6 мин.

5 рецептов, как сделать регулярку КХЛ привлекательной

Сейчас ей не хватает интриги.

Регулярка КХЛ превращается в формальность. Скоропостижная кончина «Витязя» сделала это ощущение как никогда болезненным и острым, хотя и раньше уровень конкурентоспособности в лиге не радовал тех, кто болеет за игру, а не конкретный клуб. 

Но еще никогда прежде 22 команды не проводили по 68 матчей во время регулярного чемпионата. И все ради чего? Чтобы отсеять шестерых неудачников, чьи имена из раза в раз можно с высокой степенью уверенности предсказать еще до стартового вбрасывания сезона. 

Самый тривиальный способ рассчитать вероятность попадания в плей-офф (16 слотов делим на 22 претендента) показывает 72% – это почти на четверть выше, чем в НХЛ, где шансы как в анекдоте про встречу с динозавром – 50/50.

При этом ситуация, когда клуб с бюджетом выше среднего остается вне розыгрыша Кубка Гагарина, почти исключена. Последним, как это часто бывает, отличился «Авангард»: в 2014-м, через два года после финала, клуб внезапно скатился – пришлось бороться за утешительный Кубок Надежды. Но тогда в лиге играли иностранные соперники, СКА и ЦСКА еще накапливали административный жирок, а всего участников было 28.

То, что сейчас происходит в КХЛ от сентября до середины марта, – отличное насыщенное шоу: голы, очки, секунды, микрофоны на судьях, камеры на вратарях, афоризмы на пресс-конференциях, хаотичные трансферы, бесконечные плевки в потолок зарплат. Нет, правда, спасибо, за этим действительно увлекательно следить. Но как за сериалом, а не спортивным зрелищем. 

Усредненная ценность матча в регулярке исчисляется неприлично малыми значениями. Так быть не должно. И вот как это исправить.  

Рецепт №1. Сократить лигу до 16 клубов

Самое радикальное, но и самое логичное решение – вернуться к размерности Суперлиги, где восемь команд попадали в плей-офф и столько же – не попадали. В такой конфигурации любая игра потенциально может оказаться решающей для того или иного клуба. Общий уровень чемпионата растет, жалобы генменеджеров на пустоту рынка замолкают, а команд, которые заканчивают регулярку с разницей шайб 99-225 и восемью победами в 68 матчах (привет, прошлогодний «Барыс»), просто не остается.

Да, придется попрощаться с вечными аутсайдерами, но разве не в этом суть спорта – выживают сильнейшие.

Рецепт №2. Плей-офф – в каждый дом

Второй вариант – для тех, кто все же боится резать по живому. Оставляем 22 команды и играем регулярку из 55-60 матчей, превращая ее в принципиально важное соревнование. По итогам топ-11 разыгрывают Кубок Гагарина, а боттом-11 получают утешительный турнир – ну скажем, Кубок Белки и Стрелки.

Как и в первом случае, не получится провести четыре полноценных раунда плей-офф, но это и не беда. Вместо 1/8 финала можно сыграть по круговой системе, чтобы окончательно сформировать посев внутри обеих групп. После в каждой из них останутся по восемь клубов, а другие три  отправятся в отпуск.

Критики обязательно напомнят про невзлетевший Кубок Надежды – вот только тогда в плей-офф отбирались 16 клубов, а сейчас – на пять меньше. Сама по себе борьба за этот подсохший, но все еще вкусный кусок пирога – отдельное украшение.

Рецепт №3. Кубок Терешковой и новая структура календаря

Первые игры регулярки показали, что команды все еще ищут необходимые настройки. Даже финалисты прошлого сезона – «Локомотив» и «Трактор» – удивили уровнем сумбура и количеством брака в матче за Кубок Открытия. Предсезонные турниры в этом смысле помогли не вполне – тогда зачем их проводить? Точнее, почему бы не наделить их турнирным смыслом?

Кубки Блинова, Ромазана, президентов, губернаторов быстро уходят из памяти. Вместо них легко нарисовать отдельный турнир – аналог национального кубка в футбольных чемпионатах. Будет это Кубок России или Кубок Терешковой, не суть, но пусть это будет интригующе. 

Представьте, на первом этапе команды играют внутри дивизионов в два круга – не придется долго и дорого летать, а все виды дерби останутся. Во второй этап, когда команды уже поднаторели, услышали требования новых тренеров и выучили имена новых партнеров, выходит один лучший из каждого дивизиона. Вчетвером они играют короткий плей-офф – начиная с полуфинала и до двух побед. Быстро, дерзко, ново. И это – полноценный турнир, трофей, завладеть которым способны даже не самые богатые команды. 

А дальше – все как всегда: 45-50 матчей регулярного чемпионата и плей-офф по общепринятой схеме.

Рецепт №4. Конференции не по географии, а по расходам

Эта система – для адептов социальной справедливости. Закроем карту – откроем кошельки. 22 команды играют с каждым соперником по два матча – у каждого набирается 42 игры. А дальше делятся на две конференции в зависимости от того, сколько уже потратили на зарплаты игроков: 11 олигархов играют друг с другом, нуждающиеся – между собой. Так проходят еще два круга – итого 20 матчей.

После 62 игр три слабейших клуба из каждой конференции выкупают билеты в теплые страны, а остальные 16 проводят классический плей-офф. При этом подсчет очков не меняется ни в один момент времени – таблица остается сводной и никаких понижающих или повышающих коэффициентов не получают ни бедные, ни богатые.

Минус есть: нельзя сказать, что борьбу за Кубок Гагарина поведут только самые лучшие – вполне очевидно, что девятая команда богатой конференции будет сильнее восьмой команды из числа бедных. Но даже так соревнование станет более честным и менее предсказуемым. 

Рецепт №5. Баскетбольный

Набирающее популярность слово «плей-инн» еще не достучалось до хоккея – а зря. С его помощью легко усилить нерв на финише регулярного сезона. Все просто – топ-6 в каждой конференции определяются по итогам гладкого первенства в его текущем формате. А за две другие путевки борются команды с седьмого по десятое места. Седьмой и восьмой играют между собой – победитель выходит в плей-офф сразу, а проигравший только в том случае, если возьмет верх над победителем игры между девятой и десятой командами.

Этот способ не ломает привычную структуру календаря и затрагивает минимальное количество клубов, но вносит новую искру – почему бы не попробовать, если есть желание оживить интригу и избежать революции.

Как бы то ни было КХЛ нужно что-то менять. Грандиозный план – догнать НХЛ – не работает, если команд у тебя на 30% меньше, чем у того, за кем ты гонишься. Сокращения, реформы или снос до основания – рассмотреть можно любые варианты, самое главное – вернуть болельщику ощущение, что очередная игра – это не галочка в календаре, а важное событие.

Фото: КХЛ/Кузьмин Юрий, Беззубов Алексей, Беззубов Владимир, Шмаков Максим