У России уже три чемпиона мира и Европы по картингу. Призеров вообще 13 – почему они не доезжают до вершин?
Почему нет заметных побед?

В июле российский автоспорт отметился мощным международным успехом: 17-летний Максим Орлов выиграл три гонки подряд на чемпионате Европы и взял титул в классе KZ2 (52 л.с, второй по скорости в классификации – как «Ф-2»). Годом ранее он же финишировал третьим в общем зачете того же класса, а также побеждал в престижном кубке WSK Final Cup.
Почему это важно? Именно картинг – первый шаг на пути в «формулы» и большие гонки. Пример Виталия Петрова, конечно, доказывает, что можно обойтись и без картинга, но гонщики топ-уровня советуют сперва преодолеть все картинговые классы. Об этом, например, рассказывал и бывший российский пилот «Ф-1» Сергей Сироткин у нас в блоге. Чемпион в картинге – потенциальная звезда в большом автоспорте.
Кстати, на последнем этапе картингового первенства Россия оформила дубль: Орлов приехал первым, а Тигран Бунатян – вторым.
Максим – супермолодец, но участие во втором классе картинга в 17 лет на второй сезон подряд после завершения в топ-3 означает только одно: у парня нет поддержки для повышения. Автоспорт – это дорого, и участие в высших лигах требует не меньше 100 тысяч евро за год. Потому Орлов и ездил там, где мог дотянуться. Дальше – класс KZ1 и борьба за мировой титул с надеждой стать заводским пилотом у какого-нибудь бренда. На повышение в «формулы» надежд пока нет.

«Если говорить про профессиональных пилотов в картинге, то в основном это происходит не от хорошей жизни, – прокомментировал менеджер молодых российских пилотов Петр Алешин. – Основная причина – отсутствие бюджета, чтобы идти дальше в «формулы».
Условно, семья не может себе позволить, спонсоры не находятся вовремя, но мальчик быстрый, заводские картинговые команды предлагают более-менее приличные контракты, и люди на это идут. [За Орловым] с удовольствием слежу, болею, хотелось бы видеть его в «формульных» категориях. Я на 100% уверен, что он там поедет быстро».
История не новая – он не первый чемпион из России без определенного трека повышения.
В 2023-м Кирилл Куцков впервые в истории России взял титул чемпиона мира в новой категории OK-N (юниорская с мощностью 30 л.с.), но финансирование на продолжение карьеры в достойных командах «Формулы-4» не находилось.
Лишь в последний момент его менеджеру удалось договориться о дебюте в «Ф-4» Саудовской Аравии (победа, 7 подиумов и третье место в личном зачете) – и первые же попытки на открытых колесах впечатлили маленькую команду Maffi.
Парня взяли в центральноевропейскую «Ф-4», там он выиграл 4 гонки подряд (всего 6 побед и второе место в общем зачете), и команда рискнула заявить его в итальянскую «Ф-4» (сильнейшую в мире в своей категории) на этап – где Кирилл заехал в топ-10. Однако сезон пришлось совмещать с картингом в классе KZ2, и только в 2025-м Куцков поехал в итальянской «Ф-4» на полном расписании, временами заглядывая и в новую российскую «Ф-4».

А первый картинговый чемпион Европы в истории России появился в 2022-м – Анатолий Хавалкин выиграл молодежную OK-Junior. И опять заметного шага вверх не случилось: он продолжил катать в категории OK, временами пробоваться в KZ2 и только в 2025-м получил место в российской «Ф-4».
Пока из чемпионов карьера относительно развивается только у Куцкова – и ради нее он вынужден жить в Сербии и искать финансирование за рубежом.
Квят был призером чемпионата Европы – и у России таких еще 10! Где все они?
Самый успешный российский пилот «Формулы-1» Даниил Квят в картинге не добирался до титулов – на его счету два третьих места в общем зачете ЧЕ в классе KF3 в 2008-м и 2009-м (уступил тогда Нику де Врису и Карлосу Сайнсу).
Благодаря этим успехам он попал в программу «Ред Булл», а по ней уже добрался до «Ф-1» и трех подиумов в Гран-при. Сейчас – заводской пилот «Ламборгини», работает гонщиком-моделью для серии гонок с беспилотниками A2RL, ищет команду в «Формуле Е» – достаточно востребован для 31-летнего пилота с нулевой спонсорской поддержкой.
Никита Мазепин тоже вплотную подбирался к титулу – стал вторым на чемпионате мира в классе KF в 2014-м в 15 лет (за Ландо Норрисом).
В итоге год откатал в «Ф-1», после побеждал на «Шелковом пути» и в «Азиатской серии Ле-Ман», первым среди пилотов «Ф-1» выполнил норматив мастера автоспорта, а теперь завершил профессиональную карьеру и переквалифицировался в любителя, триатлониста и управляющего инвестиционным фондом на 5 млрд рублей. Но у него всегда была финансовая поддержка – отцовских «Уралхима» и «Уралкалия».

