Что случилось на Гран-при Мексики: Ферстаппену подарили подиум, Хэмилтон – провал!
Все обгоны и быстрые мысли.
«Формула-1» прикатила в Мексику из Техаса на волне Ферстаппеномании: после уничтожения пелотона на Гран-при США (поул в спринте, победа в спринте, основной поул, основная победа) Макс сожрал добрую половину отрыва от лидирующих «Макларенов». Действующий чемпион и сюда приехал как фаворит, ведь трасса скорее подходила его «Ред Булл» (да еще и с обновлениями).
Место действия – очень своеобразный трек. Половина – техничная и медленная часть с высокими требованиями к прижимной силе на стадионе, а вторая – очень быстрая с длиннющей прямой в 1,2 км.

Такой расклад обычно требует разгрузки машины от прижимной силы, но с учетом расположения на 2286 метрах над уровнем моря эффективность аэрообвеса и так падает на четверть, потому выбор настроек и баланса для Мексики – один из самых сложных в календаре. Влияет и очень скользкий асфальт – ведь трек почти не используется между этапами «Ф-1».
Как же команды справлялись? Все привезли очень широкие корпуса для максимального охлаждения – которым даже пришлось подавать детали как «обновления».
● Например, очень широкие «жабры» кожуха мотора на «Феррари» вместе с раздавшимися воздуховодами задних тормозов;
● «Рейсинг Буллз» тоже привезли самый широкий корпус и область «бутылочного горлышка» в задней части для охлаждения и вентиляции. Таких экстремальных деталей в сезоне еще не использовали;
● Такие же изменения заметили на машине «Альпин»;

● Но больше всех выделился «Ред Булл». Помимо очень широких понтонов и корпуса с огромными жабрами (через которые аж просвечивал мотор) болид Ферстаппена снабдили обновленными деталями днища – ровно как и обещал советник по автоспорту Гельмут Марко. Также добавили и новые воздуховоды передних тормозов.
Машину Цуноды тоже здорово изменили – придумали, наконец, как закрепить новейшее и лучшее переднее антикрыло. Ферстаппен использовал его с Гран-при Сингапура, но деталей на болиде Юки не хватало для сборки всех комплектов новинок с Гран-при Великобритании (сказались частые аварии). Машина Макса за это время доэволюционировала до менее низкой подвески и меньшего дорожного просвета, потому детали для него просто не подходили и для второго болида. Теперь же инженеры нашли решение.
Квалификация: триумф Норриса
Постоянные колебания температуры трека и скользкое покрытие выстрелили сполна: гонщики постоянно ошибались. Многие машины настраивали под один уровень сцепления, а на деле выкатывались на другой. «Ред Булл» так и не собрал адекватный баланс, несмотря на обновления, – и Ферстаппен откатился за «Феррари», «Макларен» и «Мерседес».

Стабильнее и увереннее всех выстрелил Норрис - с кругом-жемчужиной. Его напарник и лидер чемпионата Пиастри провалился! Албона подвели тормоза. Температуры все же колебались очень прилично – трек остыл на 5 градусов по сравнению с третьей практикой, но остался с температурой на 7 градусов выше, чем при главной второй тренировке.
Тем не менее, в Мехико выгоднее стартовать со второго ряда и разбирать лидеров на первых прямых в слипстриме, хоть с поула гонку и выиграли 11 раз.
Перестановки перед гонкой: шинная дилемма и штраф
Карлос Сайнс опустился на 5 позиций еще из-за штрафа с предыдущего этапа в Остине – за столкновение с Антонелли.
Из-за рывка к первой точке торможения в 830 метров главной составляющей триумфа на Гран-при становится старт, а для него важны шины помягче – как доказал риск Леклера на этапе в Техасе. Однако температура асфальта предполагалась вообще до 52 градусов (на 10 градусов выше, чем в самой жаркой практике!), а значит, «софт» быстро начал бы перегреваться, скользить и деградировать – а слишком ранний пит-стоп чреват попаданием в трафик. Причем для трека вроде Мексики быстрый обгон – почти невыполнимая задача: вероятнее увязнуть в паровозе DRS.
В итоге в топ-10 все выбрали «софт», кроме Ферстаппена, Цуноды и Аджара – они взяли «медиум». К ним присоединились Сайнс, Бортолето и Гасли, а Албон и Колапинто выбрали аж самый жесткий «хард».
Норрис слишком быстро проехал прогревочный круг – последний Колапинто слишком отстал, и Ландо пришлось долго ждать, охлаждая шины. Хюлькенберг на прогревочном круге пожаловался на падение мощности и вибрации педали тормоза.
Старт и первые круги: хаос на старте, Ферстаппен скандально выиграл позицию, рывок «Хааса»
Топ-3 выдал одинаковый старт, Ферстаппен за ними обогнал Расселла в слипстриме, но заблокировал тормоза и вылетел с трека – вернулся все равно 4-м. Леклер тоже срезал трек и вышел на первое, но вернул позицию Норрису. В столкновениях, боданиях и возвратах позиций Бермэн взлетел на 6-е!
Цунода оказался впереди Пиастри.
Атака Ферстаппена при 4 машинах в ряд, Леклер заблокировал Хэмилтона – хаос!
Лоусон первым побывал в боксах на 3-м круге – повредил антикрыло.
На 6-м круге Ферстаппен срезал поворот и обогнал Хэмилтона, Льюис затем заблокировал колесо и тоже срезал, вернув третье место – а Ферстаппен заскользил и пропустил Бермэна! Расселл вообще свалился на 7-е.
С борта Бермэна выглядит особенно эпично.
К 9-му кругу Норрис укатил от Леклера на 3 секунды благодаря схватке позади. Инциденты между Хэмилтоном и Ферстаппеном поступили на рассмотрение стюардам. Лоусон сошел.
Пиастри только на 11-м круге сумел разобраться с Цунодой.
«Феррари» переключилась на езду накатом (раньше поднимать ногу с газа и позже разгоняться) уже на 12-м круге. Отрыв Норриса увеличился до 3,6 секунды.
К 13-му кругу «медиум» на болидах «Ред Булл» умер – раньше, чем «софт»!
И к 14-му кругу отрыв Норриса вырос до 5 секунд, а Ферстаппен отстал от Бермэна на 1,5 секунды – вывалился из зоны DRS.
Хэмилтон получил 10 секунд штрафа за инцидент с Ферстаппеном.
Первая половина гонки: стратегические шахматы первого пит-стопа, атаки «Мерседеса» на Ферстаппена
На 17-м круге Норрис уже выжал почти 7 секунд отрыва от Леклера. Ферстаппен на 5-м собрал целый паровозик из «Мерседесов» и Пиастри.
Сайнс рискнул и первым пошел на пит-стоп на 18-м круге – стартовал на «медиуме», но взял «софт». Следующим в боксы заехал Алонсо на 21-м круге.
На 22-м круге отрыв Норриса перевалил за 10 секунд. Бермэн отъехал от Ферстаппена на 2,5 секунды и держался в 3,5 секундах от Хэмилтона.
Антонелли поехал на пит-стоп на 23-м круге – вернулся на «медиуме» в трафик 13-м.
Хэмилтон последовал за «Мерседесом» на 23-м круге и отбыл штраф – вернулся на 14-м после Антонелли.
На 25-м круге в боксы заехали и Бермэн с Пиастри – «Хаас» вернулся перед Антонелли с преимуществом в секунду, а Оскар – за ними, но в секунде перед Хэмилтоном.
Расселл остановился за новыми шинами на 26-м круге – и вернулся прямо перед болидом Пиастри.
Мотор Хюлькенберга все-таки не выдержал напряжения гонки и сдался на 28-м круге. Сайнс получил 5 секунд штрафа за превышение скорости на пит-лейн.
На 29-м круге Норрис оторвался от Леклера уже на 14,5 секунды.
Бермэн закрепился на виртуальной подиумной позиции на 30-м круге – его преследовали «Мерседесы» с отставанием 1-2 секунды. Позади них все еще ехал Пиастри. Главный герой гонки обогнал Цуноду без пит-стопов – и сорвал овации отца и команды.
Леклер доехал до боксов только на 32-м круге и вернулся 3-м. Ферстаппен остался 2-м с отставанием от Норриса в 29 секунд – Ландо наработал себе пит-стоп за полгонки.
Лидер Норрис заехал в боксы ровно на середине гонки на 35-м круге – нереальный отрезок на «софте». «Макларен» выдал обычный по скорости пит-стоп в 2,6 секунды, и Ландо спокойно остался в лидерах с преимуществом в 7 секунд.
Вторая половина гонки: Бермэн обороняет первый подиум «Хааса» от «Мерседеса» и «Макларена»
Алонсо сошел на 36-м круге.
Цунода заехал в боксы только на 38-м круге – и его обслужили за 12 секунд, Юки упал на 15-е. Ферстаппен тоже заехал в боксы на том же круге и вернулся 8-м на «софте» – позади Хэмилтона со штрафом!
На 39-м круге Расселл уже с матами пятый круг подряд требовал позицию у Антонелли – чтобы побороться за подиум вместо того, чтобы отдавать позицию Пиастри.
Буквально «у меня «Макларен» в жопе.
И только на 41-м круге Антонелли поступил приказ пропустить Расселла – и на 42-м круге Джордж вышел вперед. Хотя температуры его задних покрышек уже «взлетели до небес» по оценке его гоночного инженера – в процессе погони и обороны от Пиастри одновременно.
На 44-м круге отрыв Норриса вырос до 20 секунд. Бермэн все еще ехал третьим в двух секундах от Расселла. Джордж не сумел сразу же догнать «Хаас» – «Мерседес» сжег его шины.
Ферстаппен настиг-таки Хэмилтона на 46-м круге – за 8 петель.
«Макларен» зазвал Пиастри на 47-м круге в боксы «для обгона Антонелли» – но это вновь оказался обман, как и на всех предыдущих Гран-при, и он вновь не сработал.
А Ферстаппен на 47-м круге с первой попытки разобрался с Хэмилтоном и оказался в двух секундах от Пиастри.
Но на 48-м круге Пиастри, Антонелли и Хэмилтон синхронно заехали в боксы! «Мерседес» проиграл гонку – выдал смену шин в 4,6 секунды, и Оскар вышел вперед. Но на 7-й позиции – в двух секундах позади Окона и в 25 секундах за Ферстаппеном. Макс оказался 5-м в 3,5 секундах от Расселла.

