11 мин.

38th Int. Festival Città di Arco. Часть 4

Автор - международный мастер Никита Петров

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4, где шахматам... Ну вы поняли.

Мой оптимизм несколько поубавился после ознакомления с жеребьевкой четвертого тура. По странному стечению обстоятельств, многие из партий лидеров в третьем туре завершились вничью, что привело к тому, что стопроцентный результат сохранили всего лишь 5 человек. Довольно необычная ситуация для опена с более чем сотней участников и приличным рейтинговым разбросом. Так или иначе, в очередной партии мне предстояло бороться против азербайджанского гроссмейстера Азера Мирзоева.

Сам по себе этот факт совсем меня не расстраивал: при наличии в турнире двух гроссмейстеров логично предположить, что борьба за высокие места подразумевает личную встречу с обоими. Другое дело, что играть предстояло черными, а это, по умолчанию, предполагает действия в зоне пониженной активности.

Подготовка выявила, что мой соперник тяготеет к позициям закрытого характера. Причем в знакомых структурах его уровень игры возрастает на порядок. В принципе, один этот факт сам по себе мог натолкнуть на мысль, что моя излюбленная "славянка" не очень подходит в данной конкретной ситуации. К сожалению, ограниченность дебютного репертуара в этот раз сыграла со мной злую шутку. Каталон допускать не хотелось, а выходить в "Грюнфельд", опираясь лишь на стилистические предпочтения Азера, было страшно. Таким образом, я решил в очередной раз выставить свою пешку на с6. Потратив все утро на подготовку против линий 1. d4 d5 2. c4 c6 3. Nf3 Nf6 4. e3 и 1. d4 d5 2. c4 c6 3. Nf3 Nf6 4. Qc2, я отправился на тур. Если вы читали предыдущие части рассказа, то можете попробовать догадаться, до какого хода мои ожидания совпали с реальностью...

1. d4 d5 2. c4 c6 3. e3

Как вы угадали? :) 3... Nf6 4. Nc3!, лишая меня последней надежды перейти к подготовленным вариантам. Конечно, я имел некоторое представление о позиции на диаграмме. В частности, этот вариант против меня избрал многократный чемпион СССР Александр Белявский.

4... Bf5!?? Против Александра Генриховича я играл 4... а6 и сделал ничью с позиции слабости. Ход в партии связан с жертвой пешки, весьма интересной, но, пожалуй, объективно недостаточной для уравнения. Следующие 10 ходов ГМ Мирзоев сделал в весьма быстром темпе, практически убедив меня в собственной отличной дебютной подготовке. Как выяснилось после партии, это было не совсем так. Впрочем, это не отменяет того, что играл мой соперник наиболее принципиальным образом.

Последовало 5. cxd5 cxd5 6. Qb3 Nc6 7. Qxb7 Bd7 8. Qb3 Rb8 9. Qd1 e5 10. Nf3 Bd6 11. dxe5 Nxe5 12. Be2 O-O 13. O-O Qe7 14. Nd4 Rfc8

В этот момент соперник впервые задумался. Возникшая позиция не то, чтобы очень широко известна, но мне уже встречалась. Черные пожертвовали пешку, не создав явных угроз. Кроме того, в будущем может сказаться слабость изолятора на d5. Тем не менее, оценить позицию однозначно не так легко: взамен вышеупомянутых факторов у черных есть, во-первых, неприятное давление по вертикалям b и с, а во-вторых, достаточно завуалированная угроза лифта ладьи через поле b6 на королевский фланг. В случае удачного проведения этого маневра у черных может возникнуть сильная, а потенциально неотразимая атака на короля.

Потратив примерно 15 минут и оценив идею черных по достоинству, Азер сделал сильный ход 15. Ncb5!?. В большинстве партий по данному варианту белые избирали довольно абстрактный, на мой взгляд, ход 15. h3. Прыжок конем жестче, и, скорее всего, сильнее. Правда вероятно, что еще больше проблем ставит 15. Ndb5 (!). Полного равенства тут не видно, но позиция черных остается удовлетворительной.

15... Bc5 К сожалению, пришлось уводить слона с боевой диагонали. 16. a4 Теперь выясняется другая идея предыдущего хода белых. Забаррикадировав вертикаль b, белые готовы завершить развитие путем b3 и Bb2.

Примерно в этот момент я осознал, что на доске критическая позиция.