Александр Смоляр в 2016 году занял 7-е место в общем зачете чемпионата Европы и выиграл предфинальную гонку на чемпионате мира, в финале стартовал с первого места, но затем у него отвалилась педаль тормоза. Пилот уверен: это был саботаж, ее кто-то открутил.
Но у Смоляра хотя бы была поддержка «СМП Рейсинг» Бориса Ротенберга – она профинансировала и переход в в «формулы» (3 победы в «Формуле-3»), а затем и возвращение в Россию на туринговые гонки. Сейчас Александр – дважды третий в общем зачете РСКГ (3 победы), третьим идет и в нынешнем сезоне. Успешно выступает и в симрейиснге – выиграл «24 часа Ле-Мана».
Роберт Шварцман сейчас представляет Израиль, но картинговые трофеи выигрывал как россиянин: взял в 2013-м мировой кубок WSK в юниорском классе KF-Junior, бронзу чемпионата мира в той же категории и 4-е место в ЧЕ. Дальше – вновь поддержка «СМП», титул в «Ф-3», место в Академии «Феррари» вместе с работой резервиста и симуляторщика, сражения за титул в «Ф-2», тесты в «Ф-1», победа за Скудерию в чемпионате мира по гонкам на выносливость и переход в американский «Индикар».
Сейчас Роберт – лучший новичок серии и обладатель феноменального достижения: поула на легендарной «Инди-500» в роли дебютанта за новую команду. Такого в Америке не видели десятки лет.
Егор Оруджев брал второе место в 2011-м в финальном Кубке WSK и финишировал на третьем в общем зачете европейской серии. Ему тоже помогла поддержка «СМП» – добросила на «Мировой серии «Рено» 3.5» (аналог «Ф-2») и до третьего места в ней в 2016-м.
Следующий шаг в «формулах» сделать не удалось – и Егор перешел в гонки на выносливость за «СМП», затем вернулся в РСКГ (второе место за «Лукойл» в 2022-м) и вновь уехал в Европу соревноваться в монокубке «Ламборгини» Super Trofeo – выиграл 4 заезда и финал Мирового кубка. Сейчас перешел в европейскую GT2 и вновь выиграл одну из гонок.

Еще один победитель этапов ЧЕ, чемпион Италии в классе OK-Junior и вице-чемпион WSK Final Cup (OKJ) – Никита Бедрин. Он тоже столкнулся с нехваткой финансирования: с трудом попал в новую команду AIX Racing (она прежде всего берет рента-драйверов, а россиянина пригласила для баланса – улучшения настроек и работы с инженерами) и перешел даже в «Форумулу-3» с ее помощью.
С 2023-го выиграл одну гонку, взял еще пару подиумов, но в 2025-м удалось договориться только на две гонки – 4-е и 6-е места. Зато Никита так впечатлил, что получил место симуляторщика в американской заводской «ДС-Пенске» (альянс гиганта из США, владеющего «Индикаром», и концерна «Стеллантис») в «Формуле Е» – теперь настраивает им болиды на базе и выступает на тестах.
Был у России и вообще «свой Ферстаппен» – Александр Вартанян. Алешиным он котировался вообще на уровне «одного из быстрейших»: «Мика Сало [экс-пилот «Ф-1» и ментор программы «СМП Рейсинг»] нам говорил, что никогда никого не видел быстрее в картинге. Он и в «Формуле-4» начал очень здорово. На тестах в «Зандворте» побил рекорд трассы Ферстаппена!»
В 2014-м он пробовался в WSK Champions Cup. Выиграл один предварительный заезд, показал быстрый круг, а также был вторым и пятым. В финале он оказался на четвертой строке и финишировал третьим − в секунде от первого места. И на первом этапе чемпионата Европы по картингу Вартанян был четвертым.
Поддержка «СМП» помогла и ему попробоваться в российской и испанской «Ф-4» (10 подиумов и 2 место в общем зачете), а также в «Формуле-Рено» на 3 сезона – но всего с одним подиумом. С падением результатов случился откат в картинг и российскую «Ф-4» в 2019-м. Сейчас гоняется в РСКГ Эндуранс в классе SMP GT4 Russia − среднем классе Российской серии кольцевых гонок. Но его хотя бы подбила серьезная авария и травма – после нее Александр «ехал осторожнее», и, видимо, уже не так быстро.
Первым серебряным призером чемпионата Европы по картингу в OK стал Павел Буланцев в 2017-м. Добавил и бронзу в Кубке чемпионов в классе OK-J того же года. Но даже поддержка «СМП» ему уже не помогла: он перешел в российскую «Ф-4», выиграл ее в 2019-м и представлял страну на Автоспортивных играх, а сейчас гоняется прежде всего в виртуальных гонках под эгидой «СМП» И «Лады Роснефть». Работает личным тренером в картинг-центре Race Place.

