8 мин.

Вылет Кириленко и другие события субботы US Open-2012

Российские потери

Все три россиянки, выходившие в этот день на корт, проиграли, и каждая – по-разному. Первой этой сделала Екатерина Макарова, но перед ней и самая тяжелая задача стояла. В январе она совершенно неожиданно, да еще и очень легко по счету, обыграла на Australian Open Серену Уильямс. Тот успех, однако, прорывным для Макаровой не стал. За прошедшие семь месяцев место ее в рейтинге почти не изменилось, а Серена, отойдя от шока, принялась выигрывать чуть ли не все подряд. Учитывая текущую форму теннисисток и спортивную злопамятность американки (Шарапова не даст соврать) перед Макаровой задача стояла простая – проиграть достойно. И это Екатерине удалось.

Борьба в этом матче, впрочем, закончилась с первым сетом. Свои подачи Серена брала издевательски легко, а вот на подаче россиянки игра постоянно шла на «больше-меньше». Уильямс жаждала крови, старалась действовать мощно и глубоко и порой делала больше, чем нужно, что приводило к негрубым, но необязательным ошибкам. Макарова контратаковала, как умеет, и до поры до времени отражала посягательства Серены на брейк. Но выдерживать такое напряжение бесконечно было невозможно, и перелом в матч Серена внесла, гроссмейстерски подобрав момент – при счете 5:4 в свою пользу. Перейдя Рубикон, американская прима быстро прошла оставшиеся формальности в виде победы во второй партии – 6:4, 6:0.

Вторая российская потеря была незапланированной. Мария Кириленко в этом году приучила своих болельщиков к тому, что умело распоряжается выгодными турнирными сетками (вспомнить хотя бы «Уимблдон»). В соперницы по третьему кругу подруге Александра Овечкина досталась эффектная чешская блондинка Андреа Главачкова, известная до нынешнего сезона как парный специалист и по большим праздникам попадавшая в основные сетки одиночных турниров.

Матч, в котором Кириленко была непривычно тихой, и обе девушки тратили уйму времени между розыгрышами и геймами, растянулся на три часа, хотя рекордных по продолжительности розыгрышей в нем зафиксировано не было. Девушки все время держали друг друга в поле зрения, не сильно отставая по счету и стремясь гнуть каждая свою линию. Главачкова, еще недавно категорически неспособная что-нибудь сделать на бегу, атаковала соперницу фирменными, с большим замахом, плоскими ударами. Кириленко парировала их, используя ширину корта и вынуждая чешку тянуться за ответными мячами. Именно за счет вынужденных ошибок Главачковой россиянке удалось вытянуть первый сет.

Но чем дальше, тем сложнее становилось Кириленко эксплуатировать слабости оппонента, и в конце концов Мария стала жертвой собственной изматывающей тактики. Проиграв вторую партию, россиянка обратилась за помощью к физиотерапевту – устали ноги. Главачкова с ее более экономным теннисом на таком фоне смотрелась бодрячком.

Не от хорошей жизни в решающей партии Кириленко начала срываться на отчаянные удары, которые тоже начали срываться. Эти бесплодные попытки особенно участились после того, как россиянка потеряла свою подачу. К тому же она перестала видеть корт – так, при счете «ровно» в заключительном гейме сыграла прямо на ракетку застывшей в одной точке Андреа. Полминуты спустя Главачкова оформила самую большую победу в своей жизни – 5:7, 6:4, 6:4 – и вышла на Серену Уильямс, против которой недавно играла олимпийский парный финал.

Последней из россиянок корты покинула Ольга Пучкова. Проход из квалификации аж до третьего круга уже явился колоссальными успехом для россиянки, которая, сверкнув в туре шесть лет назад, надолго пропала с экранов радаров. В конце 2006-го она дважды дошла до финалов турниров WTA, уступив Мартине Хингис в Калькутте и Марион Бартоли в Квебеке, и прославилась как оракул. Дело в том, что финал Квебека Пучкова закончила с двумя баранками и после матча заявила, что Бартоли должна выигрывать турнир «Большого шлема». Над этой репликой тогда громко смеялись (Марион и в Топ-20 едва была), а через восемь месяцев случился «Уимблдон»-2007.

