Плохое наследство
Увы, в советском прошлом с названиями клубов в командных видах спорта особо не заморачивались. Вот и получилось, то что имеем, а имеем следующее:
Беда первая
Оригинальность по странам СНГ раскидано целое полчище: «Динамо», «Спартаков», «Торпедо» и прочих «Металлургов» названия далеко не самые оригинальные. Частенько бывает, что в одной лиге мы встречаем по два, а то и по три клуба с одинаковым именем, в результате мало кто у нас говорит «Металлург» Новокузнецк или «Металлург» Магнитогорск, обычно «Кузня» и «Магнитка», может сразу и стоило назвать эти клубы «Кузнецы» и «Магнит» (с первого раза звучит не очень, но возможно это с непривычки, и будь у команд изначально такие имена, все бы воспринималось иначе и лого с магнитом притягивающим шайбу), или «Сталевары», почему именно «Металлург»? Для примера в Европе только в Элитсерии два «АИКа», по другую сторону Атлантики одноименные команды в одной лиге даже представить сложно, есть все, что угодно, кроме одинаковых названий: «Батальоны», «Генералы» и «Адмиралы», «Мишки», «Пантеры», «Ягуары», «Жеребцы» и «Крысы», «Духи» и «Дьяволы», «Летчики» и «Крылья», «Войны» и «Индейцы». Неужто в нашем отечестве с фантазией такие были проблемы. Это еще нужно радоваться, что в Череповце нет своего «Металлурга», а в Омске «Спартака» и что вместо очередного «Динамо» мы имеем «Сибирь»
Беда вторая
Любовь «Страны Советов» к аббревиатурам, отлично описанная в бессмертных творениях Ильфа и Петрова, любовь это добралась и до спорта: «ЦСКА», «СКА», «УНИКС», но это мелочи по сравнению с «ВБМ-СГАУ» (увы, прекратившем свое существование). И я очень рад, что теперь нет ни хабаровского «СКА», ни казанского «Машстройя». «ЦСКА» это всемирно узнаваемое сочетание бренд и считаю нужно сохранить обязательно, но вот за «СКА» я бы держаться не стал, не такая уж у клуба из «Города на Неве» великая история. Ладно во времена СССР мода такая была, но сейчас зачем создавать команды с названием «ВМФ» и «МВД», ведь можно было назваться «Милиционерами» и «Моряками», а лучше «Морскими волками» и «Летучими мышами» (на эмблеме Спецназа МВД изображена летучая мышь), ведь можно было придумать, что-то креативное. Отдельно хочется сказать про «СКА-1946» так назвать команду в 21 веке, это надо постараться: во-первых аббревиатура, но этого оказалось мало так еще и год впаяли. При большом желании в Европе можно найти клубы, где в названиях указан год их основания: «Мюнхен 1860» или «Пльзень1929»; можно найти и аббревиатуры: «ХИФК», «ХПК», «АИК»; но так, чтобы все сразу это большая редкость. Мне на память только приходит «ХВ71». Рассуждать в данном контексте про СА смысла не вижу, просто представьте матч «DRW-1926» против «TML-1917»
Беда третья
Имена собственные, речь идет о клубе «Салават-Юлаев», мне кажется, это явный перебор. Называть хоккейную команду в честь башкирского национального героя, особенно если учесть, что личность очень противоречивая с исторической точки зрения. Эх, поменять бы, например, на «Башкирские пчелы». Существует, конечно, «Васко де Гама» из славного города Рио-де-Жанейро. Радует, что нет ныне клубов с названиями «СК имени Урицкого» (нынешний «Ак Барс») и «Дзержинец» (нынешний Трактор»)
P.S. Хочу добавить, к самим клубам, и тем более к их болельщикам, у меня нет никакой антипатии, а названия можно придумать куда лучше, если этим займутся квалифицированные люди, а не ваш покорный слуга.
P.P.S. Чтобы подписаться на этот блог, нажмите кнопку "добавить" в шапке блога
1. Ребрендинг для маркетологов нормальный, привычный процесс. Согласен. Но то, что это повышает посещаемость и узнаваемость - не согласен. Ибо если СКА, к примеру, переименовать в «Геренала» скажем, то половина «кузьмичей» на вопрос об этой команде скажет: «А кто это?». Чтобы это изменить нужна масштабная рекламная акция. Так ее же можно и под девизом СКА проводить.
2. Цвета. Цвета изменяться не должны. Это философия. Это святое.
3. Доп прибыль на новой атрибутике это прекрасно для бедной команды - тут можно заработать, а для того же Газпрома это не так важно, согласись.
4. Что делать с речевками, песнями?
5. Как смотреть в глаза ветеранам?
Если пообщаться с людьми старшего поколения на вопрос «Где они живут?», они тебе ответят «В Ленинграде».
