5 мин.

Сколько можно заработать на спорте

 

Вышел интересный отчет PriceWaterhausCoopers «Перспективы развития мировой индустрии спорта до 2015 года».

Весь отчет можно скачать здесь.

Статья Коммерсанта про это тут.

Вот несколько интересных фактов из отчета.

"Все чаще спортивные и развлекательные мероприятия проводятся вместе. Это позволяет усилить общее впечатление и продлить мероприятие, а значит, и увеличить время, которое проводят на мероприятии болельщики и зрители. Собрав почти 111 миллионов телезрителей, матч за Суперкубок США по американскому футболу 2011 года побил все рекорды по числу зрителей среди всех программ в истории американского телевидения. Развлекательная часть программы включала в себя выступление певца Кита Урбана и группы Maroon 5 перед началом игры; Кристина Агилера исполнила гимн США, а в перерыве между таймами выступила группа Black Eyed Peas. Очередная серия телесериала Glee, показанная после матча, собрала почти 27 миллионов зрителей, в два раза превысив свои обычные показатели.

Сейчас мы видим, как растет желание спортивных болельщиков активно участвовать в событиях, связанных с их любимым видом спорта, через сайты социальных сетей. Так, Stockport County, английский клуб нижнего дивизиона футбольной лиги, недавно предоставил своим болельщикам возможность проголосовать за кандидатов на подписание новых летних контрактов, а многие владельцы прав на трансляцию спортивных мероприятий стремятся увеличить выгоду от владения правами через присутствие в сетях Twitter и Facebook.

Права на использование наименований по-прежнему остаются популярным объектом инвестиций для спонсоров. Это касается и новых, и уже существующих мест проведения спортивных и развлекательных мероприятий. Примером может служить спонсорский контракт на пять с половиной лет, который футбольный клуб «Барселона» заключил с некоммерческим фондом Катара. Согласно условиям контракта, стоимость которого составила 171 миллион евро,  на футболках игроков команды будет размещен логотип спонсора. Однако такого рода неприкрытая коммерциализация не всегда находит отклик у публики, которая платит деньги. Так, тысячи болельщиков «Барселоны» подписали петицию с требованием расторгнуть контракт.

С приемом крупных соревнований связаны и другие риски: проблемы с использованием построенных стадионов, где проходили соревнования. Стадионы, на которых проходили матчи чемпионата мира по футболу в Южной Африке, не используются на полную проектную мощность. Для решения таких проблем Россия и Катар собираются применить инновационные технологии, которые позволят демонтировать новые стадионы после окончания зимних Олимпийских и Паралимпийских игр  в Сочи в 2014 году и чемпионата мира по футболу в Катаре в 2022 году и снова собрать их в других регионах.

К примерам инновационных подходов к спонсорству спортивных мероприятий можно отнести решение английского футбольного клуба Tottenham Hotspurs  о подписании соглашений с различными спонсорами о спонсорской рекламе на футболках для различных видов соревнований: на всех домашних соревнованиях и матчах европейских кубков команда будет играть в футболках со спонсорской рекламой компании Investeс, а на матчах Премьер-лиги –  в футболках со спонсорской рекламой компании Autonomy. Футбольный клуб Manchester United подписал соглашение со спонсором о рекламе на тренировочных футболках. По количеству заключенных спонсорских контрактов футбол лидирует среди остальных видов спорта.

Коммерческие возможности, которые открываются перед владельцами прав на трансляцию благодаря новым технологиям, были продемонстрированы посредством трансляции матчей ИПЛ на YouTube. Трансляция матчей собрала 20 млн суммарных просмотров, что составляет 69% всей аудитории YouTube  в Индии.

Спорт намного уступает в популярности другим сегментам индустрии развлечений, что видно по действиям участников социальной сети Twitter. У Леди Гага 15 миллионов поклонников, зарегистрированных в Twitter (так называемых фолловеров), а у бразильского футболиста Кака («Реал Мадрид») – 6,5 миллиона, что делает его лучшим спортсменом (хотя в первой сотне самых популярных людей в Twitter он занимает 17-е место). В эту сотню входят всего пять спортсменов или представителей спорта, причем все они из США. То же самое относится к клубам, поскольку с отслеживанием высказываний спортсменов в Twitter уже неоднократно возникали проблемы. В начале 2011 года Футбольная ассоциация обвинила нападающего «Ливерпуля» Райана Бабела в ненадлежащем поведении, после того как он разместил в Twitter фотоколлаж,  на котором арбитр изображен в спортивной форме команды противника.

Другая проблема для спортивных организаций и регулирующих органов заключается в сложности регулирования и контролирования одного и того же контента, воспроизводимого на разных платформах и в разных регионах мира, что объясняется фрагментированностью рынка медиасредств и тем, что для онлайновых и цифровых технологий не существует государственных границ. В 2011 году Европейский суд вынес решение в пользу владелицы паба из Великобрит"ании, заявив, что вещательные компании не могут помешать пользователям покупать более дешевые услуги зарубежного спутникового телевидения для просмотра футбольных матчей Премьер-лиги. И хотя юристы считают, что пабам все-таки могут запретить покупать такие услуги из-за правил по охране интеллектуальной собственности, данный случай говорит о том, что проблемы, связанные с разработкой политики и продажей прав на трансляцию спортивных состязаний, становятся все более острыми".

Если говорить о цифрах, которые приводятся в отчете, то в целом по рынку на ближайшее время прогнозируется рост от доходов индустрии спорта. От себя скромно замечу, что в целом цифры приводятся довольно интересные, но нужно учитывать, что, во-первых, любое изменение в заложенных тенденциях может привести к абсолютно противоположенным результатам . Во-вторых, анализируя рынок по всему миру и по всем видам спорта, специалисты PwC упускают отдельные, часто решающие моменты: к примеру, в части того, как в России будут собирать спортивные арены, а потом разбирать их и снова возводить в другом регионе. Такие заявления действительно звучали, но конкретных схем я пока не видел, как, впрочем, и оценок затрат на подобные операции. Наконец, в-третьих, в отчете статьи доходов приводятся без привязки к их получателям, в то время как распределение прав, обязанностей и денежных потоков во многом является определяющим и делать какие-либо выводы основываясь только на абсолютных значениях не совсем правильно. Было бы здорово увидеть подобный анализ отдельно по каждому сектору:  продаже билетов и прав телетрансляций, спонсорству, мерчендайзингу. Например, если взять доход от продажи прав телетрансляций, который, кстати, занимает самую маленькую долю в общей структуре доходов, то для футбола важно, о каком именно турнире идет речь – от этого будет зависеть получатель дохода. Но это все мелкая критика, PwC, разумеется, спасибо!