И вот Ольга впервые за без малого пять лет вернулась в основную сетку мэйджора. И не просто вернулась, а показала лучший за карьеру результат. Терять против Сары Эррани ей было нечего, и будь она посдержаннее, могла бы навязать финалистке «Ролан Гаррос» серьезную борьбу – крупные девушки с плоскими ударами являются кошмаром для итальянки. Увы, на то, чтобы терпеть и доводить розыгрыши до верного, у Пучковой уже не осталось ни моральных, ни физических сил – 1:6, 1:6. Таким образом Эррани прошла во вторую неделю на трех из четырех ТБШ в этом году, выиграв на них (как в одиночке, так и в паре) столько же матчей, сколько за все предыдущие годы.

Такие разные сербки

Елена Янкович, вывалившись из первой двадцатки, вдруг начала выигрывать матчи – финал Далласа накануне US Open, а теперь аж третий круг в Нью-Йорке. Здесь, правда, экс-первой ракетке мира пришлось сделать паузу, поскольку путь ей преградила нынешняя вторая ракетка. Для себя самой последних месяцев в этом матче с задней линии Янкович играла очень недурно, но в завершении розыгрышей допускала слишком много непростительных ошибок. Особенно ее подводили смэши, которые раз за разом летели куда угодно, но только не в корт. А перекачать Радванску Янкович, некогда непревзойденный мастер этого дела, уже не в состоянии.

После короткого просветления на старте второго сета, позволившего Елене повести с брейком, она вернулась к прежним злоключениям. Особенно комичными выглядели ее номера у сетки и тщетные попытки переспорить Hawk Eye. “The machine is really not right!” – жаловалась Елена, но судья на вышке Люси Грант вставала на сторону бездушной компьютерной программы. Вторая партия как-то буднично превратилась в череду взаимных брейков, но исход матча ни на секунду не вызвал сомнений. Радванска, прекрасно понимая, что победа никуда не денется, отказалась от малейшей инициативы, если не считать ею приглашение к бесконечному перекидыванию мяча (количество ударов в розыгрышах регулярно переваливало за 15). Елена все должна была делать сама. Она и делала, пробивая виннерсы, но гораздо чаще допуская ошибки сколь невынужденные, столь и неизбежные. Завершилось все типичным для этого матча промахом Янкович с лета.

А вот Ана Иванович свою встречу выиграла, хотя и занималась чем попало в первой партии. Ее соперница Слоун Стивенс, которую неустанно прочат на смену сестрам Уильямс, является, грубо говоря, ухудшенной копией самой Аны. То есть, с одной стороны, обладая всеми слабостями сербки, Стивенс не располагает ее достоинствами. С другой стороны, все, что может делать Стивенс, Иванович делает лучше. Ана доказывала это ровно год назад на тех же самых кортах. Доказала это и снова. Если в первом сете американке еще более-менее удавалось соответствовать скоростям и силе ударов, генерируемых сербкой, то в последующих партиях она могла только отбиваться от атак Иванович и делала это не слишком умело – 7:6, 4:6, 2:6. До первого за четыре с половиной года четвертьфинала на турнирах «Большого шлема» Иванович осталось сделать всего один шаг.

Неудача испанских мачо

Самые импозантные представители мужского испанского тенниса – Фелисиано Лопес и Фернандо Вердаско – в третьем круге проверяли на прочность двух фаворитов турнира – Энди Маррея и Роджера Федерера соответственно. За шесть предыдущих встреч с Марреем Фелисиано Лопесу удалось взять лишь один сет, настолько неудобна игра шотландца испанскому левше. И вот впервые у любимцев Джуди Маррей получился настоящий, боевой, хотя и не вызывавших сомнений в конечном итоге матч. Первый сет как-то сразу превратился в соревнование подач (на первой оба выигрывали 9 мячей из 10), резаных под разным углом и обводящих ударов. У обоих теннисистов были по ходу дела брейк-пойнты, но упрекнуть в том, что они остались нереализованными их (особенно Лопеса) сложно. В той же манере Энди и Фели двигались по тай-брейку, пока при счете 5:5 не случился классический Feliciano case. Лопес подал отличную косую подачу, но линейный судья ошибочно зафиксировал аут. Очко переигрывается, в этот раз Лопес не подает первым мячом, зато неплохо использует второй шанс и, забежав по форхенд, отправляет выигрышный мяч далеко в аут. Образовавшийся сетбол Маррей реализовал мгновенно.

