17 мин.

Быстрые мысли о финале и сезоне «Ф-1»: Пиастри и Ферстаппен воссияли, но титул у Норриса

Резюмируем Гран-при Абу-Даби.

Финал «Формулы-1» на Гран-при Абу-Даби виделся катарсисом мечты: три претендента, 16 очков разрыва между первым и третьим местами, равенство по победам… Подобного не было с 2010-го, и казалось, будто триумфатор гонки заберет все, но в реальности у Ландо Норриса сразу было преимущество: ему достаточно было финишировать на подиуме. Остальные сценарии для Оскара Пиастри и Макса Ферстаппена мы расписывали здесь – вместе с нюансами трека.

Квалификация выдалась суперплотной: топ-15 во втором сегменте уложились в 0,37 секунды, топ-18 в первом – в 0,8 секунды! Такой близкой и равной «Ф-1» не была еще никогда.

И закончилась она самым комфортным образом для «Макларена»: Ферстаппен взял поул, а Норрис остался на первом ряду на менее рисковой позиции. Третьим стал его напарник Пиастри – а значит, не требовалось даже кого-то жестко атаковать или обороняться: Ландо достаточно было не завалить срыв с места совсем, отпустить напарника сражаться с «Ред Булл» за победу (которая позарез требовалась обоим) и нырнуть в его слипстрим для сохранения подиума.

Все события финальной гонки круг за кругом можете понять из нашего детального онлайна.  А здесь – результаты:

Главный момент гонки

Оскар Пиастри обогнал напарника на равной технике. На первом круге. В битве за подиум. На жестком «харде» против «медиума». По внешней траектории!

Вау! И этот момент переопределил стратегию обеих команд на гонку: Ферстаппена больше не было смысла тормозить соперников, а Пиастри мог давить на Макса и параллельно увозить Норриса от остальных, чтобы Ландо не потерял подиум и титул.

Быстрые мысли по развязке и сезону

«Макларен»: внезапный отказ от равенства в команде

Лидер сезона перед финалом поменял «правила папайи» на 180 градусов: вместо полной открытости – разные настройки и отказ от обмена данными между гаражами Пиастри и Норриса. Оскар и Ландо больше не видели чужую телеметрию, стороны отказались от синхронизации по потенциальным проблемам. Также Зак Браун заранее объявил и о готовности применения командой тактики для помощи пилоту с наибольшими шансами на титул к моменту финиша заезда – то есть Норрис и Пиастри сходу оказались в ситуации, когда кому-то из них пришлось бы уступить дорогу.

В этой обстановке Ландо справился чуть-чуть лучше. Атаковал весь уик-энд вплоть до выезда из боксов во время практик, пока Оскар придерживался фирменного спокойного подхода – и выжал дополнительные 0,04 секунды преимущества.

В гонке «Макларен» сделал все, чтобы устранить возможные сложные моменты: Пиастри даже выдали самый жесткий и труднопрогреваемый «хард», чтобы Оскар не занимался торпедированием в первых поворотах, и вообще разделили стратегию. Но австралиец показал, почему лидировал и почему заслуженно котируется как потенциальный чемпион: выдал абсолютно шикарный мощнейший обгон по внешней.

«Ред Булл»: сделал все для победы

Ферстаппену требовалось побеждать в гонке и надеяться на проблемы Норриса, и команда предоставила Максу все возможное: вернула свежий мотор из Бразилии (снятый на Гран-при Катара из-за беспокойств за надежность), сумела перенастроить машину за трудную ночь с пятницы на субботу перед квалой и даже воспользовалась помощью Цуноды, который раздал слипстрим в третьем сегменте квалификации.

Макс затащил на поул. Затащил старт. И гнал как мог. Цунода тормозил Норриса после волны пит-стопов два круга подряд, но с задачей не справился, хоть и вывозил претендента на титул с трека – чтобы тот обогнал за белыми линиями и подставился под штраф.

В итоге штраф получил сам Юки. Впрочем, он хотя бы попытался – в последнем Гран-при за «Ред Булл».

Идеальный итог с восьмой победой подчеркнул драму сезона: Макс в итоге выиграл больше, чем Норрис или Пиастри (8 побед против 7 у каждого из пилотов оранжевых), но очкового запаса лидеру «Макларену» все-таки хватило. Оранжевые нарабатывали отрыв именно в моменты глубочайшего кризиса «Ред Булл» – лучшее доказательство важности стабильности на всей дистанции 24 Гран-при. Но эра граунд-эффекта в «Ф-1» завершается ровно так, как начиналась – превосходством «Ред Булл» и Ферстаппена.

«Мерседес»: пытался вмешаться в битву за подиум, пара ошибок все развалила

Немецкая команда завершила сезон весомой третьей силой пелотона с претензией на большее: под занавес объем данных с давно обкатанных деталей позволил лучше разобраться во всех капризах машины и собирать настройки под любой трек. Потенциал оказался на уровне «Макларена» благодаря скорости на прямых и в среднескоростных поворотах, а мостик с Расселом даже выдумали интересную стратегию на квалу и выехали прямо в слипстрим Ферстаппена. Джордж вроде бы мог попасть в топ-3 и вмешаться в титульную схватку, но… ошибся на третьем секторе. А затем слишком агрессивно стартовал, столкнулся с пробуксовкой и едва превзошел Алонсо.

Завершающий Гран-при можно назвать и примером всего сезона: «Мерседесу» постоянно не хватало пары последних ингредиентов, чтобы обернуться стабильной грозной силой и претендентом на победы. То время и силы уходили на адаптацию Антонелли, то не хватало общей скорости, то команда свернула не туда с обновленной подвеской и заново перестраивала работу с настройками и симулятором после отказа от апгрейда, то вмешивались небольшие личные помарки – которые в настолько плотной «Ф-1» теперь стоят по 3-4 позиции. И когда ситуация стабилизировалась – оказалось, что «Ред Булл» рванул еще сильнее. Импульса немецкой команде хватило только на второе место в Кубке конструкторов (ведь напарник Ферстаппена почти не набирал очков, а «Феррари» утонула).

«Феррари»: завершила сезон!

Скудерию подвела тяга докручивать настройки даже когда каждый новый набор ухудшает управляемость. Публичное давление, ожидания и отзывы пилотов не отпускают и заставляют бригады из Маранелло рыскать в поисках серебряной пули вплоть до включения режима закрытого парка – и все равно машину Леклера болтает с каждым выездом все сильнее, а Хэмилтон теряет все улучшения и вылетает далеко за пределы топ-10.

В гонке Скудерии повезло с проблемами «Мерседеса», а удачная стратегия с двумя пит-стопами немного подсластила горький вкус от финала. Но порадует ли это Маранелло?

Сезон можно сравнить с любом финальным Гран-при в исполнении Скудерии. Начали с машиной приемлемого базового потенциала, но очень норовистой, быстро поняли невозможность догнать «Макларен» и переключились на аэродинамику под 2026-й, но все равно зачем-то сохранили процесс доработки днища и новой задней подвески аж до самой финальной трети сезона. Причем только первые улучшения делали болид лучше – дальше наступила стагнация, а с нарастанием конкуренции «Феррари» начала проваливаться все чаще и сильнее. Финиши в топ-6 сменились борьбой за топ-10, катастрофические отзывы в итальянских медиа и общая удрученность итогом вызвали желание показать «смотрите, как мы тут работаем!», а глубокий нырок в эксперименты приносил только ухудшения. Хэмилтон еще за несколько этапов до финиша мечтал только о финале сезона – и, наконец, он завершен.

Единственное светлое пятно – победа в командном зачете скоростных пит-стопов: бригада Скудерии возглавляла этот рейтинг чаще остальных. Хоть в чем-то прогресс! И жертвы ради аэродинамического развития болида-2026 не прошла без смысла: шасси уже прошло первые крэш-тесты. Теперь с ним можно работать на стенде – здесь «Феррари» в топ-3 самых продвинутых (еще «Альпин» и новичок «Кадиллак»).

«Уильямс»: настоящий прорыв года

Если бы Абу-Даби стоял в середине сезона, то синий болид выглядел бы очень опасно. Но на таком сбалансированном треке, знакомом всем командам, его успели достать – у всех команд накопилось достаточно информации по их обновлениям и сильным сторонам. В моменте потенциал соперников и форма их пилотов перевесили Албона и Сайнса на пары десятых.

Однако год «Уильямса» точно можно назвать триумфальным. После почти сорванного участия в тестах в 2024-м и старта на машине с сильным перевесом легендарная английская команда наконец собрала машину вовремя. И главное – наконец смогла сделать чуть более сложный болид, чем просто ракету с крылышками, но которую все равно отлично понимали и пилоты, и технический штаб. В результате практически на каждый этап «Уильямс» выкатывал умный и точный набор из настроек и стратегии и максимизировал все шансы на очки – кроме редких случаев личных ошибок типа аварий, вылетов с трека или заваленных кругов в квалах. Все-таки даже в «Ф-1» участвуют люди.