Очевидно, что если дать белым сделать два развивающих хода подряд, то можно будет смело сдаться. Таким образом, препятствовать ходу b2-b3 нужно здесь и сейчас. Во время партии я видел два способа не проиграть сразу, причем разум голосовал за один, а чувства за другой. Очень хотелось сыграть 16... Rb6. После этого ход 17. b3 белым запрещен: следует 17... Ne4, 18... Rh6 и белые попадают под неожиданно разгромную атаку. Сильнее 17. a5!? Rbb8 18. b3, но в этом случае конь теряет поддержку, и черные могут подчеркнуть это обстоятельство ходом 18... Qe8 c контригрой. Сильнее всего меня беспокоил ответ 17. Nxa7 Ra8 18. Nab5. У черных не хватает уже двух пешек, но легкие фигуры плохо помогают в защите собственного короля. После 18... Ne4 перспектива получить мат или хотя бы вечный шах весьма реальна( на 19. f3 я задумывал 19... Rh6! 20. fxe4 Qh4 c атакой). Позиция очень сложна, и ее анализ выходит за рамки данного формата. Скажу только, что во время игры мне не верилось в корректность всех жертв, и, судя по всему, не без оснований. Хотя, безусловно, на практике могло случиться всякое. Значительно более серьезным основанием отвергнуть ход 16... Rb6 является ответ 17. Nb3, просто меняя активного слона черных. Здесь у черных беспросветно хуже, вопрос только в том, насколько. Должен признаться, что 17. Nb3 я во время партии просто не заметил, увлекшись расчетом ярких жертв. Остается только радоваться, что даже они не показались достаточно заманчивыми.

Таким образом, я внял голосу разума и сделал более скучный и сильный ход 16... Ne4. Ну а компьютер, как всегда, из двух возможностей выбирает третью: 16... а6!?. Для меня этот ход выглядит дико, ведь пешки назад не ходят, а после 17. Nc3 защитить на a6 ходом 17... Rb6 нельзя ввиду 18. a5 +- (Rd6 Na4). Компьютер же предлагает своими руками привязать собственного ферзя к слабости на а6 и перекрыть животворящую шестую горизонталь ходом 18... Qd6. И обещает достаточную компенсацию! Автору такая эквилибристика недоступна.

Последовало логичное 17. f3 (не давая черным шансов перебросить ладью на королевский фланг). А бездушная машина рекомендует 17. Nb3 Bb6 18. Qxd5?!? Ng4 19. Bxg4 Bxg4. Даже видя на мониторе +0,5, поверить, что белые ничего не потеряют, тяжело. Но приходится :) Так или иначе, мой соперник проскочил этот момент как во время партии, так и в анализе после ее окончания. На человеческое 17. f3 я сделал единственный ход 17... Nd6, и после 18. b3 возникла вторая критическая позиция.

В ней я задумался на 20 минут и сделал самый сложный и, вероятно, лучший ход в партии.

Очевидно, что предыдущим ходом белые подготовили фианкетто ферзевого слона, и, хотя при ослабленной пешке е3, это не несет столь губительного воздействия, допускать завершение белыми развития не хочется. Учитывая этот момент, ход 18... Nc6! смотрится вполне логично, но во время партии он потребовал значительных усилий. В первую очередь, подобный ход выглядит достаточно пассивно, а пассивные ходы - не то, что приходит в голову в позиции, где ищешь компенсацию за пожертвованную пешку. Кроме того, в принципиальном варианте 19. Nxc6 Bxe3+ (а иначе белые просто вернут коня на d4) 20. Bxe3 Qxe3+ 21. Kh1 Rxc6 22. Qxd5? (см. диаграмму)

черных выручает неожиданный ресурс 22... Nf5! -+ с угрозой 23... Ng3+. Как ни странно, у белых нет защиты.

Чувство опасности Азера не подвело, и 19. Kh1 он исполнил почти моментально. Таким образом, белые страхуют себя от тактических неприятностей, но позиция, получающаяся в результате разгрузки, не сулит им перевеса. Последовало 19... Nxb5 20. axb5 Nxd4 21. exd4 Bb6 (конечно, не 21... Bxd4? 22. Qxd4 Qxe2 23. Bb2 f6 24. Rfe1 Qxb5 25. Re7 +=).

