11 мин.

Бунт фанатов: Сражение за справедливость

Теплый субботний вечер в Киеве, 20-е октября 2012-го года. Сияющий стадион НСК Олимпийский. Многочисленные киевляне спешат на футбол, ведь именно в этот вечер проходит центральный матч тура - киевское Динамо принимает харьковский Металлист. 

 

 

 

Несмотря на ужасную игру Динамо в последние месяцы, фанатский сектор набит битком. Атмосфера напряженнее чем обычно, вся трибуна одета в траурные черные одежды. Удивительно, но не слышно никаких оскорбительных речевок в адрес гостей из Харькова, принципиальных неприятелей киевских фанатов. Не слышно и криков с их стороны в адрес киевлян - как будто объявлено перемирие и нечто более важное, чем футбол, сплотило непримиримых врагов . Сотни людей на фанатской трибуне Динамо замерли и словно чего-то ждут.

Вдруг с верхних трибун спускается огромный баннер. Полотно рассказывает всему стадиону и телезрителям грустную историю, которая коснулась каждого из ультрас Динамо. Проходит миг - и фанатские сектора зажигаются ярким красным огнем. Зарево виднеется даже за стадионом, а густой дым на какое-то время обволакивает всю чашу главной арены страны. Еще один миг - и над стадионом разносится громогласный клич "Свободу честным! Свободу Павличенко!", который подхватывают харьковчане и многие из зрителей на центральных трибунах. 

 

Акция на матче с Металлистом - это венец полуторагодовой борьбы динамовских фанатов за справедливость в отношении своего друга и товарища, к которым присоединились футбольные болельщики всей страны. Нынешний протест украинских ультрас против заключения в тюрьму отца и сына Павличенко не имеет аналогов в истории современной Украины по своему масштабу.

Но кто такие Павличенко и почему украинские фанаты так рьяно поддерживают их? Как и почему их дело смогло заставить тысячи людей в разных уголках большой страны организовать такую масштабную акцию протеста?

Предыстория   В течение долгого времени обычный киевлянин Дмитрий Павличенко, 1963-го года рождения, жил со своей семьей (жена и два сына) в квартире в старом доме недалеко от центра столицы. В 1996-м году Дмитрий, получив разрешение чиновников, пристроил к своей квартире на первом этаже эркер. С тех пор семья Павличенко мирно проживала в своем доме и даже не подозревала о том, какой сюрприз приготовила им судьба.   В начале 21-го века некая голландская фирма Гоойорд начала скупать все квартиры в доме Павличенко, вероятно, с целью его сноса и постройки нового офисного центра. Дмитрий, получивший квартиру в наследство, отказался продавать свое жилище - его семье это было крайне невыгодно. С этого момента ему начали звонить неизвестные люди с угрозами, и одновременно к Дмитрию стали приходить судебные иски о якобы незаконной пристройке им эркера несколькими годами ранее.   В течение продолжительного времени Дмитрий Павличенко отстаивал в суде свое законное право на эркер и в какой-то момент казалось, что победа будет за ним. Однако в 2010-м году судья Шевченковского районного суда Сергей Зубков вынес заочное (Дмитрий не получил даже повестки) решение о сносе эркера и, почему-то, одновременно о выселении семьи Павличенко из квартиры. На основании этого решения судебные исполнители и сотрудники милиции ворвались в квартиру Дмитрия, спилив дверь, и выставили семью Павличенко на улицу в канун Нового Года.  При этом, сотрудники правоохранительных органов увезли все вещи семьи на нескольких машинах в неизвестном направлении.   Как отобрали квартиру у Дмитрия Павличенко (сюжет от февраля 2011-го года):     Как позднее сообщал Дмитрий, после этого инцидента он неоднократно обращался в милицию, но ему говорили, что было дано указание сверху не рассматривать его заявления. Лишившийся квартиры киевлянин решил до конца бороться за свои права и вскоре созвал пресс-конференцию, на которой обратился с просьбой к Президенту Украины наказать коррумпированных чиновников и вернуть принадлежащее ему жилье.   Несмотря на все старания Дмитрия, все попытки вернуть свою квартиру в течение двух месяцев успехом не увенчались. Тем не менее, Павличенко был настроен решительно бороться до конца всеми возможными законными методами. Однако мало кто подозревал, что у этой истории будет новый, совершенно неожиданный поворот.    Дмитрий Павличенко созывает пресс-конференцию и обращается к Президенту Украины:     Убийство судьи Зубкова 

В марте 2011-го года судья Шевченковского районного суда Сергей Зубков, вынесший вердикт об отчуждении квартиры у семьи Павличенко, был найден мертвым в подъезде своего дома. Судья был зверски убит двумя неизвестными: один напал на Зубкова с холодным оружием в лифте, второй ожидал его на этаже с пистолетом. Зубкову были нанесены многочисленные колото-резаные ранения и было произведено четыре выстрела в грудь, а убийцам удалось скрыться, несмотря на то, что их вблизи видели и даже пытались остановить несколько человек: консьержка, лифтеры  и соседка. 

