0

Танцы минус

Итальянский танцевальный дуэт Барбара Фузар-Поли Маурицио Маргальо одним судейским голосом выиграли борьбу за чемпионский титул у прошлогодних чемпионов мира Марины Анисиной и Гвендаля Пейзера. Подобным образом решилась и судьба бронзы. Российская пара Ирина Лобачева и Илья Авербух должны благодарить англичанку Хилари Селби, поставившую их выше кумиров Канады Шай-Линн Бурн и Виктора Крааца.

В этот день был слишком мало счастливых людей и слишком много разочарованных. Победителями себя чувствовали Марина Лобачева и Илья Авербух, вопреки всем прогнозам выигравшие бронзу в родном городе Виктора Крааца мужской половины знаменитой канадской танцевальной пары. Разумеется, прыгали от радости Барбара Фузар-Поли со своим фотогеничным партнером Маурицио Маргальо. Они принесли Италии первое золото за 105-летнюю историю проведения чемпионатов мира по фигурному катанию. На этом перечень счастливчиков заканчивается. Серебряный призер, Марина Анисина, сидела на пресс-конференции с таким видом, как будто только что с нее при всем честном народе сорвали драгоценное украшение. И, спрашивается, где была полиция?

Полиция, судя по всему, отчаянно переживала другую пропажу местные идолы Шай-Линн Бурн и Виктор Краац, чье триумфальное возвращение на пьедестал пришли посмотреть 17315 зрителей, остались без награды. Виновники пропажи меньше всех верили в то, что все так удачно получится. "Думал, нас не пустят на третье место, признался Илья Авербух. Стоял на улице, ничьи выступления не смотрел. Дико переживал. И вдруг прибегает Ира с безумными от радости глазами".

Третье место сильнейшей российской танцевальной пары это продюсерская заслуга Натальи Линичук. Это она настояла на том, чтобы ее подопечные Лобачева и Авербух вышли в этот сезон именно с этой программой. В своих заметках из Братиславы с чемпионата Европы я уже отмечал, что в случае с новым номером Лобачевой и Авербуха, мы сталкиваемся с редким для России проявлением творческой дисциплины умение делать не то, что хочется, а что надо. Есть повод повториться. По меньшей мере, 70 процентов успеха в танцах это искусство выбора программы, угадывания конъюнктуры. А вот то, что сегодня приносит успех в танцах на льду, другой вопрос. Тут уже поводов для радости нет, одна печаль. Куда танцуем, ребята?

Златокудрый Гвиендаль Пейзера был в этот вечер Бетховеном, Марина Анисина его музой. Сергей Сахновский демоническим Николо Паганини, Галина Хаит покорна служила его вдохновению. Илья Авербух, выступавший под электрического Баха не то священником, искушаемым прелестным дьяволом Мариной Лобачевой, не то просто человеком с большой буквы, который умеет схватить Судьбу за ногу. О программе новых чемпионов мира лучше самой ее создательницы, Татьяны Тарасовой, не скажешь: "Это "Ромео и Джульетта". Но современная. Со "Скорой помощью", наркотиками". Героями произвольного танца канадцев, кажется, были они сами, их жизнь в спорте как героический поход, что, кстати, правда. Они двигались под гимновую музыку, написанную Вангелисом для Монтсеррат Кабалье вроде бы по случаю какого-то грандиозного благотворительного вечера. Называется "Маршируй (или для благозвучия шагай) со мной". Программа носила по сути ритуальный характер. Предполагалось, что Бурн и Краац должны триумфально промаршировать до пьедестала. "На следующий год мы обязательно возьмем гимн Александрова", съязвил по этому поводу победитель канадцев Илья Авербух.

В сегодняшних танцах нет танцев. Под видом танца сильнейшие пары мира преподносят драматические этюды на философско-литературные темы. "Тяжеловесные пируэты вокруг Больших Идей", сказанная совсем по другому поводу, эта фраза Набокова точно описывает ситуацию в танцах на льду.

Сюжетом, темой танца может быть все что угодно: роковая любовь, высокие и низменные страдания, Бетховен и Паганини, хоть черт лысый. Важно только перевести этот сюжет на язык танца. С переводом дело обстоит скверно. Вернее, совершенно однообразно. Ведущие пары мира отчаянно соревнуются в китче. И то, что мы увидели в Ванкувере, было ничем иным, как чемпионатом мира по китчу на льду. Кричащие позы, надрывные эмоции и трюки, по большей части никак не соотнесенные с музыкой, никак хореографически не мотивированные. Пять вышеперечисленных пар спокойно могли поменяться фонограммами, и впечатление от увиденного не переменилось бы. Это напоминает какое-то всеобщее умопомрачение. Какую-то тотальную вкусовую катастрофу. Такое случается не только в танцах на льду. В музыке, в дизайне мебели, в моде. Помнится, был кошмарный год, когда нельзя было спрятаться от женщин в лосинах и мужчин в вареных джинсах. Я сам носил.

Безумно обидно, когда эти лосины примеривают красивые, замечательно талантливые люди. Те же канадцы днем раньше представили выдающийся оригинальный танец, доказав, что они больше, чем кто-нибудь другой сегодня в мире, заслуживает эпитета "великие". Я аплодировал им стоя, вместе с залом. И что же результат? Четвертое место. Танец не нужен в танцах. Потому что, чем лучше танец, тем больше в нем полутонов, нюансов, тем более он требует внимательного взгляда. Крикливые позы и назойливое мельтешение доходчивее просто по закону восприятия. Отсюда весь этот мучительный кошмар на ванкуверском льду. И вот уже на следующий день после своего потрясающего оригинального танца канадцы маршировали, и Виктор Краац таскал за ногу Шай-Линн Бурн. Разумеется, они смотрелись чрезвычайно неубедительно в этом новом для себя жанре.

Самое приятное и обнадеживающее впечатление этого дня не бронза российской пары, а то, как эта бронза была ею принята. В интонациях Ильи Авербуха было даже что-то извиняющееся, он все объяснил, он все понимает. Представляю, каких усилий ему, одному из лучших танцовщиков мира (рядом я бы поставил литовца Повиласа Ванагаса и Виктора Крааца), стоило смириться с концепцией произвольного танца.

То, что происходит в танцах, это действительно кошмар. Я отдаю себе отчет, что мы выступили в жанре этого кошмара. Нам нужно было вернуть позиции, которые мы потеряли в прошлом году. Теперь мы на пьедестале, и можно теперь думать как двигаться дальше. мы устали от этих страданий на льду. мы многое пересмотрим в следующем сезоне в пользу настоящих танцев.

И потеряете медаль? вставил я.

Надеюсь, что нет.

Мне очень хотелось бы, чтобы той парой, которая пойдет против течения, уносящего танцы в тартарары, будут именно Лобачева и Авербух. В этом случае они могут заработать больше, чем медаль. Роль спасителей танцев. Но если это будет кто-то другой, не они, не страшно. Уже неважно, кто это будет. Лишь бы кто-нибудь на это решился.

Ванкувер

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости