5 мин.

Праворадикалы на стадионах: «Футбол стал прибежищем националистов»

Когда Феликс Беннеккенштайн еще был националистом, он очень злился на своих политических противников. Фанаты «Львов» (неформальное прозвище игроков клуба «1860 Мюнхен» — прим. пер.) считали его и других его товарищей из блока 132А мюнхенского стадиона нацистами. Но многие болельщики клуба не понимали, в чем были причины этих волнений, хотя и не испытывали особых симпатий к идеям этого «товарищества». Однако они считали, что этих фанатов надо оставить в покое, пока они оставались в пределах блока.

«Для них политику на стадион принесли не мы, а наши противники», — говорит Беннеккенштайн и качает головой, как будто и сейчас, три года спустя, не может поверить, насколько вольготно он и другие «национальные социалисты» чувствовали себя тогда в блоке. В конце концов, они хотели, чтобы их именно так и воспринимали — как «нормальных» футбольных фанатов.

Идеологи, эти ненормальные политические «фрики» — это, по его словам, не они, а те, кто занимаются на стадионе политикой и называют нацистов нацистами. «Мы, правые, однажды попросили руководство клуба предоставить нам в распоряжение одну трибуну, на которой мы хотели повесить баннер с лозунгом „Фанаты „Львов“ против политики на стадионе!“ Думаю, вскоре у нас бы появилось немало сторонников», — говорит Беннеккенштайн.

По его словам, в Германии нет какого-либо плана по насильственному приобщению фанатов к нацистской идеологии. Однако понятно вместе с тем, что футбол наряду с музыкой является субкультурой, в которой правые силы чувствуют себя наиболее вольготно. «Нацисты вовсе не стремятся управлять фанатским движением, но действительно хотят занять определенное место в этой нише». Наиболее подходящим в этом смысле им представляется футбол. Тем, кто за свои выходки уже был привлечен к ответственности, лучше избегать участия в акциях праворадикалов. А на суде можно заявить, что ты «вышел из игры». А вместо этого можно встречаться со своими «товарищами» на стадионе.

Дортмунд стал новой «столицей» правого движения

Бывшие «товарищи» Беннеккенштайна переживают в последнее время подъем. На многих фанатских трибунах настроение меняется. Раньше даже «ультрас» — неважно, придерживались ли они левых взглядов или называли себя аполитичными — противились напору правых. Но теперь маятник качнулся в другую сторону. Кое-где правые, чувствующие некоторую связь с «ультрас», действительно напирают, а где-то вновь «оживает» хулиганское движение, которое, впрочем, тоже на протяжении десятилетий было тесно переплетено с правыми.

Те, кто дают понять, что им это не нравится, получают жесткий ответ. Так это происходит в Брауншвейге и Ахене, в Дюссельдорфе и Дуйсбурге. Так это происходит и в Дортмунде, который давно уже считается новой «столицей» движения, причем не только в футбольной среде. Вот и бывший приверженец ультраправых идей «Флекс» Беннеккенштайн когда-то отправился в Дортмунд. «Я думал, что нужна была еще одна война, еще одна революция, чтобы освободить Германию и всю Европу. Нам было понятно, что эта революция началась бы не в Германии, а скорее в таких странах как Венгрия или Греция, где сильны националистические настроения. А здесь бы они нашли войска, готовые к выступлениям».

Войска — это такие, как Автономные националисты, «политические солдаты» нового «нацистского государства», немецкая штаб-квартира которого располагается в Дортмунде. «Будучи поклонником националистической идеологии, там ты получал сильный мотивационный толчок», говорит Беннеккенштайн. «Поэтому я тогда тоже переехал туда». «Туда» — это в Дорстфельд, район, давно уже ставший знаменитым на всю Германию, и не только потому, что там возникла неонацистская группировка под названием «Скинхедский фронт Дорстфельда», но и потому, что Автономные Националисты арендуют сразу несколько квартир в окрестностях площади Вильгельмсплатц.

«Флекс» поселился на пресловутой улице Эмшер штрассе, в «нацистском доме», в котором живут многие правоэкстремистски настроенные фанаты дортмундской «Боруссии». Один из них — некий Михаэль Б., которому руководство клуба давно уже запретило появляться на стадионе и которого многие свидетели в середине октября видели среди нападавших на участников акции «ультрас» из Дуйсбурга, направленной против расизма. Когда «Флекс» жил в Дорстфельде, он неоднократно встречался с правыми «ультрас» других команд, которые приезжали в Дортмунд еще за несколько дней до игры их команды против «Боруссии», чтобы пообщаться в «приятной» обстановке со своими единомышленниками-националистами. По его словам, среди них бывали фанаты из Берлина, Лейпцига, Дрездена, Карлсруэ, Мюнхена и многих других городов.

Хулиганы объединяются с правыми «ультрас»

Но Дортмунд, где национал-социалисты орудуют подобно пауку в паутине, является лишь самым вопиющим примером тенденции, распространяющейся по всей стране. Старые хулиганы объединяются с праворадикальными «ультрас», которые — отчасти из-за их политических пристрастий — ранее были исключены из основных фанатских группировок.

С конца 1970-х по 1990-е годы хулиганы определяли настроения на фанатских трибунах. Благодаря своей строгой организации и чисто физической силе они создавали «правую» атмосферу на стадионах. Ситуация изменилась лишь после появления движения «ультрас». То, что хулиганы постепенно утратили влияние в фанатской среде, большинство из них пережили вполне спокойно. В конце концов, многие из них к тому времени повзрослели, обзавелись семьями, стали вести себя осторожнее и уже лишь изредка участвовали в драках, причем за пределами стадионов.

Но были в первой и второй Бундеслиге и такие стадионы, где ситуация развивалась по-другому. Чем более уверенно выступали левые «ультрас», чем более открыто они высказывались по таким темам как, например, борьба против гомофобии, тем активнее становились силы, которые стремились вновь завоевать уже, казалось бы, потерянные позиции.

«К сожалению, это чаще всего люди, дравшиеся еще во времена, когда мы „пешком под стол ходили“», — говорит один фанат «ультра». И сам он, по собственному признанию, такой же — по нескольку раз в день занимается боевыми искусствами. Но он тоже говорит о «монополии на насилие» на стадионах со стороны хулиганов. «Никто точно не знает, кого они еще могут привлечь на свою сторону».

На самом деле можно утверждать, что на всех стадионах, где политическая ориентация «ультрас» не соответствует настроениям хулиганов, последние могут заявляться к первым прямо домой. И иногда прямо посреди ночи. Это подтверждает член одной группировки, попавшей «под пресс». «Обычные граждане не сталкиваются с подобными визитами. Хулиганы пытаются нас запугать, и это бывают не пустые слова», — говорит другой болельщик «ультра». «Нельзя забывать, что в среде хулиганов-нацистов нередко присутствуют представители организованной преступности».

Феликс Беннеккенштайн покинул эту среду в 2011 году и сразу основал организацию, помогающую таким же, как он, бывшим фанатам-националистам.

Оригинал публикации: Rechtsruck in den Stadien: „Fußball ist ein Rückzugsraum für Nazis“