3 мин.

Гарпастум

стихотворение Осипа Мандельштама "Второй футбол" (хронологически, впрочем, предстоящее "Первому футболу") было написано в ноябре 1913 . сохранились воспоминания ААА, в которых она пишет, что осенью 1913-го Мандельштам жил в 1-м корпусе на Васильевском Острове, где нанимал комнату у офицера-воспитателя . во время одного из визитов Ахматовой и Гумилева, Осип показал им в окно, как кадеты играют в футбол ("тогда это была новинка") и прочёл стихи

 

даже беглый анализ стихотворения даёт нам богатую пищу для размышлений; полусонные дети-дикари, находящиеся в несознательном возрасте, играют в мяч, но действия их, скорее, похожи, на повинность - "толкать", "охранять", а сам лирический герой (наблюдатель игры) нагнетает атмосферу предчувствием скорой войны, на что указывает и цветовая гамма стихотворения, и его общий тон - мрачного предвидения .

отброшенная Мандельштамом строфа, не вошедшая в окончательную редакцию

Глухая битва закипает 

На месте топчутся <,> и вот 

Один мячом завладевает

И как герой в толпе живёт <.>

только подчеркивает связь футбола и войны (игра как сублимация, игра как ритуал и т.п.) .

как всякий образованный человек, Мандельштам, конечно, был в курсе, что античные игры с мячом, греческая Episkyros и римская Harpastum, прежде всего были воинскими тренировками . сохранились свидетельства Афинея (Atheneaus): "Гарпастум, также называемый Фаининда, это моя любимая игра. Велики усилия и усталость, сопровождающие игру с мячом, жестокое скручивание и ломание шей" и слова Антифена, который описывает игру так: "Он хватает мяч, пасует его товарищу, одновременно уклоняясь от другого, и смеется. Он сует его другому. Товарища он поднимает на ноги. Все это время кричит толпа за границами поля. Далеко, прямо за ним, над головой, на земле, в воздухе, слишком близко, пас в кучу игроков" . любителями гарпастона были и Гомер, и Геродот, и Платон, упомянувший в книге «Федон» о мяче, сшитом из 12 разноцветных лоскутов

Марциал пишет: "Ничто – ни пила, ни фоллис, ни паганика – не может доставить такого удовольствия, как побиться как следует в гарпастум, пропитавшись пылью и потом, а потом окунуться в теплые термы", а Гай Светоний Транквилл сообщает, что Октавиан Август, после того как навел порядок в Империи (разбив всех своих оппонентов), утратил интерес к верховой езде и упражнениям с оружием, и единственной его спортивной забавой остался мяч, по-видимому, гарпастум . по свидетельству историка Страбона, "центральным стадионом" для игры в гарпастум в Риме служило Марсово поле

нет никаких сомнений, что работая над своим "Гарпастумом", Ал.Герман-мл. вдохновлялся в том числе и указанным стихотворением Мандельштама: на вступительных титрах мы видим краткий епизод из жизни Гаврилы Принципа, а сама игра появляется лишь ближе к середине (фрагмент "смотрин" англичанами местных футболистов) и тут же снова исчезает, уступая войне, о которой и объявлено было на етих самых смотринах . покуда Европа проваливается в страшный кошмар Первой мировой, главные герои фильма (два брата, Андрей и Николай, и два их товарища) играют в мяч, зарабатывая деньги на собственное поле, однако жизнь берёт своё и постепенно вытесняет игру из данной в ощущениях реальности - в пользу более насущных проблем

режиссер не показывает батальных сцен и избегает высоких слов: истоками человеческих трагедий являются мелочи, житейские детали, что копятся и обрушиваются на героев как снежный ком . замечательно, что фильм заканчивается событиями 1918-го (революция остается за кадром) и, как автор "Второго футбола", мы можем предугадать - за краткой передышкой будет "второй тайм", братоубийственная Гражданская война и тысячи убитых бывших мальчиков-кадетов, игравших когда-то в ноябрьский футбол