7 мин.

Поэт левой ноги. История Лайама Брэди

Небольшой новогодний подарок всем любителям английского футбола от блога «Англия, Англия»: история Лайама Брэди, последнего настоящего британского распасовщика, замену которому «Арсенал» искал более пятнадцати лет.

Друзья, надеюсь вы меня простите.

Потому что я сделаю в материале исторического толка то, чего обычно в таких статьях не делают. Я буду проецировать события и факты на вектор личностного восприятия. Обещаю, что при этом я ничуть не искажу биографические элементы в рассказе, но ваши ощущения при прочтении могут быть двояки. Это может как помочь вам лучше понять меня и Лайама Брэди, так и начать раздражать к середине текста. Если что – неплохая биография ирландца лежит на сайте The Telegraph. Теперь моя совесть чиста. Теперь я могу начинать.

Футбол всегда был для меня искусством. С известными скидками, разумеется. Но в мире футбольных личностей, футбольных звезд и футбольных героев я смотрю на искусство как в зеркало.

Надо понимать ровно одну вещь – иногда, очень похожие вещи имеют под собой разную природу, разную цель и методу, разную ценность. Поверхностный взгляд губителен в таких вопросах, он убивает разумный подход и скрывает истинный смысл от широких масс. Может, оно и к лучшему.

Так вот, когда смотришь фильм Фассбиндера «Третье поколение» или «Аталанту» Виго, то прекрасно понимаешь, что у этих двух картин общее лишь цель и в большей части метод, а вот мотивы разные. Здесь тебя отбрасывает в сторону жизней авторов и их характеров.

Аналогично и с живописью, потому что картины, например, того же Баскья и Караваджо просто несравнимы и жизни у них тоже разные. И в литературе как бы красиво Камю не угадывал в каждой строчке «Падения» меня самого, книги Буковски для меня будут ценнее, потому что Буковски блажен и свят был своей жизнью, а Камю лишь словом, проживая жизнь французского буржуа своего времени. И каждый из этих творцов занимает свое особое место в истории искусства. И жизнь автора, ее сакральность – это всего лишь один из аспектов. Мгновенные восхищение, катарсис, и другие эмоции, которые несомненно являются лишь взглядом через призму собственного опыта, конечно же, важны, ведь они формируют первоначальный интерес к акту искусства, но само искусство более содержательно.

Искусство футбола абсолютно такое же. Несмотря на гениальные передачи Бочини, потрясающий бомбардирский дар Герда Мюллера и фееричность дара Йохана Кройфа именно Лайам Брэди останется для меня лучшим игроком 70-х годов. Вы спросите : почему это?

Да просто потому, что Лайам тоже был свят своей жизнью. Он олицетворял собой то, в чем футбольная Британия в то время нуждалась, нуждалась непередаваемо остро – Туманный Альбион должен был доказать миру, что он умеет играть в интеллектуальный футбол.

Я вынужден порушить сладкие иллюзии большинства – в английском футболе 70-х не было никакой романтики. Это был чрезвычайно контактный, лишенный эстетических замашек вид спорта, принадлежавший костоломам. Всего две или три команды в Первом Дивизионе пытались играть красиво, забавляя болельщиков на трибунах.

И Лайам в этом смысле был лучом света, выражением тонкой интеллигентности в пучине агрессии и жесткости. Он действительно умел пасовать – причем пасовать так, что даже мы, избалованные «Барселоной» и сборной Испании можем в полной мере оценить его гениальность.

Брэди был выпускником академии «Арсенала», как и его предшественник на троне примы болельщиков «Арсенала» Чарли Джордж. Впервые побывав на базе клуба в 13 лет, он был очарован и твердо решил, что хочет играть только за «канониров». Много позже Лайам вспомнит о начале своей карьеры такими словами:

Переехав в северный Лондон в возрасте 15 лет, уже в 17 Брэди заключил первый профессиональный контракт с клубом.

Лайам дебютировал в «Арсенале» 6 октября 1973, незадолго до этого Уильям Берроуз выпустил свой лучший европейский роман – «Порт святых» был сюрреалистично неправилен и неуместен, но оттого не менее великолепен. С Брэди было то же самое.

В тот хмурый промозглый вечер «Арсенал» играл с «Бирмингемом» и Лайам заменил Джеффа Блоки – крупного деревенского рубаку с лицом завсегдатая пабов, который походил скорее на регбиста, чем на футболиста.Лайам казался лишним на поле, он, худой семнадцатилетний паренек с блестящими от волнения глазами. Дебют не вышел удачным – молодой распасощик потерялся на поле и не смог проявить своих лучших качеств.