Но еще поздно переломить ситуацию: у России остаются призеры и победители картинговых заездов на виду.
Бунатяну, финишировавшему в одной из гонок вторым за Орловым, скоро 18 – его тоже поздновато двигать из картинга.
Дмитрий Матвеев брал третьи места сериях «Чемпионы Будущего» в категориях OK – сейчас ему 17, а он пока без места, хотя в прошлом году в OK попал в топ-5 общего зачета чемпионата мира, а в 2023-м выиграл финальный Кубок мировой серии WSK в категории OK. Но прямо сейчас ему пришлось вернуться в Россию и гоняться в российском картинге.
Единственный пилот на восходящем треке – Артем Северюхин. Иронично, как он прославился прежде всего не достижениями на треке, а жестом на подиуме. Это была победа как раз на этапе чемпионата Европы. Еще он завершал в топ-5 Кубки чемпионов флагманской серии WSK и Открытые кубки несколько лет подряд с 2020-го по 2024-й в разных категориях.

После долгого – почти годового – периода гонок и тестов только в России Артем вернулся в мировой автоспорт. Даже сумел убедить маленькую, но достаточно опытную команду «Йенцер» взять его в зимнюю серию, а затем попробовать в итальянской «Формуле-4». Там он 6 раз заехал в топ-10 в 14 гонках – неплохо для пелотона из 35 машин против сильнейших «Према», «Ван Амерсфорт» и R-ace GP.
Артему 18 лет, и тренд пока восходящий.
А в чем дело? Почему такая конверсия?
На самом деле конверсия не такая уж маленькая для страны без обширной автогоночной культуры и налаженных связей с Европой и европейскими гонками. Не так много стран с похожим стартом доводили своих ребят до высших ступеней автоспорта.
У Польши, например, был только один успешный пилот «Ф-1» при тех же успехах в картинге. У Мексики соседство с США, огромный рынок и мультимиллиардер в меценатах, но и выходцы из Центральной Америки нечасто добирались до вершины. А ведь там уже развилась культура грандиозного боления за своих – и спонсоры рады поддержать локальных героев.
И даже у стран с большой традицией таланты не обязательно попадают на самый верх и выигрывают: немецких успешных юниоров почти не осталось. Италия доминирует в организации картинговых и формульных соревнований, но крайне редко оттуда пробивается действительно сильный юниор с перспективой залезть выше гонок на выносливость в GT3 или гиперкарах.
Им проще находить спонсорскую поддержку и связи в паддоке любых серий. Они чаще на виду у скаутов, им проще путешествовать на заезды, да и культурная традиция большинства команд – та же. В чем же дело?
Просто даже в суперконкурентных сериях мало действительно сильных организаций, способных обеспечить пилота лучшими инженерами и условиями для прогресса. Это 5-7 профессиональных команд во всех сериях, их вывески известны всем, а остальные располагают меньшим штатом, меньшим объемом знаний о машинах и деталях, менее продвинутыми средствами аналитики и стратегического планирования. У команд послабее нет симуляторов и отдельных тестовых программ – не хватает инвестиций и штата.
И количество мест в крупных командах физически ограничено. Потому они могут завышать планки по желаемым спонсорским вложениям или уровню пилота – а затем уже выбирать из всей широты предложений. И россиянин при сходном уровне таланта и объеме титулов выглядит чуть менее понятным вариантом, чем долговременный резидент Европы с таким же набором навыков и спонсоров.
Вместо «россиянина» можно подставить любого приезжего издалека – из Азии или Латинской Америки: если пилот не пожил в Европе долгое время, не переключился на европейскую гоночную культуру или не продемонстрировал суперталанта на класс выше остальных, ему предпочтут менее рисковый вариант. Но верно и обратное: любой юниор из России, Таиланда, Парагвая или Китая попадет в шорт-лист на рассмотрение, если жил и рос рядом много лет, выучил язык, понял и принял местную гаражную культуру и давно воспринимается как свой.
Потому «СМП» даже с солидными финансовыми возможностями не всегда удавалось устроить своих протеже в топовые команды – не хватало сочетания по культурному бэкграунду. Смоляр, например, не раз рассказывал (в том числе и у нас в блоге, и на своих стримах), как ему было тяжело в Европе против более обеспеченных и интегрированных гонщиков. И потому же сейчас талантливых россиян берут маленькие команды, которым нужно блеснуть и показать себя спонсора, либо повысить внутренний конкурентный уровень.
Попадавшие в «Ф-1» Квят, Сироткин и Шварцман с детства жили в Италии и годами вписывались в европейскую культуру, чтобы их котировали как своих – и оценивали их талант без поправок на необычную национальность. Через похожие трансформации проходил и первый китайский пилот Гран-при в истории страны Чжоу – с 12 лет он живет в Шеффилде. Перес переехал в Германию, но сейчас это уже поздно.
Профессиональные команды собирают картинговые таланты по всему миру и привозят их в Италию или поближе к базам в те же 12 лет, но при самостоятельном перемещении заранее больше шансов попасть на глаза пораньше и забронировать дефицитный слот.

