4 мин.

Проект Моуринью

Однажды мне довелось пообщаться со старейшиной крупной финансовой компании, пожалуй, одной из крупнейших на данный момент в стране. Мой собеседник стоял у самых истоков большой империи, стряхивал пепел с седины на макушки молоденьких еще на тот момент руководителей государства.  Разговор получился достаточно откровенным. Мы говорили о многих вещах: о том, как изменилась компания, как поменялась культура, куда все движется и какие кадры теперь у штурвала.

Так вот, Бобби Чарльтон от мира финансов с грустью сказал, что в погоне за прибылью и сиюминутным результатом, в дом, в его дом, где он так бережно и долго смахивал пыль с каждой полочки, приглашены люди, которые плевать хотели на установленный порядок и сложившиеся ценности. Для тех, кто их приглашал, главное – поспеть за конкурентами. У такой логики острый клинок, он может как принести победу в любой битве, так и жестоко поранить своего хозяина.

Люди-проекты заполоняют мир. Тонкая и подчас неуловимая нить традиций, особенного, присущего только этому месту духа, рвется навсегда с приходом тех, кто заточен на конкретный проект. Разная постановка, формулировка целей – создать уют или сделать ремонт. Сделать солидную репутацию бренду, завоевать любовь потребителя или сделать бренд продаваемым, кассовым, успешным, снести потребителю крышу здесь и сейчас, любой ценой. Чувствуете разницу?

Вчера люди-проекты поднимали конкурентов – сегодня трудятся в соседнем кабинете и рассказывают тебе, как надо жить и что делать. Есть во всем этом что-то безнравственное, беспринципное, что-то китайское. Безделушка какая-то.

Проект нередко завершается успешно, но сидеть на одном месте успешные люди-проекты будут лишь до первого прокола. Если что-то пойдет не так, если проект забуксует, сама выбранная методика не оставит выбора – нужно будет брать следующего. Доверие, глубокие корни – это все из другой системы координат, плоскости, в которой люди-проекты не мыслят и не живут.

Манчестер Юнайтед подписал не просто «тренера на проект», а апологета этой самой проектной мишуры. Жозе Моуринью – как раз тот человек, который волей-неволей олицетворяет собой подобный подход. Вся его сущность, вся философия – не служение определенному миру, а прогиб этого мира под себя. Дом должен вращаться вокруг хозяина, а не наоборот.

Чем отличаются люди-проекты от остальных? Первое, что они делают – производят зачистку. Чтобы привести другую команду, команду под себя – нужно либо выгнать кого-то, либо создать такие условия, чтобы пассажиры сами покинули борт. Это полное разрушение уже сложившихся связей, настоящая беготня по головам. Человек-проект не собирается ничего анализировать, подмечать что-то положительное из того, что уже есть – он приходит и говорит: всё, чем вы занимались – это чушь, да и сами вы ни на что не годны. Этим всегда веяло от Моуринью, он никогда не довольствовался тем, что есть. Звучит правильно, но зачастую он не работал ни с чем из того, что было до него. Нет, всех под нож, конечно, никто пустить не даст, но главные роли отойдут другим. Тяжелее всего придется самым коренным и стержневым, и им, скорее всего, придется уйти. Случай Гиггза показателен. Думаю, что и Руни долго не продержится, но такого кабана, как Уэйн, скорее всего, будут выдавливать постепенно.

Как сороки хозяева клубов, в которые приходит Жозе, хватаются за самое яркое из того, что лежит на виду (продается). Ибрагимович и Мхитарян – первые покупки для Моуринью, и что-то подсказывает – далеко не последние. Второе, что делают люди-проекты, приводят своих примадонн. Почему я говорю так о Руни, которому пока дают карт-бланш в виде привычной роли форварда и капитанской повязки? Потому что швед и армянин – это, по большому счету, игроки со схожим относительно Уаззы функционалом – в оттяжке. Генрих, конечно, не форвард, но он вполне может им стать. Ибрагимович – наконечник, да даже и сам копье, но он же и распасовщик, фасовщик-упаковщик. Про то, куда в данном случае денутся Марсьяль, Мата и прочие Лингаарды с Рэшфордами, даже говорить не приходится. А играть все хотят постоянно, а группа атаки не резиновая.

В-третьих, люди-проекты выжимают все и сразу, все соки, сразу переходят в режим высокой производительности. Стратегия – «Мы хотим побеждать». Поэтому, когда побеждать будет заведомо трудно, в бой пойдут одни старики. Вернее те, кто все всем давно доказал. Никакого намека на чудо. Вот Луи Ван Гаал намекал на чудо, и чудо произошло, неоднократно, но не произошло стабильного результата.  

Катану доставать рано, Моуринью всех построит и в режиме «удиви меня» начнет предсезонное турне. На смену тех, кто его не удивит или удивит в обратном смысле, придут звезды. Все просто, ничего личного, это бизнес, детка! Это проект «Манчестер Юнайтед возвращается».

Когда на одной из конференций, мой мудрый старец Бобби услышал от новоявленного ТОПа, что они пойдут по пути известнейших западных корпораций, что внедрят кучу всего и поднимут все с колен, он спросил докладчика: «Уважаемый, а как вы на нашу, сложившуюся культуру, насадите культуру другого мира? И как вы из сотрудников ООО «Ромашка» сделаете вундеркиндов из Google?». Думаю, не надо рассказывать, что внятного ответа не последовало.

alt

P.s. Спасибо за подписку!