Расселл и Бермэн заехали на пит-стоп синхронно на 49-м круге – и «Хаас» сохранил отрыв в 2,8 секунды, но выпустил Ферстаппена на 16 секунд.
Завершение: погоня Ферстаппена за Леклером, битва «Хааса» с топами за место в пятерке
На 54-м круге Расселл все-таки настиг Бермэна на свежих шинах.
Сайнс получил еще один штраф за превышение скорости на пит-лейн – на этот раз проезд мимо боксов. Карлос жаловался на сбой электроники в машине.
Ферстаппен к 57-му кругу сократил отрыв от Леклера до 8 секунд, Бермэн остался позади в 14,7 секунды, но сбросил Расселла.
А на 60-м круге Пиастри наконец выдал точнейшую хирургическую атаку на Расселла – и точно попал на апекс и объехал Джорджа.
Антонелли тут же потребовал свою позицию обратно.
На 62-м круге Ферстаппен оказался уже в 4 секундах от Леклера.
На 63-м круге Бортолето обогнал Аджара и забрал последнюю очковую позицию.
На 64-м круге Расселл вернул позицию Антонелли.
На 66-м круге – за 5 кругов до финиша – Ферстаппен уже видел Леклера и ехал в 2,5 секундах. На 68-м круге Макс уже взломал 1,5-секундную отметку.
На 69-м круге Пиастри влетел в зону DRS Бермэна.
На 70-м круге Сайнс остановился на стадионе и вызвал двойные желтые, отключив одну из зону DRS. И через полкруга включился режим виртуального сэйфти-кара – сорвав атаки Ферстаппена и Пиастри.

А на финальную часть 71-го круга гоночный режим все-таки включился! Но на стадионе обогнать было уже невозможно – Норрис выиграл с умопомрачительным отрывом в 30 секунд. Леклер удержал вторую позицию, а Ферстаппен все-таки подобрал подарок в виде подиума.
Бермэн подобрал повторение лучшей позиции в истории «Хааса» – и это настоящий прорыв для пилота программы «Феррари». Американская команда вообще оформила двойной очковый финиш.