Буквально через два дня киевлянина Дмитрия Павличенко и его сына Сергея арестовали по подозрению в убийстве судьи. Не прошло и трех месяцев, как милиционеры снова ворвались среди ночи в квартиру, которую снимали Павличенко, выбив двери и окна, и забрали Дмитрия с сыном в Лукьяновское СИЗО. Практически сразу же высшие чины МВД и прокуратуры собрали пресс-конференцию, на котором бодро отрапортовали о раскрытии убийства судьи Зубкова и заявили о поимке двух его убийц, которыми якобы являются Дмитрий и Сергей Павличенко.

 

В течение дальнейших разбирательств cледователями, по сути, рассматривалась только одна версия: месть Дмитрия и Сергея Павличенко судье Зубкову за вердикт суда трехмесячной давности. Впрочем, в деле было немало несостыковок и неясностей: ни один из свидетелей не опознал отца и сына Павличенко, на месте преступления не было найдено прямых улик против них, орудий убийства тоже нигде не нашли, а многие из косвенных улик выглядят несколько странно. Например, прямо на месте преступления были найдены...кроссовки и спортивные штаны, принадлежавшие Сергею Павличенко, которые он якобы снял с себя во время борьбы с Зубковым, а в открытой без понятых машине Дмитрия были найдены предметы, "похожие" на пули, которыми был убит судья.

 

 

Убитый судья Сергей Зубков

 

 

Главный свидетель дела - лифтер, который боролся с одним из убийц перед тем, как им удалось скрыться - заявил, что один из следователей вынудил его "опознать" Дмитрия Павличенко в своих показаниях. Да и сам глава семейства Павличенко впоследствии не раз заявлял, что на него и на его сына определенные люди оказывали давление с целью добиться того, чтобы они взяли вину на себя.

"Меня целыми днями водили по кабинетам, никакие свидетели меня не опознали. А один высокопоставленный чин предложил мне сделку: взять на себя преступление в обмен на то, что мою семью не будут трогать. Тогда мне дадут десять лет, а через пять уже освободят. В случае же моего отказа мне светит пожизненное заключение, старшего сына и жену посадят как соучастников, а младшего сына поместят в детдом. Понятно, что от такого предложения я категорически отказался, ибо я абсолютно не виновен и все проблемы всегда решал законными способами", - писал Дмитрий Павличенко.

 

Осенью 2012-го года, через полтора года после убийства судьи Зубкова, суд признал Дмитрия и Сергея Павличенко виновными в совершении преступления: Дмитрий Павличенко осужден на пожизненное заключение, его сын Сергей получил 13 лет лишения свободы, а оставшаяся на руках с несовершеннолетним ребенком мать семейства Павличенко должна будет выплатить 500 тысяч гривен компенсации за причиненный ущерб. 

Дело семьи Павличенко, скорее всего, осталось бы незамеченным для широкой общественности. Мало кто заинтересовался бы справедливостью вердикта в отношении Дмитрия - у него хотя бы имелся мотив для совершения убийства (недаром он перед смертью судьи созывал пресс-конференцию и по ТВ обращался к Президенту), в отличие от десятков тысяч невинных украинцев, которые прозябают в местах лишения свободы по вине слуг Фемиды. Но вышло не так - благодаря футбольным болельщикам о семье Павличенко узнала вся страна.

 

Cюжет TVI о деле семьи Павличенко:

 

Возникает вопрос: почему именно это дело стало поводом для беспрецедентных фанатских протестов?

По cовершенно случайному стечению обстоятельств, Сергей, сын Дмитрия Павличенко, продолжительное время болел за киевское Динамо и являлся частым посетителем фанатской трибуны киевского клуба. Практически сразу ультрас Динамо, ознакомившись с делом, начали организовывать беспрецедентную акцию протеста в защиту своего товарища и его отца.

Протест ультрас Динамо Киев 

Фанаты Динамо стали поддерживать Сергея Павличенко и его отца почти сразу же с момента их задержания. Войдя в курс дела, ультрас столичного клуба были возмущены многочисленными нарушениями в ходе следствия, и стали высказывать свое недовольство посредством речевок и баннеров на трибунах стадионов. Вскоре была создана группа "Волю Павличенкам!" в одной из социальных сетей, а позже появился сайт с кратким содержанием дела на украинском, русском и английском языках: 

http://theyarenotkillers.com/

В июне 2011-го года был проведен первый фанатский марш, полностью посвященный ситуации с семьей Павличенко.