В общем, противоречий много. Любое переименование - это резка по живому. Если клуб на это готов - тогда пожалуйста, если нет, то и не надо. Мне СКА нравится. И «Прапорщиком» я не хочу его видеть :) Имхо, естественно.
Название городов тоже не очень радует, ибо оно и так есть в названи клуба: Динамо (Москва), Авнагард (Омск) и так далее, а вот Регле (Регле) - это тафтология, но писать об этом не стал, так как это в большой степени футбольная проблема, в КХЛ такого нет, но конечно есть «Берн», «Лулео», «Рязань»..... ФК Москва - неудивительно, что клуба больше нет, вообще странно какой-то средненькой команде дают имя столицы России, хотя Барселона звучит красиво и команда великая, причем, что футбольная, что баскетбольная.
Про время это верно, но может лучше поздно чем никогда, та же Кузня или СКА ничего не потеряют - особых исторических заслуг нет, а раскручивать имя СКА это совсем не то что Зенит... Одним из символов Петербурга Сфинкс на набережной невы, я бы обыграл это в названии и логотипе, еще бы было здорово добавить силуэт города на форму, как у Риги, классический вид, разведенные мосты со шпилем Петропавловки или ростральными колоннами, конечно если этим будет заниматься нормальный дизайнер, а не абы кто.
А вот чем Гладиатор - хуже Спартака мне не очень понятно, просто Спартак привычнее))
P.S. Про Итиль, Омский Спартак и Аэрофлот, Новосибирское динамо я в курсе) Просто высказано это немного в другой форме:»Это еще нужно радоваться, что в Череповце нет своего «Металлурга», а в Омске «Спартака» и что вместо очередного «Динамо» мы имеем «Сибирь»…
«
Про Американизмы согласен, но можно придумать классные названия и без них, пример тот же АБ, просто у меня не совсем это выходит, но есть люди у которых это получиться куда лучше.
Слабо себе представляю в Америке команды: ХК Брайтон-Бич или ХК Буревестник. Первые обязательно будут Рашенз, а вторые фандербердс.
Поэтому «Стальные Лисы» - и без того не айс, а вот Мытищинские Атланты или Кузнецкие Медведи - это за гранью. У нас почему-то к названию множественного числа прибавляют еще и прилагательное. Что, кстати, в Америке сильная редкость. Те примеры, которые есть, немногочисленны, плюс там оба слова очень лаконичны: Ред Уингз (2,5 слога), Блэк Хоукс (2,5 слога), Блю Джакетс (3 слога), Майти Дакс (3 слога). А сколько слогов в Мытищинских Атлантах? Столько. что мне даже лень было писать их название.
Вот тут ругают МХК, СКА-1946... Но лучше уж так, чем Гладиаторы или Пони.
Отличным примером новых названий являлся прошлогодний фарм ХК МВД - Шериф. Название подходящее куда лучше для основной команды. Чайка и Феникс - тоже ничего.
Поэтому, Новокузнецкий Металлург (у Магнитки все-таки история побогаче) можно смело переименовать в Сталевар или еще как. Да в ту же «Кузню». Все равно так все называют.
Название СЮ - не так уж плохо, кроме длины. Возможно, можно было сократить до имени. Без Юлаева. А вот СК им. Урицкого - это конечно мракобесие. Следующее название было не лучше - Итиль. А Ак Барс - оч удачная находка, конечно.
Пример отличного переименования - «Амур». Был Хабаровский СКА. Потом сезон или два стал «СКА-Амур». Потом отбросил лишнее. И никто уже не ассоциирует хабаровчан с армией. Не каждый-то и вспомнит об этом. А под нынешним названием команда играет всего 10 лет.
Сравните это с футбольными одноклубниками - ФК СКА-Энергия. Жуть!
А дерби-то какое у них с Владиком. СКА-Энергия - Луч- Энергия. Не только дальневосточное, но и энергетическое.
Да, проблема есть. Но на самом высоком уровне ее сложно решить. Ведь это наша история - пусть и несуразная. Поэтому рижане и минчане так держатся за свои названия. Притом, что благодатное время для переименований упущено. Кто успел, как Ава и Сева - тот молодец. Остальным же сейчас будет оч сложно что-то поменять.
Думаю, рано или поздно, проблема каким-либо образом решится. Это сейчас когда СКА на коне (простите за каламбур), уже становится как-то неудобно называть их младшим братом ЦСКА.
А в свое время СКА называли не иначе чем как «пони».
Да, всё-таки название должно состоять либо из одного не затасканного слова (у нас это, например, Витязь), либо из ёмких кратких двух слов (Ак Барс).
И вообще, важно ещё не только как команда называется, но и какая брендовая политика. Тот же Амур - неплохое название, но тусклая типичная сине-белая форма.. тогда как можно было бы взять «тигриные цвета» и сделать яркую эмблему с тигром. МХКашке сделали, правда форма всё равно сине-белая.
В общем, всё взаимосвязано.