6 мин.

Евгений УСТЮГОВ: «Нойнер не отпустят ни болельщики, ни тренеры, ни родители, ни спонсоры»

  Лидер российской мужской сборной в беседе с корреспондентом "Спорт Экспресс" подвел итоги первого этапа Кубка мира в Эстерсунде, на котором россияне не завоевали ни одной медали.

 - Вряд ли когда вы ехали в Швецию думали, что все именно так сложится?

- Понятно, что для болельщиков, чем больше призовых мест завоюют российские спортсмены - тем лучше. Но в то же время начинать сезон сразу на полную мощь - очень тяжело, уже к третьему этапу тебя может прилично накрыть. Поэтому перед стартом Кубка мира я думал, что регулярного попадания в Топ-10 будет достаточно - стабильность в нашем деле тоже показатель. Мы долго тренировались, можно сказать, что начали сезон 15 мая, и все это время были в тонусе. Так что последние дни заключительного сбора уже реально хотелось приступить к соревновательной практике. Тренироваться надоело, нужен был азарт. На первом этапе важно было оценить как силу других спортсменов - насколько они готовы, так и свое состояние. Ведь проделав такую большую работу в межсезонье, желательно понять - что и как. Частично это сделать удалось, но, конечно же, в целом в Эстерсунде все сложилось не так, как мы рассчитывали.

- А как лично у вас менялось состояние по ходу этапа?

- В спринте, который был посередине, - состояние не было идеальным. С чем это связано? Мы до сих пор думаем и не можем понять. Говорят, что сказалась временная акклиматизация, так как мы приехали в Швецию из Тюмени. Но опять же - мы не могли выехать в Европу раньше, так как снега там не было, и мы вынуждены были поехать именно в Тюмень. Хотя и понимали, чем все это может закончиться. Почувствовал я себя по-настоящему хорошо лишь в гонке преследования, и то были моменты, когда накрывало - и по ходу дистанции, и на рубеже не совсем четко отработал. Но в любом случае настрой был боевой, и надо было бежать. Индивидуальная или, как мы ее называем, контактная гонка - моя любимая, ведь чем больше соперников ты видишь, тем больше их хочется обогнать.

- А сильно в психологическом плане по вам ударила 42-я позиция, которую вы заняли в спринте?

- Ну ударила, конечно. Не ожидал такого результата, особенно после пятого места в индивидуальной гонке - пусть и ее я не прошел ногами идеально. А вот после спринта возникло непонимание - почему так произошло? Но пусть это случилось сейчас, в начале сезона, чем произошло бы потом - в важные моменты.

- Мы все-таки в лыжном ходе или в стрельбе сейчас больше соперникам проигрываем?

- Если взять все тот же спринт, то у нас меньше двух промахов никто не допустил - а это нехорошо. Те же самые норвежцы в десятке - максимум при одном промахе. Да и ходом мы сейчас достаточно проигрываем. Так что прибавлять надо во всех компонентах.

- Главный сейчас вопрос у болельщиков: сколько еще надо ждать до побед?

- После прошлого сезона каких-то обещаний давать не хочется. Я и сам не знаю, сколько еще надо ждать. Мы же не против того, чтобы завоевывать высокие места. Но если мы сейчас готовы именно на те результаты, которые показываем, - ну что тут поделаешь.

- На этап в Хохфильцене в команду "А" будет привлечен Дмитрий Малышко, неплохо проявивший себя на Кубке IBU. Он действительно может усилить сборную?

- Не отрицаю, что Дима сильный и достойный спортсмен - мы с ним вместе тренировались весь подготовительный период. Не спорю, что его надо пробовать в команде. Но участие в Кубке IBU и на этапах Кубка мира - это две абсолютно разные вещи. Лишь единицы спортсменов при повышении в статусе сразу же попадали на призовые места. В любом случае Малышко надо обкатывать и пробовать в деле. Но не так, чтобы он одну гонку, например, неудачно пробежал - и его сразу же вернули в команду "Б". Страна у нас большая, и в ней много достойных спортсменов. Но если, например, у тех же французов все кадры берегут и ценят - показал себя Мартен Фуркад в юниорах, и его не сразу бросают под танки, а начинают вводить в команду потихоньку, - то у нас при переходе во взрослые соревнования все делается намного жестче.

- Вы сами заговорили о главном герое этапа в Остерсунде. Вас две победы Фуркада в проведенных трех гонках не удивили?

- За последние полтора года я уже перестал чему-то удивляться. Мартен - сильный спортсмен, который с каждым годом прибавляет. Так что это вполне нормальные результаты.

- А что происходит с великим Оле Эйнаром Бьорндаленом?

- Тяжело в его годы бежать каждую гонку идеально. Достаточно вспомнить, как в этом же возрасте выступал Халвард Ханеволд и другие именитые спортсмены. Все было так же - то хорошо, то плохо. Я думаю, сказывается уже нехватка сил, но это вполне нормальное явление.

- Можете себя в возрасте Бьорндалена в гонке представить?

- Не могу и не хочу (смеется).

- Другие норвежцы - Эмиль Хегле Свендсен и Тярьяй Бё - просто пока не до конца вошли в сезон?

- Да, при этом надо учитывать, что из-за нехватки снега они вместо тренировок на лыжах в межсезонье долго ездили на лыжероллерах. А это совсем разные вещи - ты вроде бы и поддерживаешь свою функциональную подготовку, но снег тоже надо почувствовать. Хотя они и в таком состоянии нас пока побеждают (смеется).

- А в лыжных гонках себя попробовать не хотите? Как это делают многие европейские биатлонисты.

- Мне не то чтобы это неинтересно - просто будет тяжело совмещать. Хватает и биатлонных стартов в сезоне, чтобы еще распылять свои силы на лыжные гонки. Хотя, конечно, если поступит какое-то конкретное предложение, и я при этом буду себя хорошо чувствовать, можно будет подумать. Но сейчас зачем об этом говорить? Если я в биатлоне занимаю сороковые места, о каких лыжах может идти речь (улыбается)?

- Верите в то, что немецкая сборная выйдет на пик именно к домашнему чемпионату мира в Рупольдинге?

- Мы уже проходили это, когда тоже готовились к домашнему чемпионату мира (смеется). Наступали на эти грабли - знаем. На самом деле нереально побеждать на чемпионате мира, не попадая до этого на подиум на этапах Кубка мира. Ты должен чувствовать победный адреналин и кураж. Без него выигрывать очень сложно. А чтобы, не бегая достойно весь сезон, идеально подготовиться к одной конкретной неделе в году - для этого надо быть поистине великим спортсменом.

- Ну хотя бы в то, что Магдалена Нойнер в Хохфильцене объявит о завершении своей карьеры по окончании этого сезона, - верите?

- Не особо. Сколько ей - 24 года? В ее возрасте завершать карьеру - это нереально. Ее не отпустят - ни болельщики, ни тренеры, ни родители, ни спонсоры (смеется).

По материалам "Спорт Экспресс" от 06.12.11