Так все начиналось...Марш в поддержку Павличенко в июне 2011-го года:

 

Почти на всех заседаниях суда по делу Павличенко присутствовали десятки человек из числа фанатов Динамо Киев, которые, как могли, поддерживали морально Сергея и Дмитрия Павличенко, старались следить за корректным ходом следствия и всячески помогали оставшейся с маленьким ребенком матери Сергея, в том числе и финансово.    Постепенно протест объединил практически всех фанатов Украины. К акции присоединились фанаты из Львова, Днепропетровска, Харькова, Донецка, Одессы, Черновцов, Сум, Армянска, Николаева, Чернигова, Луцка, Симферополя и многих других городов Украины. Даже исторические враги динамовцев - фанаты московского Спартака - вывесили баннер "Свободу Павличенко!" на матче чемпионата России. Акцию в защиту Павличенко поддержали и в Европе - фанаты португальского Порту вывесили англоязычный баннер на матче Лиги Чемпионов с Динамо.  

 

   

Фотогалерея: Украинские фанаты провели массовую акцию протеста

Можно подумать, что фанаты попросту пытаются "отмазать" своего. Это не так. Суть протеста не в том, что, по мнению фанатов, их товарищ не виновен - суть протеста в том, что суд и расследование проходили с многочисленными нарушениями, а двух людей, которых не опознали свидетели и против которых не было прямых улик, упрятали за решетку просто так, избивая и угрожая во время следствия. Ультрас протестуют не потому, что не хотят, чтобы их товарищ сидел в тюрьме - ультрас протестуют потому, что правду в этом резонансном деле, на их взгляд, никто и не собирался искать. 

Фанаты Динамо Киев до сих пор уверены, что Сергея и его отца "подставили", а настоящие убийцы судьи Зубкова разгуливают на свободе. Известно, что судья Зубков помимо дела Павличенко вел несколько несколько других дел, связанных с законностью строительства крупных объектов недвижимости в Киеве. Незадолго до смерти судья принял несколько вердиктов, которые противоречили интересам больших инвестиционных групп. В частности, именно судья Зубков запретил скандальное строительство элитного жилья на улице Гончара, недалеко от Софии Киевской. Сергеем Зубковым были приняты и другие резонансные решения. Вполне возможно, что кто-то другой решил свести счеты с судьей, а Павличенко просто удачно подвернулся.

По мнению ультрас Динамо Киев, Дмитрию Павличенко, несмотря на спорное решение судьи Зубкова касательно его дела, не было никакого смысла убивать его после созыва пресс-конференции и воззвания к Президенту. Павличенко и сам заявлял, что стал готовить ресурсы для борьбы за свое жилище исключительно законными методами. Очевидно, что именно Дмитрий, с его активной кампанией в прессе, становился первым подозреваемым в деле убийства Сергея Зубкова. Фанаты не верят в то, что Дмитрий мог пойти на такой шаг, да еще и привлечь к этому преступлению своего несовершеннолетнего сына, поломав ему жизнь.

 

 

 

 

 

Необходимо отметить, что акция "Свободу Павличенко!" не имеет никакой политической подоплеки. В это сложно поверить, особенно в преддверии выборов, однако люди в нашей стране еще могут делать что-то от чистого сердца, выходить на улицу не в угоду исключительно своим корыстным интересам. Как оказалось, еще можно протестовать против чего-то, не держа флаг за деньги и не сидя в палатке какого-либо цвета за подачки политиков. Абсолютно все баннеры, граффити, мероприятия проводились полностью за счет добровольцев, никаких спонсоров из числа политических деятелей у акции не было. 

Эпилог

К футбольным фанатам можно относиться по-разному. Можно критиковать их за шум на стадионе и искренне считать, что их заряды мешают смотреть футбол. Можно недолюбливать их за пиротехнику на матчах, опасаясь, что из-за файеров бетонные трибуны могут воспылать пожаром. Можно, в конце концов, бояться того, что они могут кого-нибудь вдруг побить на футболе. Впрочем, последние события показали, что в сплоченности и силе духа ультрас уж точно не откажешь.

 

 

  

 

Такие граффити теперь можно увидеть во многих местах Киева

Идеализировать фанатское движение за акцию солидарности с товарищем, конечно, не стоит. Горячая молодежь с трибун вряд ли может служить эталоном для остальных граждан Украины, в пример детям их совсем необязательно приводить. Однако, в ситуации с делом Павличенко они могут послужить всему украинскому обществу примером того, как нужно упорно и бескомпромиссно бороться за свои права. 

К сожалению, у этой истории грустный конец: пожизненное заключение для старшего Павличенко и 13 лет для его сына Сергея.  Тем не менее, ультрас не сдаются - будет подана апелляция, и акции на трибунах стадионов продолжатся. Наверное, мы еще не раз услышим фамилию Павличенко на стадионах, и не раз прочтем ее на баннерах ультрас. Шансов на освобождение Павличенко, конечно, мало, но динамовские фанаты не намерены отступать.

Напоследок предлагаю вам просмотреть небольшое пятиминутное видео с оглашением вердикта суда и того, как ультрас Динамо провожали своего друга и его отца после суда. Возможно, такой искренней и печальной поддержки не было ни у кого из наших известных политических лидеров, ныне также прозябающих в местах лишения свободы.

Тимофеюк Андрей