просил о верности и честности, и во время своего правления он, безусловно, в изобилии получил эти ценности.

Послевоенный Ливерпуль был оживленным, шумным городом с населением 765 тыс. человек, с рекой Мерси и доками — его бьющимся сердцем. На многочисленных фабриках работали десятки тысяч человек, и для многих из этих людей футбол по выходным был их религией. Ливерпуль сильно пострадал в мрачные дни Второй мировой войны. Будучи вторым портом Империи, он импортировал треть продовольствия и товаров Великобритании, поэтому стал мишенью для гитлеровских ВВС. Это была попытка нарушить торговлю и коммуникации во время самой продолжительной битвы Второй мировой войны — битвы за Атлантику.

Нормирование и трудности продолжались и после войны, и футбол был желанным избавлением от унылого послевоенного существования. В доках и их окрестностях работало более 50 тыс. человек, а футбольные клубы создавались из местных сообществ. Послевоенный Ливерпуль сильно отличался от современного города, который мы знаем сегодня. Улицы вокруг «Энфилда» были забиты викторианскими домами рядовой застройки, и большинство болельщиков либо шли пешком, либо добирались туда на трамвае. До 1956 года не было прожекторов, поэтому игры приходилось проводить днем — неизменно в 15:00 в субботу, — и иногда, если была особенно плохая зима, как в 1946/47 году, сезон продолжался до лета.

«Энфилд», дом футбольного клуба «Ливерпуль», был окружен плотно застроенными викторианскими домами рядовой застройки, такими как на Кемлин-роуд

В те дни профессиональный футбол был игрой рабочего класса, и все парни из Бутрум происходили из солидного рабочего класса — это была «народная игра». Мало того, что игроки часто жили в тех же районах, что и их болельщики, но у игроков, тренеров и тренеров зарплата была лишь немного выше, чем у тех, кто проходил через турникеты. Все начинало меняться, но пройдет еще 30 лет, прежде чем заработная плата игроков, подпитываемая телевизионными деньгами, взлетит до неузнаваемости. После войны, под руководством бывшего игрока Джимми Гатри, Ассоциация профессиональных футболистов пригрозила забастовкой, если им не прибавят зарплату, но профсоюзу игроков была предоставлена максимальная заработная плата в размере £12 в течение игрового сезона (£10 летом) и минимальная заработная плата в размере £7 для игроков старше 20 лет. Игроки и их представители видели растущую популярность средств массовой информации и новое явление, которое вот-вот охватит всю страну — телевидение!

Ронни Моран смотрит телевизор со своей девушкой Джойс в 1955 году

В послевоенный период люди, которые не могли попасть на матч, должны были сгрудившись вокруг «приемника» слушать футбольные результаты по радио Би-би-си, так как в то время только очень богатые могли позволить себе телевизоры. В 1948 году, когда в Лондоне проходили Олимпийские игры, Би-би-си транслировала картинку лишь примерно на 100 тыс. домашних хозяйств в Великобритании, в то время как почти 9 млн. имели только радио. Потребительский феномен был не за горами.

По мере роста зарплат в 1950-х годах у людей увеличивался располагаемый доход, поэтому футбольные толпы увеличивались, в то время как популярность других видов досуга также росла. «Эйнтри» собрал большие толпы людей, и не только на Большие Национальные скачки с препятствиями: более 100 тыс. человек регулярно посещали ипподром, чтобы посмотреть скачки. Стирлинг Мосс выиграл там Гран-при Великобритании в 1955 году перед толпой в 125 тыс. человек, что было рекордом для британского спортивного события того времени.

«Шенкли произвел революцию в "Ливерпуле" и превратил спящего гиганта в европейскую силу».

В 1950-х телевизоры стали предметом «обязательно» домашнего обихода №1. Они стали значительно более доступными, поэтому число их владельцев выросло с 1,5 млн. в 1951 году до 9 млн. к 1959 году. Мой папа рассказал мне, что в 1953 году он проехал десяток километров от «Энфилда», где жил, чтобы посмотреть финал Кубка Англии матч «Блэкпул» против «Болтона», также известный как финал Стэнли Мэтьюза, который «Блэкпул» выиграл со счетом 4:3. Родственник взял напрокат телевизор с 12-дюймовым экраном, который вызвал большое волнение в семье — все хотели увидеть это инновационное новое устройство. Это был первый телевизионный финал кубка Англии, который оказался настолько популярным, что с тех пор финалы кубков транслировались в прямом эфире, как и финал чемпионата мира 1954 года, проходивший в Швейцарии.

Сувенирных магазинов не было, поэтому, если вы хотели показать свою преданность команде, щеголяя в цветах своей команды, то вам пришлось бы попросить кого-нибудь связать вам шарф или шапку-ушанку, а поскольку шерсти не хватало из-за нормирования, и это, безусловно, было очень дорого.

Успех Бутрум, возможно, был обусловлен уникальной связью между группой мужчин, которые просто любили игру. Они были одержимы футболом. Это была их жизнь. Они сделали это во славу клуба, и деньги по-настоящему в этом роли не играли. Все дело было в команде, в команде и еще раз в команде!

Бутрум в действительности началась с прибытия Билла Шенкли в декабре 1959 года и продлится почти 40 лет до ухода Роя Эванса в 1998 году. Это было духовное место, и, подобно птицам Ливер на Пирс-Хед, оно было погружено в тайны, мифологию и интриги. Грэма Сунесса часто обвиняют в демонтаже Бутрум в 1992 году, в то время как на самом деле именно растущая важность телевидения и запрос на улучшение средств массовой информации привели к ее физической кончине. Но Бутрум никогда на самом деле не была определенным местом; она никогда не была связана с кирпичами и раствором. Речь шла о союзе людей, у которых была общая цель, общие ценности, и людей, которые создали философию футбольного клуба «Ливерпуль» — людей, которые создали Путь «Ливерпуля».

Когда радио было королем. Рубен Беннетт, тренер, Билл Барлоу, помощник председателя, Боб Пейсли и Билл Шенкли слушают жеребьевку Кубка Англии 1963 года
Болельщики «Ливерпуля», щеголяющие в шапочках и шарфах, вторгаются на поле и окружают Билли Лидделла в Саутенде во время переигровки Кубка Англии, состоявшейся в среду днем, 8 января 1958 года — «Ливерпуль» выиграл со счетом 3:2

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал