12 мин.

Российский суперкар вывели в мировые гонки: «круг славы» и отказ мотора. Вышла наивная реклама?

Суточный марафон в Дубае в мощной мировой серии 24-часовых марафонов 24H Series – эпохальный для нашего автоспорта.

В Эмираты приехали 30 участников, выступающих или выступавших раньше под российским флагом, а один экипаж даже привез болид собственной разработки. Речь о коллективе Романа Русинова – чемпиона мира по гонкам на выносливость, занимавшего 2-е место на «24 часах Ле-Мана». Тогда он выступал в основном в классе прототипов LMP2 (второй по продвинутости), а несколько лет назад запустил проект суперкара Rossa.

Автомобиль класса GT активно тизерили с 2023 года, хотя, судя по утечкам, концепт был на ходу еще минимум весной 2022-го.

По заявлениям создателей, машина должна была разгоняться до 380 км/ч благодаря движку «Джадд» от прототипов-монстров из упраздненного класса LMP1.

Первые фотографии концепта Rossa в движении выглядели многообещающе.

В 2024-м два прототипа – в дорожной и гоночной версиях – презентовали на больших событиях в России.

Гоночная Rossa успела прокатиться на этапе нашей эндуранс-серии. Болид получился громоздким и явно крупнее других в классе GT2/GT3: больше «Ламборгини» Huracan и ближе по габаритам к спорткупе «БМВ» M4.

Сырой концепт стартовал на 4-часовой гонке в Подмосковье с пит-лейн и по ходу регулярно стоял на долгом ремонте. Но дебют был засчитан, хотя больше напоминал тесты в гоночных условиях.

Следующей вехой стал первый международный старт – «24 часа Дубая» в январе-2025. Причем в Эмираты Русинов привез серьезно обновленную машину: она мало походила на опытные образцы, светившиеся в России.

Версия Rossa LM GT для заграницы получила более низкий силуэт и в целом усредненный облик среднемоторной машины GT – например, в ней угадываются черты актуальной «Феррари» 296 GT3, а еще созданного в нулевые другого российского спорткара «Маруся».

Также заметны в конструкции многие фишки от спортпрототипов, знакомых Русинову по многолетним выступлениям на «Ле-Мане»: двери у Rossa открываются тоже вверх и вбок по принципу «чайки», а спереди и сзади стоят крэш-боксы, которые редко используют в GT.

«Серийная гоночная Rossa – это в хорошем смысле возвращение духа эпохи GT1. У LM GT высококачественный карбоновый монокок, который сделан по принципу прототипов «Ле-Мана». Это обеспечивает высокий уровень безопасности и снижение веса, а также придает жесткость всему шасси», – объяснял Русинов.

Другой особенностью итоговой версии стал продвинутый аэрообвес: на 300 км/ч Rossa способна генерировать 1250 килограммов прижимной силы (показатель на уровне современной техники GT3, хотя у некоторых топовых моделей он может быть еще выше).

Одновременно для снижения коэффициента лобового сопротивления используется пассивная аэродинамика: на большой скорости баланс смещается назад, наклоняя кузов относительно дороги, и возвращается в обратное положение в поворотах. А диффузор спроектирован так, что специально создает частичный срыв потока для дополнительного снижения сопротивления!

С такими изменениями действительно стало интересно: что же супекар из России покажет против известных марок с отработанными моделями на сотни экземпляров?

Фэйл в квалификации, фальстарт и очередной MazeSpin – премьера суперкара вышла странной

На марафон в Дубае российский суперкар заявила швейцарская команда Graff Racing с таким экипажем:

● глава проекта Роман Русинов;

● любитель Евгений Киреев с кипрской лицензией;

● Харрисон Ньюи, сын легендарного конструктора Эдриана Ньюи (выиграл 7 лет назад Азиатскую серию «Ле-Ман», а сейчас работает менеджером в «Ред Булл» по продаже и обслуживанию отцовского детища – ультракара RB17);

● последний русский пилот «Формулы-1» Никита Мазепин.

Прошлой осенью Мазепин в общих словах объявил о завершении карьеры, однако теперь ясно: речь шла о попытках вернуться в главные гонки мира – для других соревнований он по-прежнему открыт.

Для международного дебюта в Rossa выбрали бело-синюю ливрею – цвета одного из титульных спонсоров, бренда энергетиков Go Champ.

Так как, не считая концептов, существует, по-видимому, только один готовый экземпляр суперкара, то на «24 часа Дубая» Rossa заявили в зачете GTX – категории для условного GT2, куда организаторы по факту отправляют все машины без омологации.

На тренировках автомобиль проехал 5,3-километровой трек за 2 минуты 3,37 секунды. Для сравнения лучшее время в гонке было у победителей на «БМВ» М4 GT3 нового поколения – 1 минута 58 секунд (обладатели поула на «Порше» показали близкий результат).

На трассе Rossa вела себя нервно, и когда в практике за рулем был Никита Мазепин, случился очередной MazeSpin – болид развернуло и вынесло с трассы, но в боксы удалось вернуться своим ходом. Допустил ошибку пилот или роль сыграла аэродинамика, которую не успели довести до ума – понять пока сложно.

Зато в квалификации машина взяла поул в своем классе, опередив такие же экспериментальные агрегаты из Австралии, Франции и Англии, а заодно кастомную «Ламборгини» Huracan Super Trofeo (в итоге именно «итальянка» выиграла марафон в зачете. Во многом потому, что смогла проехать без серьезных поломок – оцените уровень конкуренции).

Правда, радость длилась недолго: результат экипажа аннулировали из-за нарушения очередности выезда в квалификации. По правилам, профессиональные пилоты и любители должны были участвовать в разных сессиях, но по неизвестной причине команда выпустила Мазепина против джентльменов. Сложно представить, что в опытном коллективе забыли регламент, но ошибка стоила Rossa первого достижения на международном уровне. 

Тем не менее неудачи не помешали сыну экс-владельца «Уралхима» сыпать пафос в соцсетях весь уик-энд, между делом рекламируя люксовые часы еще одного спонсора Rossa.

Так что, вероятно, суть заключалась в практике известного подхода «круга славы».

В «Ф-1» и других сериях на тестах так называют проезды аутсайдеров, когда они приводят болиды в самые облегченные по топливу и обвесу режимы, ставят агрессивные квалификационные настройки, самые мягкие шины – и выпускают против груженых горючим и многочасовыми сложными программами фаворитов. Цель – мелькнуть в топе любой ценой, привлечь внимание спонсоров (или к собственным спонсорам), оправдав вложения.

Такую версию может поддержать и старт марафона: у ехавшего первым Русинова стюарды зафиксировали фальстарт и выписали штраф, пока под управлением чемпиона WEC суперкар лихо обгонял соперников на младшей технике и с меньшим опытом.

Но наказание не сыграло большой роли: примерно через два часа суперкар остановился в боксах. На ремонте мотора Rossa простояла почти до самого финиша, выехав только для красивых фото под клетчатым флагом.

«Мы очень довольны итогами дебютного для Rossa LM GT марафона. До этого уик-энда у нас не было полноценных тестов: по сути, «24 часа Дубая» стали для абсолютно новой машины настоящим боевым испытанием. Но как только автомобиль выехал на трассу, он сразу показал впечатляющую скорость.

Мы могли ехать в темпе техники GT3, но по регламенту класса GTX должны были уступать им три секунды. В своей категории мы уверенно взяли поул и по ходу гонки также продемонстрировали потенциал Rossa LM GT. Машина превзошла все наши ожидания и произвела впечатление на соперников и болельщиков», – резюмировал Русинов.

В итоговую классификацию российская премьера так и не попала, преодолев меньше половины положенной дистанции – 75 кругов против 589 у болида-победителя.

Российский суперкар похож на стартап: машины хотят продавать поштучно просто за «эмоции»

По информации сообщества «Российский автоспорт», проект Rossa стартовал 3-4 года назад, когда к Русинову и конструктору Игорю Ермилину обратился заказчик с ТЗ на глубокую модернизацию суперкара «Маруся».

Отсюда и такое сходство машин, созданных с разницей в 10 c лишним лет: над обеими изначально работала команда дизайнеров и инженеров Ермилина. Позднее Русинов сосредоточил всю работу над суперкаром в своих руках.

Первые концепты Rossa собраны в России, что косвенно подтверждалось медиа, которые упоминали о сложностях с доставкой запчастей из-за санкций. Но, по крайней мере, версию для заезда в Дубае собирали в ОАЭ, где зарегистрирована компания Rossa, как пишет Queen of Motorsport. Подробнее о производстве и планах Русинов рассказал в большом комментарии Motor накануне марафона.

«У нас международный коллектив из людей, которые хотят и умеют работать. Это опытные специалисты, знания которых полностью отвечают требованиям нашего проекта. Например, шеф-дизайнер – Иван Борисов (дизайнер лимузина Aurus – Спортс’‘). Инженер по электронным системам – Денис Успенский. Часть работы по моделированию делал Владимир Плеханов».

В сезоне-2025 «российская разработка» не будет выступать на родине, так как для машины пока не нашли команду. Вместо этого у Rossa запланированы гонки за рубежом – скорее всего, в европейской серии GT2, так как именно в этом классе Русинов собирается омологировать автомобиль.

Бизнес-модель проекта строится на штучном производстве спорткаров для гонок и обычных дорог, которые будут продаваться за большие деньги. Взамен клиентам обещают беспрецедентную безопасность, а еще ощущения от максимально «аналоговой» и эмоциональной (по словам Русинова) машины с мотором V10, как в «Ф-1» прошлого.

«Нашим приоритетом было создать максимально «аналоговую» машину. Автомобиль должен быть эмоциональным. Rossa LM GT – машина для пилота, автомобиль для тех, у кого бензин в крови. Это максимально брутальная машина – то, чего сейчас так не хватает.

Мы постарались сделать автомобиль класса GT, который управлялся бы как прототип. Для этого применяются технологии, которые используются на самых быстрых машинах. Будет неправильно сказать, что мы придумали что-то инновационное. Все уже придумано до нас. Важно собрать все лучшие решения с точки зрения эффективности, безопасности».

То есть проект вряд ли рассчитан на серьезные команды, которые выберут конкурентную технику больших производителей, способных вкладываться в доводку и развитие. Вместо этого Rossa должна заинтересовать состоятельных любителей.

Поэтому она явно дрейфует в сторону облика «Феррари»: творения Скудерии опираются примерно на те же основания для выбора, а еще модель 296 GT3 признана однозначным успехом с точки зрения аэродинамической эффективности. Законы физики не отменишь: если хочется меньше лобового сопротивления на прямых и больше скорости в поворотах – нужно выбирать рабочие и подходящие формы.

Гонка в Дубае как раз собрала потенциальных тестеров для возможного партнерства или клиентов. Евгений Киреев, судя по личному сайту, занимается инвестициями в различные проекты, а еще увлекается ралли и гонками на технике GT. Чем не идеальный кандидат в пилоты Rossa?

Приглашение Никиты Мазепина на гоночные испытания в Дубае также может быть обусловлено потенциальным сотрудничеством: оставив попытки вернуться в «Формулу-1», сын миллиардера, похоже, всерьез переключился на суперкары.

К тому же, до этого года Мазепин заявлялся с собственной командой в Азиатскую Серию «Ле-Ман», но на прототипе. Почему бы теперь парню, чей «формульный» болид по условиям контракта красили в триколор, не сделать еще один патриотический жест и пересесть на Rossa?

А знакомый с самым продвинутым и совершенным на сегодня гиперкаром Харрисон Ньюи мог попасть в экипаж хотя бы ради ответа на общие вопросы: ну как машина? что еще лучше поменять и доделать?

По данным из открытых источников, проект российского суперкара пока выглядит стартапом, а не полноценной маркой спортивных автомобилей с уникальной идеей. Вместо полноценной производственной линии у Rossa мелкосерийная сборка из готовых компонентов. Главная идея – планы выпустить дорожную версию гоночного болида. Динамика обновлений между первыми прототипами показывает готовность к развитию и изменениям, но насколько глубоки они окажутся?

Однако пока проект лечит «детские болезни» – поэтому и применяет спорные шаги для привлечения внимания (вроде специального нарушения правил ради поула или красивых обгонов аутсайдеров). Главное – доказать, что машина способна ездить наравне с техникой «Ламборгини», «Мерседеса», «Феррари» и «Астон Мартин» за сотни тысяч долларов. А дальше действительно подключать эмоции от обладания уникальным экземпляром.

Многие мелкие производители спорткаров начинали с подобного. У кого-то выходило, у кого-то – не совсем (можно вспомнить недавно утонувший проект «Гликенхаус» из гиперкаров для «Ле-Мана»).

Но убедят ли такие фокусы целевую аудиторию Rossa? Верите, что у Русинова получится?

Что еще почитать про автоспорт России?

Фотографии: instagram.com/nikita_mazepin; Rossa Cars, cоцсети, 24H Series