Следующий шанс Брэди получил неделю спустя, в дерби против «Тотенхэма», но и со второго раза ему не удалось влиться в футбол, который был ему чужд. До конца сезона 1973/74 он появился на поле еще 11 раз, причем лишь четырежды вышел в основом составе.

«Арсенал» угасал, от чемпионского состава и чемпионской игры не осталось и следа: Джордж Грэм покинул «Хайбери» ради атмосферы «Олд Траффорда» (решение, которое, кстати, не принесло ему никаких дивидендов), Чарли Джордж, этот своеобразный Джордж Бест для бедных, миновал пик своей карьеры и, несмотря на молодость, стал зауряднейшим игроком Первого Дивизиона – такие еженедельно месили грязь где-нибудь на «Вилла Парк», а не выигрывали чемпионские кубки. Почти та же судьба постигла некогда грозного флангового полузащитника Джорджа Армстронга.

К 1976 году Берти Ми отчаялся собрать новую боеспособную команду и подал в отставку. Пришедший ему на свете Терри Неил и подарил миру звезду по имени Лайам Брэди.

Брэди в составе «Арсенала»

Именно Терри Неил, а также вернувшийся в команду Дон Хоуи, приняли гениальное решение выделить в команде место свободному художнику. Да, в «Арсенале» того времени на поле выходило всего 9 человек, основным мотивом которых было оторвать ноги сопернику.

Команда росла и крепла, а ее скелетом был Лайам Брэди. Действуя по всей ширине поля, он играл неизменно умно – когда было необходимо, мог придержать мяч, подставиться под фол, провести распасовку с защитником; когда же было нужно было быстро закинуть мяч на ход форварду – делал и это, причем делал с легкостью и изяществом.

В период между 1978 и 1980 годами «Арсенал» трижды играл в финале Кубка Англии – лишь в одном финале Лайам смог показать свою игру и именно в том матче «Арсенал» и взял почетный приз. Конечно же, атака, которая привела к легендарному голу Алена Сандерленда на последних минутах матча, началась с шикарной передачи ирландца.

Специфическое празднование победного гола в финале Кубка с Аланом Сандерлэндом

Одна из лучших игр Брэди в майке «Арсенала» пришлась на дерби с «Тотенхэмом» 23 декабря 1978 года. Уничтожив команду противника в центральной зоне, Лайам подчеркнул свое превосходство голом красивым ударом в верхний угол ворот с угла штрафной. Тот матч закончился со счетом 5:0.

Между 1977 и 1980 годами он трижды был признан игроком года в «Арсенале», а в 1979 PFA признала его лучшим футболистом лиги.

О том времени и той команде Брэди вспомнит так:

В 1980 году Лайам Брэди ушел из «Арсенала» и переехал в Италию, где талантивого полузащитника давно хотел заполучить «Ювентус».

Почему он ушел?

Возможно, все дело в деньгах. А может быть, он просто устал. Устал он мясорубки Первого Дивизиона, устал получать в среднем пять десятков ударов по ногам за игру. Возможно, он уехал туда, где его манеру игры умеют ценить.

Для болельщиков «Арсенала» уход Брэди стал настоящей трагедией. Ее всю можно описать одним предложением, которым Ник Хорнби начал главу, посвященную Лайаму: «весь сезон я жил в страхе, что Лайам Брэди перейдет в другой клуб».

Лишь через 15 лет в «Арсенале» появится человек, который сможет взвалить на себя ношу Лайама Брэди, ношу распасовщика. Нелетучий голландец, которому хватит на это сил.

В составе «Ювентуса» вместе с Паоло Росси

Между тем, в Италии Брэди сопутствовал успех. С ходу выиграв два чемпионских титула и два кубка, он в третьем сезоне вынужден был покинуть «Юве» (причиной тому был недавно введеный ужесточенный лимит на легионеров и Брэди уступил свое место Мишелю Платини). Поиграв еще пять лет в итальянских клубах, Брэди вернулся в Англию, в «Вест Хэм», где и закончил карьеру в 1990 году.

По завершении карьеры Брэди не сидел на месте – уже в 1991 году он принял «Селтик», который и тренировал до 1993 года. Затем был «Брайтон» (1993-1995), а потом – «Арсенал», в который Лайам пришел в 1996 и не ушел до сих пор.

Он работает в юношеской академии клуба и во многом благодаря нему в «Арсенале» регулярно зажигаются такие звездочки как Эшли Коул, Дэвид Бентли, Киран Гиббс и Джек Уилшир.

p.s. С новым годом, друзья! 

И маленькое пожелание: не пейте, пожалуйста, слишком много. Вы нужны нам здоровыми. (с)