5 мин.

Футболом единым...

Бундеслига - это суперсовременные арены, рекордное количество зрителей на трибунах и субботнее телеобозрение, притягивающее к экранам каждого седьмого жителя страны.

Относительно регулярно за ходом турнира элитной лиги немецкого чемпионата следят почти 21 млн. или 28 % местных жителей старше 10 лет, образуя сегменты активных и умеренных болельщиков.

Из них более 5 % хотя бы время от времени наблюдают матчи на стадионах, а остальные предпочитают смотреть трансляции игр и/или соответствующие футбольные обозрения.

Кроме этого, около 15 млн. немцев составляют сегмент пассивных поклонников турнира, которые ограничиваются периодическим узнаванием результатов игр, и лишь иногда наблюдают соответствующие новостные или обзорные программы.

Германия - единственная страна в Европе, которая превосходит Россию (21 млн. против 15 млн. чел) по абсолютному размеру внутренней аудитории элитной лиги национального футбола. Хотя все население РФ превышает население Германии примерно на 60 млн. человек или в 1,7 раза, и у нас можно увидеть прямые трансляции игр на общедоступном ТВ.

По клубным предпочтениям все категории активных и умеренных почитателей бундеслиги по состоянию на первую половину сезона распределились следующим образом.

Рейтинг-лист популярности клубов чемпионата Германии-2009/10.

(в процентах относительно 21 млн. немецких болельщиков) 1. "Бавария" - 18,1 %.

2. "Боруссия" Д - 10,8 %.

3. "Штутгарт" - 7,2 %.

4. "Шальке-04" - 6,9 %.

5. "Гамбург" - 6,8 %.

6. "Вердер" - 6,7 %.

7. "Боруссия" М - 4,6 %.

8. "Герта" - 4,6 %.

9. "Кельн" - 3,9 %.

10. "Айнтрахт" Ф - 3,8 %.

11. "Ганновер-96" - 3,4 %.

12. "Нюрнберг" - 3,1 %.

13. "Фрайбург" - 2,6 %.

14. "Байер-04" - 1,8 %.

15. "Вольфсбург" - 1,7 %.

16. "Бохум" - 1,4 %.

17. "Хоффенхайм" - 0,5 %.

18. "Майнц-05" - 0,4 %.

Не имеют постоянных симпатий к командам первой бундеслиги - 11,7 %.

При этом "Бавария" является самым популярным немецким клубом не только в своей стране, но и за рубежом.

Что касается фанатских объединений, то три ведущие позиции по количественному показателю уверенно удерживают поклонники футбольных клубов "Боруссия" (Дортмунд), "Шальке-04" и "Гамбург". Далее в топ-5 располагаются "Герта" и "Штутгарт", но на пятки им наступает большая группа преследователей.

По посещаемости домашних стадионов в целом уже не первый год на трех верхних ступеньках находятся "Боруссия" Д, "Бавария" и "Шальке-04". А в категории "ТВ-болельщики" с заметным преимуществом лидирует "Бавария".

Если ранжировать немецкие команды по числу их интернет-болельщиков (постоянных посетителей клубных сайтов), то первая пятёрка выглядит так: "Боруссия" Д, "Бавария", "Шальке-04", "Гамбург" и "Вердер".

Бундеслига vs РФПЛ

Ниже представлены некоторые другие характеристики популярности бундеслиги и их сравнение с российской Премьер-Лигой.

По абсолютному количеству местных болельщиков мюнхенская "Бавария" и "Боруссия" (Дортмунд) опережают и все российские клубы. В свою очередь московский "Спартак", "Зенит" и ЦСКА уступают только этим двум представителям немецкого чемпионата.

У телеэкранов

В то же время в Германии относительно низкий (один из худших в Западной Европе) уровень проникновения в болельщицкую среду платных трансляций, но и он заметно превосходит российский.

Поэтому неудивительно, что количество телезрителей, наблюдающих отдельные матчи немецкого чемпионата, как правило, в разы уступает нашему среднему показателю в 7 млн. человек для центральных игр тура. Если же сравнивать трансляции только на коммерческих каналах Sky Germany (Premiere) и "Наш футбол", то здесь наблюдается обратная картина.

А главной составляющей немецкого «телеболения» являются обзорные программы, выходящие на двух ведущих национальных телеканалах (ARD и ZDF) в течение уик-энда как в субботу, так и в воскресенье.

В частности, хотя бы треть каждого выпуска полуторачасовой передачи Sportschau (субботний прайм-тайм канала ARD), вне зависимости от мест просмотра, наблюдают от 11 до 13 млн. любителей футбола.

В России единственное на старте текущего чемпионата доступное обозрение ("Футбольная ночь" на НТВ) собирает у телеэкранов менее 0,5 млн. человек. А максимальная аудитория матчей внутреннего первенства в новом веке равняется 11 млн. жителей страны, которая была достигнута в 2006 году ("Спартак" - ЦСКА).

Следует отметить, что еще один бесплатный канал (DSF) специализируется исключительно на турнире второй бундеслиги (аналог нашего первого дивизиона), и на нем можно увидеть не только обзоры, но и некоторые матчи. При этом они могут собирать более многочисленную ТВ-аудиторию, чем часть трансляций Лиги чемпионов.

На стадионах

Германия является признанным европейским лидером по посещаемости футбольных арен. В том числе, как среди элитных лиг (единоличным), так и среди подэлитных дивизионов (в споре с англичанами).

А дортмундская "Боруссия", "Бавария" и "Шальке-04" постоянно входят в топы лучших клубов Старого Света по количеству зрителей на домашних матчах. Например, средний показатель для "Боруссии" из Дортмунда уже не один год держится вокруг отметки в 75 тысяч человек. В России за последние пять лет среднее значение для любого из клубов не достигло и 25 тысяч.

В 21 веке бундеслига практически каждый сезон устанавливает новый европейский рекорд по средней посещаемости. Сейчас он примерно 42 тыс. зрителей, что более чем в 3 раза превышает аналогичное российское значение. Даже средняя посещаемость во второй бундеслиге превосходит соответствующий показатель для нашей Премьер-Лиги.

Периодически, но с разной частотой, стадионы только главной бундеслиги (18 клубов) посещают более 1 млн. граждан немецкого государства. В России все последние годы этот показатель для всех трех профессиональных лиг (более 100 клубов Премьер-Лиги, первого и второго дивизионов) не добирался и до рубежа в 0,75 млн. россиян.

В этом сезоне средняя вместимость стадионов, на которых выступают команды бундеслиги, составляет 47,5 тыс. человек, а их средняя заполняемость - 90 %. Соответствующие показатели для РФПЛ равняются 23,5 тыс. человек и менее 60%.

В относительном измерении матчи элитной германской лиги на стадионах смотрят более 5% болельщиков или почти 1,5 % немецкого населения старше 10 лет. В России эти значения для ПЛ-2009 были равны около 2% болельщиков и чуть более 0,2 % населения старше 10 лет.

Количественные оценки аналитического агентства СК (основаны на комплексном анализе данных мониторинга активности и предпочтений европейских болельщиков в 2002-2010 гг.). Исследуемая аудитория - жители стран УЕФА старше 10 лет.

Примечание: статья подготовлена на материалах проекта crm-sport