В первом же гейме второго сета расстроившийся Лопес потерял свою подачу, запустив на брейк-пойнте форхенд к фону. А вот то, что случилось дальше, иначе как коварством Маррея не объяснить. Шотландец мог спокойно добивать соперника, как это многажды делал в прошлом, но вместо этого решил поиграть с ним в издевательские кошки-мышки, позволив Лопесу вернуть брейк и вновь добраться до тай-брейка. Его Фели начал вдохновенно, благодаря трем шикарным розыгрышам (когда он такое творит у сетки, глаз не оторвать) повел 4:1, а при счете 5:3 получил на хафкорте мяч под любимый форхенд – и безбожно его сорвал. А вслед за этим быстренько допустил еще три ошибки и отдал уже выигранный, казалось, тай-брейк. «Наша песня хороша, начинай начала».

В третьей партии Маррей снова сделал быстрый брейк, снова его отдал, опять вышел вперед – 4:2, а потом просто встал, как бы интересуясь у Лопеса: «Ну, а вот так, против пустого места, ты хоть выиграть сможешь?». Эта задача Фелисиано оказалась по плечу, и матч перетек в четвертый сет. Его Маррей провел на прямых ногах, изображая смертельную усталость, но включался в темповой обмен всякий раз, когда дело могло запахнуть жареным. Лучший розыгрыш матча, состоявший из серии укороченных, резаных и ударов с лета, шотландец спас на скрытом сетболе при счете 5:5. И вновь тай-брейк, но на сей раз обошедшийся без всяких фокусов – 7:4 в пользу шотландца. Следующим соперником Маррея будет Милош Раонич, разломавший за три сета бэкхенд Джеймса Блэйка.

Роджер Федерер своего левшу-испанца (чай, не Надаль) прибрал к руками без лишнего мелодраматизма. Фернандо Вердаско, судя по компрометирующим фотографиям качавший в последние недели железо, был предсказуемо тяжел и неповоротлив, много мазал с подачи (10 двойных ошибок) и плохо принимал. Федерер, в свою очередь, играл чисто и идеально использовал любую возможность выходить вперед. Он и матч закрыл эффектным ударом из-за левого плеча, почти реверсом. Дальше по курсу – Марди Фиш, за четыре сета уговоривший сдаться травмированного, но упрямого Жиля Симона.

Обошлись без пяти сетов

Впервые на турнире день прошел без марафонов – все мужские матчи, сыгранные в субботу, завершились в трех или четырех сетах. Марин Чилич справился с Кеи Нишикори, который слишком измотал себя в стартовых поединках. Чилич подавал эффективнее, бил плотнее и розыгрыши строил шире и разнообразие. Досадная осечка на тай-брейке третьего сета не смутила хорвата, он быстро перегруппировался и в четвертой партии не оставил японцу никаких шансов. Также в четырех сетах одолели соперников Николас Альмагро и Томаш Бердых. Причем, чех, проиграв первую партию Сэм Куэрри, уступал и во второй с брейком, но с помощью американца, ошибившегося на смэше, вернулся в сет и перехватил инициативу. Подсобила Бердыху в дальнейшем и невразумительная игра Куэрри на брейк-пойнтах. Вышел в четвертый круг и главное открытие мужской части турнира словак Мартин Клижан. Вслед за Жо-Вилфредом Тсонгой он прошел еще одного сеяного француза Жереми Шарди и станет следующим соперником Марина Чилича.