Команды заинтересованы развивать тех, кого могут довести до максимального уровня – это основа их бизнес-модели. Чем больше понимания первоначального уровня, перспектив и обучаемости кандидата – тем больше шансов встроиться и добиться успеха. Даже у самых талантливых не всегда получалось влиться в топовую команду, и культура тут имеет огромное значение – например, Джордж Расселл в самом начале пути в «Ф-3» выбрал английскую команду вместо посоветованной боссом «Мерседеса» немецкой, чтобы все прошло комфортно.
Картинг же многогранен: много категорий, заездов и соревнований, со своими звездами. Победители, призеры и чемпионы появляются каждый год в немалом количестве, и каждый год еще остаются таланты с предыдущих сезонов без выхода на карьерный трамплин. Конкуренцию нужно выигрывать не только на треке, и хорошие места заполняются слишком быстро.
Если момент упущен и серьезной финансовой поддержки больше нет, единственный шанс – всеми силами раскручивать протеже как суперталанта. Ведь если кто-то поверит и откроет дорогу наверх, появится возможность все доказать, а если план провалится… Для гонщика ничего не изменится.
Тогда остается только надеяться на шанс в маленькой команде и один-два вау-заезда, чтобы вернуться в поле зрения топов – ведь в частных организациях и битвах в середине пелотона гонщики нередко тонут и пропадают с радаров активных обсуждений. Нужно возвращать внимание снова и снова – иначе оно легко переключается на следующее поколение.
Пример трансфера Бедрина под крыло «Пенске» показывает, как это в теории может работать. А начать с новыми чемпионами-картингистами никогда не поздно.
Что еще почитать о молодежных гонках и России в автоспорте?
В Россию вернулись гонки на болидах «Формул»: дорогое развлечение в условиях санкций
Юный гонщик из России однажды побил рекорд тестов Ферстаппена. Где он сейчас?
Как вообще пробиться в «Формулу-1»? Супергид по гоночной вселенной
«Белгородского Шумахера» взяли в «Ф-3». Шаг на пути к «Ф-1»? Насколько он хорош?
В России утечка топовых гонщиков: массовая смена флага и лицензий. Кто-нибудь вообще останется?
Основа успеха самой гоночной страны мира – детский недорогой картинг. Вот как там все устроено
Ферстаппен вручил кубок картингисту из России на чествовании лучших гонщиков. Оба – чемпионы мира
Фото: East News/DPPI / DPPI MEDIA / DPPI VIA AFP, FLORENT GOODEN / DPPI Media / DPPI via AFP; Gettyimages/Peter Fox; fia.com; instagram.com/autodromonazionale_monza; instagram.com/sodikart.official; instagram.com/kutskov.kirill; instagram.com/kutskov.kirill; instagram.com/smp_racing; instagram.com/smp_racing