5 мин.

Георгий Ковтун - хореография не для всех

Одними из наиболее интересных, необычных, обсуждаемых и что уж греха таить, довольно злобно критикуемых программ прошедшего сезона, были программы бронзового призёра ЧМ в Москве, воспитанника Алексея Мишина, Артура Гачинского. Что и не удивительно, впервые за долгое время мы увидели на льду не стандартную хореографию, поставленную спортсменами для спортсменов, а почти балет. Хореографию сложную, многослойную, наполненную смыслом, заставляющую думать, включаться воображение и да, в конце концов пробуждающую желание узнать: А что собственно хотел сказать постановщик, о чём он? И что это за музыка такая?! Сколько человек после программы Артура вообще узнала о существовании балета  "Болт"! Да- сложно, да- непонятно, наверное проще отмахнуться: Да ну его, кому это надо, вникать в смысл программы фигуристы? Когда можно хлопать в такт бесконечному Майклу Джексону и веселиться услышав знакомые с детства мелодии из "Ну, погоди!". И эта всегдашняя ориентировка на западного зрителя: Чайковского он знает (а благодаря Натали Портман теперь знает как родного, то есть как всё того же Майкла Джексона. И "Лебединое озеро" в новом сезоне разливается на льду широко, привольно и могуче, западная публика может быть довольна) а вот Шостаковича нет!  Ну так теперь знает, спасибо Мишину, Ковтуну и Гачинскому. На моей памяти это чуть ли не первый случай, когда программа фигуриста имеет несомненный, просветительский эффект. И рассказать мне хочется как раз о постановщике, человеке неординарном, сложном и безмерно талантливом- Георгии Ковтуне. Потому что если мы хотим видеть ФК как развивающийся, живой организм, глубокий и серьёзный, претендующий не только на словах, но и на деле называться симбиозом спорта и искусства,  без таких людей  не обойтись. И меня лично страшно радует когда в обожаемый мной спорт удаётся заманить деятелей искусства, масштаба и таланта Ковтуна. Георгий Анатольевич личность во всех отношениях выдающаяся, неординарная, крупная. Даже внешне- высокий, диковатый, лохматый, с умным, тяжёлым, бездонным взглядом. С ощущением  какого- то огромного внутреннего пространства. В работе фанатик и диктатор, требующий полного подчинения. Для меня до сих пор загадка как они сработались с  Алексеем Николаевичем, так же славящемся своей авторитарностью, властностью и желанием делать всё по своему. Хореограф в ФК как правило личность зависимая, подстраивающаяся под требование тренера и добавляющая в основном "красоты" движениями рук, но никак не решающая концепцию программы. Поэтому нередкость когда хореограф и тренер одно лицо. И даже если постановщик всё же есть, то случается после доводки программы тренером, он хореографию свою не узнаёт. Такой номер с Георгием Анатольевичем пройти не мог точно. И работу его видно ярко, чётко и почерк его узнаваем. И уж его- то, преподавателя кафедры режиссуры балета Санкт- Петербургской Консерватории, трудно заподозрить в незнании музыки, либретто и истории создании балета "Болт". Просто это его видение. А Георгий Анатольевич всю жизнь всё видит по своему, через призму своего уникального, необыкновенного дара. Он всегдла ставил спектакли не похожие на то что делали другие. Сам Георгий впервые вышел на сцену, вернее на арену цирка в восемь лет в акробатическом шоу. В восемнадцать лет, в 1968 году, будучи ровесником сегодняшнего Артура Гачинского, в Одесском музыкальном театре поставил балет на музыку Битлз, что само по себе совершенно немыслимо в то время, за что был выгнан из театра. Затем он оканчивает Одесскую хореографическую школу,  Воронежское хореографическое училище, Ленинградскую консерваторию и всё время работает, ставит, ставит, ставит, для всех кто только проявляет интерес, кто готов сотрудничать, кто хочет творить. А это очень сложно. Нужна сцена, нужны репетиционные залы, нужны артисты в конце концов! Которые могут и хотят работать и ничего не боятся. А бояться с Георгием Анатольевичем всю жизнь было чего. Появилась даже поговорка: В театре премьера Ковтуна- значит возле служебного входа дежурит скорая помощь. Все его постановки на грани, на пределе возможностей человеческого тела, видимо всегда сказывалась любовь к цирку. От своих артистов он всегда добивалсяся максимума. Это сейчас у него всё это есть, а тогда было только безумное, страстное желания работать. В итоге  он уезжает из родного, тёплого, черноморского города на Чукотку, на Крайний Север, практически в тундру, в никуда, где у него нет никого и ничего, а только невнятные перспективы создание народного коллектива. И коллектив этот он создаёт.  Чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон», художественным руководителем которого он являлся на протяжении восьми лет. И конечно снова поиски, снова неоднозначные, новаторские, эпатажные постановки и всегда движение вперёд. И это в рамках советского фолькльорного ансамбля! В 1986 году он Главный режиссер Московского еврейского театра, а с 1987 по 1994 г - главный балетмейстер Киевского театра оперы и балета для детей, а так же в это время он создаёт свой собственный театр. В 2008 году Георгий Анатольевич ставит нашумевший новый "Спартак" на сцене зашумевшего обновлённого Михайловского театра в Санкт- Петербурге. Новый директор театра выделяет на постановку баснословные деньги- 3,5 миллиона долларов и предоставляет полную свободу действия. И он действует. Можно как угодно относится к этой постановке, балет это или не балет, новаторство или безвкусица, искусство или попса. Но в историю это роскошное действо с танцующим на сцене хором, акробатическими трюками, движущимися декорациями и живыми  тиграми точно войдёт. Сейчас Георгий Анатольевич преподаёт в Санкт- Петербургской Консерватории и продолжает работать. На его счету уже 300 постановок в оперных и балетных театрах по всему миру. Всё к чему он прикасается всегда вызывает бурную реакцию. Рок-опера «Ромео и Джульетта» в Одесском Музыкальном театре- обвинения в разврате, артисты на сцене голые ( оказывается этим ещё кого- то можно удивить) В спектакле про Степана Разина главную роль играет девочка без рук и ног, инвалид от рождения- снова обвинение в провокации и эпатажности, премьеру спектакля «Распутин» блокируют верующие с иконами в руках, на спектакле «Пер Гюнт»  зрителям становится плохо - двоих увозят на скорой, так взволновала их история, которая разворачивалась на сцене...

Георгий Ковтун совершенно неугомонный,  горячий, ищущий и удивительно молодой человек, ему всегда будет восемнадцать лет. И я очень надеюсь что сотрудничество Георгия Ковтуна с фигурным катанием не прервётся. Потому что всё что он делает это всегда интересно. Хореографы в фигурном катании всегда умели сделать нам красиво, но как же хочется воскликнуть: "Пожалуйста сделайте нам умно! Сделайте нам интересно!"