В этот момент я предложил ничью. Судя по всему, это невольно оказалось довольно любопытным психологическим трюком. Нет никаких сомнений, что позиция действительно равна, и после примерного 22. Bf4 Bc7 23. Bxc7 Rxc7 24. Re1 Qb4 ничья почти неизбежна. Однако ГМ Мирзоев, вероятнее всего, расценил мой жест как признак слабости. После 5-минутного раздумья азербайджанский шахматист уклонился от мирного соглашения и сделал ход, сохраняющий интригу.

Было сыграно 22. Bd3?!. Объективно, этот ход не меняет оценки позиции как равной, но таким образом белые сохраняют лишнюю сдвоенную пешку ценой снижения активности собственных фигур. Исходя из последующего течения партии, такой подход приходится признать неверным. 22... Qf6 23. Bb2 g6 24. Ra4 Bf5 25. Rf2 Re8 26. Bf1 Rbc8 =+. Последними ходами белые успешно выполнили задачу по удержанию лишней пешки, но за это время черные развили довольно неприятное давление. Простого способа причалить к мирной гавани уже нет. Тем не менее, следующий ход белых только создает дополнительные проблемы. 27. g3?! Теперь у черных появляется зацепка для наката пешки h. В этот момент мне в голову пришла интересная тактическая задумка. Довольно быстро удалось установить, что она не проходит, а еще через пару минут найти улучшение. 27...Re3!? Любопытная идея, но простое 27... h5 было почти так же сильно. 28. Ra1 Be4! 29. Bg2 Bd3! (изначально я считал 29... Rd3?? с идеей 30. Qe2?? Bxd4 -/+, но простое 30. Qf1! меняет результат на противоположный.) Впрочем, как указал участник группы ШФ Игнат Ефимов, даже 30. Qe2? не допускает взятия на d4 из-за ресурса 31. Ra6! +-. 30. Bc1 Ree8! -/+ - пуанта всего варианта. Неожиданно после 31. Qxd3? Qxd4! (см. диаграмму)

белые теряют качество. Вообще, весь вариант очень впечатлил меня своей геометрией. Наверное, именно поэтому 27... h5 было отвергнуто. В этот момент у обоих соперников оставалось примерно 5 минут на 10 ходов. Вероятно, именно этим объясняется следующий ход соперника.Последовало 31. Bg5!?. После партии Азер сетовал, что не сыграл 31. Bb2. Действительно, компьютер выводит это продолжение на первую линию, но после 31... Bxb5 черные восстанавливают материальное равновесие, а расположение белых фигур удручает. Думаю, что, учитывая ситуацию на часах, Мирзоев принял правильное решение.

К сожалению для него, в этот момент я уже поверил, что вся тактика срастается как надо. 31...Qxd4 32. Rd2 Rc3 33. h4 Rxb3! было исполнено довольно быстро.

Удивительным образом все фигуры черных неприкосновенны. В принципе, дальнейшее могло стать несложным добиванием, но ситуацию усложняли 3 минуты на часах. К счастью, за оставшиеся до контрольного ходы удалось не расплескать перевес. 34. Kh2 Qc4 35. Bf6 Qxb5 36. f4 Be4 37. Bxe4 dxe4 38. Rd5 Qb4 39. Rd7 Qb5 40. Rd5 Qb4 41. Rd7 Обратите внимание на полезный прием на 38-40 ходах. Повторив позицию два раза, удалось пересечь контроль без потерь. Получив дополнительные 30 минут, я позволил себе расслабиться и минут пять не думать о позиции. Еще через пять удалось найти относительно четкое решение.

Было сыграно 41...Rf3 42. Rc1 (сильнее 42. Qd5, но после 42... Qf8 черные должны победить.) 42...Qb5 43. Rd5 Qa6

Ферзь на а6 выглядит неказисто, но снова решают геометрические мотивы. Позиция белых абсолютно безнадежна. Еще последовало 44. Re5 Rxe5 45. Bxe5 Qa2+ 46. Kh1 (Rс2 Qxf2+! -+) Qe6 47. Kg2 Rf2+ , и ввиду неизбежного мата или огромных материальных потерь белые сдались. 0-1

К чести моего соперника, он сам предложил разобрать партию по ее окончании и указал ряд интересных возможностей.

Партия четвертого тура (трансляция на ChessBomb)

Продолжение следует...

---------------------------------------------------------

Шахматы - это праздник, который всегда с тобой!

Вступайте в нашу группу ВКонтакте

https://vk.com/chessclubfenix