И, конечно, Оливер взял титул гонщика дня.
Быстрые мысли: «Макларен» мощен и без обновлений, Ферстаппен мастерски собирает ошибки конкурентов
Гран-при Мексики на деле показал, почему «Макларен» не обновляет, несмотря на все новинки «Ред Булл» и опасения Ферстаппена. Потенциал у MCL39 остается достаточно большим – команде нужно просто мобилизоваться на мостике, а гонщикам – выдавать действительно чемпионские выступления, чтобы сохранять шансы на реализацию преимущества в очках.
«Макларену» удалось подобрать комфортный для Норриса баланс, и Ландо вновь вернулся к стадии уверенной реализации своих возможностей – ему это особенно удается, когда напарник не задает слишком высокий ориентир, а остальные соперники не дотягиваются до оранжевого болида при каждом выезде. Пиастри же всегда чувствует себя некомфортно на скользком треке с низким механическим сцеплением – оттого предпочитает не рисковать. А с уплотнившимися результатами нынешней «Ф-1» это стоит ему все больше позиций.
Итог – смена лидера в зачете пилотов.

«Ред Булл» обновил машину и вроде бы сделал шаг вперед в смысле окна настроек и общей скорости, но не сумел собрать все нужные детали под переменчивые температурные условия Мексики. На радостях от нового днища болид опустили к асфальту слишком сильно и перестарались – вместо буста прижимной силы получили удары и перебои со сцеплением в ключевых поворотах, а мягкая подвеска только усугубила. Но Макс мастерски собрал ошибки и подарки конкурентов – ему просто отдали полгонки в комфортных условиях чистого воздуха, и такое пилот уровня чемпиона не отдает.
«Феррари» меньше всех пострадала от постоянных колебаний температур – обновленная подвеска все-таки помогла держать механическое сцепление под контролем и включать покрышки ровно когда нужно. Также Скудерия наконец завершила цикл исправления тормозов и их охлаждения – удалось даже дать пилотам инструмент по лучшим замедлениям, хоть и ценой жертв на разгонах. Но улучшить позиции на старте не удалось, а дальше уже Хэмилтона подбили персональные ошибки.
Но результата хватило для перестановок в битве за Кубок конструкторов!

«Мерседес» собрал лучший доступный набор настроек – ведь на этот раз Расселл опередил «Ред Булл» в квале. Просто теперь «Макларен» и «Феррари» ошиблись меньше, а «Мерседес» больше всех пострадал от грязного воздуха при низком механическом сцеплении.
«Рейсинг Буллз» пострадали от разделения векторов настроек: если болид Аджара хорошо перенес падение температур, то машина Лоусона внезапно вылетела из рабочего окна и скользила на быстрых кругах. Все-таки у классной управляемости белого болида есть свои пределы.
«Уильямс» не сумел капитализировать удобную трассу: Сайнса подвел штраф с предыдущего Гран-при, а Албона далеко отбросили проблемы с тормозами еще до старта.
«Хаас» после финальных обновлений больше не пассивный ждун проблем у пелотона – скорость на одном круге действительно выросла, а знания работы покрышек позволяет подбирать промахи конкурентов. Бермэн при этом смотрится стабильнее и в квалификациях, и в гонках. Окон обычно списывает все на проблемы с машиной, но даже это показательно: теперь именно новичку достаются лучшие детали, и именно он – пилот №1. И да, американцам удалось обойти «Заубер» – который, как казалось после подиума Хюлькенберга, улетел за пределы досягаемости.
«Астон Мартин» не имел шансов на трассе с низким уровнем сцепления и одновременно длинной прямой. Алонсо все-таки не настолько чудотворец.
«Заубер» хорош на трассах, где условия более «обычные» – Мексика оказалась слишком экстремальной. А еще большинство соперников тоже доделали машины, и зелено-черный болид потерял полшага преимущества. Зато операционный уровень команды остался на прежнем околотоповом уровне – и Бортолето смог урвать очки после ошибок конкурентов.
«Альпин» просто ждет Бразилии, где трек позволит раскрыть хоть какие-то сильные стороны машины.
Следующий раунд – Гран-при Сан-Паулу в Бразилии 7-9 ноября. Там Норрис уже терял шансы на титул, а Ферстаппен оформлял гениальный дождевой прорыв к чемпионству – как же все сложится теперь?
Что еще почитать о Гран-при Мексики?
Поул Норриса – жемчужина квалы «Ф-1» в Мехико. «Феррари» следом, Пиастри провалился
Расклады на титул «Ф-1»: Ферстаппен реально фаворит на оставшихся трассах?
«Макларен» боится Ферстаппена, но не обновляет болид. На что они надеются?
Ферстаппен – триумфатор года даже без титула «Ф-1». Вместо ненависти публики – овации
«Ф-1» в Мексике обращается в карнавал – День мертвых! Самый красочный этап года?
Экскурсия по фону для «Ф-1» в Мехико: как там смотрят гонку и развлекают












































