5 мин.

Райан Гиггз против Общества Изобилия. Как можно спасти «Манчестер Юнайтед»

МЮ

Самой популярной книгой этого сезона для некоторой части игроков и болельщиков «Манчестер Юнайтед наверняка стало творение Джина Шарпа — «198 способов ненасильственного протеста». Если принимать всерьёз на первый взгляд абсурдную мысль о том, что игроки «Юнайтед» весь сезон сливали неуогдного правителя, собирается достаточно правдоподобный пазл с изображением разрушенной городской ратуши: здесь и пролетающий над Траффордом самолёт, агитирующий за смену власти, здесь и пир во время чумы Тома Клеверли и Данни Уэлбека,и даже итальянская забастовка — скурпулёзное исполнение тренерских инструкций игроками «Манчестера» в домашнем матче против «Фулхэма» при полном отказе от какой-либо атакующей деятельности кроме навесов. Очевидно, что Дэвид Мойес не пришёлся здесь ко двору.

Даже человек, искушённый в фильтрации медиапотоков, не смог бы укрыться от разномастных статей о причинах провала Мойеса в «МЮ». Самым важным в такой ситуации, на мой вкус, являются не причины и предпосылки, а вывод, сделанный большинством журналистов - «Манчестер Юнайтед», отрёкшись от своих главных идей (сохранять олимпийское спокойствие в самых неприятных ситуациях, и верховенство тренера в клубной структуре), станет таким же, как и все.

Под всеми здесь понимается сомн суперклубов, живущих по законам Общества Изобилия, где Насилие (в нашем случае отставка тренера) является обыденным, едва ли не повседневным ритуалом общественной жизни. Клубы, живущие по таким законам, и остальное большинство, стремящееся им соответствовать, совершают акт чистого иррационального насилия, политическое убийство (болельщики «Ман.Юнайтед» вряд ли смогут поспорить с тем, что главный тренер — фигура явно политическая), как ответ на стагнацию Изобилия, или отсутствие результатов здесь и сейчас. Убийство человека, представляющегося олицетворением всех неудач, здесь видится конструктивным актом борьбы с неудачным феноменом:так, например, в убийстве премьер-министра Норвегии Андерс Брейвик видел «казнь мультикультуралистских предателей категории А и Б», которая должна повлечь за собой перемены в политике. Примерно теми же соображениями зачастую руководствуются и боссы клубов, рубящие с плеча головы коучей, далеко не всегда являющихся основной причиной неудач. Политическое убийство не предполагает тщательного анализа работы системы, в нашем случае, например, простого взгляда на конкурентноспобность некотрых игроков, на фоне остальных. Изобилие изначально предполагает наличие всего необходимого для успеха. Гигантские капиталовложения в игроков, тренеров или инфраструктуру требуют скорейшей спортивной отдачи — без успехов и титулов теряет смысл всякий маркетинг, продвижение бренда на азиатский рынок, IPO и прочие услады, благодаря которым и создаётся изобилие потребления, приносящее маржу.

Тем удивтельнее выглядит отставка Дэвида Мойеса: при том, что «Манчестер Юнайтед» стабильно входит в тройку самых успешных футбольных бизнес-структур, клубу всегда удавалось сохранять архаичную модель управления спортивной составляющей. За счёт управленческого таланта Сэра Алекса «Манчестеру» удавалось сохранять устаревшие для футбола времён изобилия ценности: стабильность, преемственность и верховенство тренера во всём, что касается футбола. Иными словами, незыблемость его позиций и признание всеми его авторитета.

Те многие, интересующиеся положением дел красных дъяволов уже привыкли к тому, что в Манчестере всегда спокойно. Над небом «Олд Траффорда» объявлена бесполётная зона, пресса довольствуется скудными сообщениями о том, что «всё идёт по плану», все волки сыты и овцы целы. Ничто не могло отвлечь всех заинтересованных от фубола — одно из самых важных достижений Фергюсона — атмосфера, в которой с возможностями «МЮ» просто невозможно не добиваться успеха. Даже в тех случаях, когда конфликт не удавалось сохранить внутри избы, клуб раз за разом одерживал дипломатические победы: Уэйн Руни трижды передумывал уходить, Яп Стам, Руд Ван Нистелрой и Карлос Тевес уходили, но вряд ли мы можем сказать, что клуб сильно из-за этого пострадал.

Уходя, Сэр Алекс не забыл и о преемственности — избранным был назначен Дэвид Мойес, призванный продолжать линию партии. Однако ему не удалось этого сделать: 25 антирекордов, проколы на пресс-конференциях и забастовки игроков, о которых пресса писала даже раньше их фактического появления побудили руковдство клуба и некоторой части болельщиков совершить акт политического убийства. И это несмотря на призыв Босса оказать полную поддержку преемнику в самую трудную минуту.

Так вышло, что некоторая часть фанатов, а возможно, и игроков предали заветы Фергюсона, отправив клуб в порочную пучину Общества Изобилия. Как водится, взгляды всех заинтересованных разделились, но самым важным всегда является ответ действующей власти на убийство лидера. Исполняющим обязанности главного тренера стал Райан Гиггз — человек, чьё имя известно даже ну очень искушённым в фильтрации медиапотоков людям.

 Появление выпускников «класса-92» на скамейке Траффорда заставило болельщиков если и не всплакнуть, то хотя бы вдохнуть того манчестерского воздуха золотых времён, когда всё было пусть иногда и скучно, но стабильно и безмятежно, когда команда знала к какой цели идти и добивалась её. Воспряли духом и игроки: несмотря на «мойесовский» первый тайм против «Норвича», впервые в этом сезоне возникло ощущение, что «Юнайтед» при любой игре не упустит своего — то, что было характерно почти для каждой команды Фергюсона, и чего так и не смог добиться Мойес в домашних играх. Во втором тайме Руни и Мата оформили по дублю и принесли тренеру-Гиггзу первый успех из возможных четырёх. Мирные пейзажи Траффорда явно не созданы для того, чтобы быть ареной катастроф.

Даже если победная серия случится, Райан Гиггз не останется тренером команды на следующий сезон. У него хоть и есть лицензия, но нет опыта и на него пока не рассчитывают. Летом команде предстоит масштабная закупка, а когда дело касается больших денег, всегда приходит менеджер с именем, весом и титулами. Оно, по-видимому, и к лучшему — тренерская карьера Райана Гиггза может и надломиться, возложи на неё такой груз ответственности на начальном этапе. По условиям клуба новый Босс, будь то Луи Ван Гал, Хосеп Гвардьола или Юрген Рёбер, должны будут сохранить валлийца в своём штабе. Он продолжит учиться, работая вместе с командой, чтобы перенять эстафету у Сэра Алекса и надолго возглавить клуб. Идеальная формула - учиться тактике у нового тренера, а азы управления клубом перенимать у Фергюсона. Этот вариант не кажется чепухой хотя бы потому, что Райан Гиггз уже показал всем, что способен продолжить линию Фергюсона хотя бы в одном матче. Да и костюм на нём сидит великолепно.

Чтобы уберечь свой клуб от Общества Изобилия от болельщиков, игроков и руководства сейчас требуется не многое. Достаточно забыть о «198 способах ненасильственного протеста» и обратиться к французской философии второй половины двадцатого века. Всем, кто так или иначе причастен к судьбе клуба, остаётся только извлечь пользу из любви к витающим в воздухе пророчествам