«Рейсинг Буллз»: прорыв года №2?

Главная фишка белого болида – примерно одинаковая хорошая управляемость в любых типах поворотах на большинстве трасс. Но потому результат сильно зависит и от формы пилотов, и от сцепления, и от автодрома – если условия благоволят конкурентам, Аджару и Лоусону уже не так просто выстрелить на потенциальные позиции в топ-10. Особенно если команда подводит со стратегией пит-стопов или выезда в квалификации.

Вот и в Абу-Даби все удалось собрать только Аджару, и то только в квале.

Результат всего сезона же можно назвать настоящим прорывом для второй команды «Ред Булл». Когда головной завод запускал ребрендинг и переосмысление «молодежки» как команды-сестры, то поставил цель создать «лучшую и самую эффективную чисто гоночную организацию по соотношению затрат и результата». Пусть позиция в 2025-м и не самая высокая за всю историю ее существования, но цель наконец достигнута – «Рейсинг Буллз» бьется на равных с обладателями бюджетов вдвое больше, вышла на самоокупаемость и получает предложения о приобретении за $2 млрд (и «Ред Булл» отказывает!).

Точно номинация на лучший рывок года №2 – после «Уильямса».

«Заубер»: достойный финал с именем легендарного частника

Недавняя худшая команда пелотона собрала сбалансированный пакет: неплохая прижимная сила, приемлемая скорость на прямых, достойный контроль над износом шин. Трековую бригаду тоже улучшили: пит-стопы вышли на скоростной уровень, стратегически «Заубер» тоже временами презентовал смелые тактики на гонки и квалы.

Но все-таки пока команда еще на стадии строительства, и далеко не безошибочна. Иногда фэйлят пилоты, иногда просчитывается мостик, иногда конкуренты оказываются слишком сильны. В Абу-Даби собрались все факторы понемногу: Хюлькенбергу завалили стратегию с тремя быстрыми кругами, он не успел прогреть шины и утонул в подвале пелотона. Бортолето же собрал решающий быстрый круг и закончил сезон в квалах впереди ветерана Нико – 12:11.

Но стратегия помогла вернуться в топ-10.

Абу-Даби увенчал историю «частного имени «Заубер». Команда уже 1,5 года принадлежит «Ауди», но превращается в полноценную заводскую только с 2026-го – сейчас они фактически еще соревновались как небольшая гоночная организация со средним бюджетом и ресурсами. Для такой команды разворот выглядит титаническим: худшая машина и трековая бригада резко прибавили буквально в первой трети 2025 года, удалось рвануть во главу середняков, взять подиум для Хюлькенберга на его 239-м Гран-при и сохранить импульс до самого финиша. Это достойные проводы имени «Заубера» перед переходом в новую жизнь.

«Астон Мартин»: жертва роста конкуренции и быстрого развития

Зеленая команда приехала в Абу-Даби с мечтой побыстрее уже закончить сезон и перейти к полноценному заводскому статусу с новым поставщиком топлива, собственным мотористом и сделанным с нуля шасси на новой базе без «наследия» скелета предыдущих лет. Отношение к финалу демонстрировала первая практика: ее фактически продали двум рента-драйверам (Джеку Кроуфорду и обладателю 0 очков и худшего результата в последних сезонах «Ф-2» и «Ф-3» Киану Шилдсу).

После такого подхода к тренировкам «Астон Мартин» реально удивил квалой Алонсо в топ-10: команде внезапно удалось настроить болид с прижимной силой под все трековые виражи и нюансы, а колебания сцепления по ним не ударили. Видимо, минимизация полезных данных позволила отказаться от экспериментов, которые обычно отбрасывали зеленую машину в категорию «неуправляемых» – и собрать базово комфортный вариант. Там же Фернандо и остался – воспользовался фэйлами конкурентов. И завершил-таки в топ-10 общего зачета!

Но в остальном Гран-при Абу-Даби подчеркнул общую динамику года. «Астон Мартин» просто не смог прогрессировать, поскольку внетрековые перемены сломали стабильность и последовательность развития. Машину 2025-го радикально переделали на технологиях новой супербазы за 250 млн, но ее «ДНК» предыдущих лет и устаревшего оборудования не удалось полностью совместить с прогрессивными инструментами. Когда в эксплуатацию вошла новая аэротруба, стало даже хуже: сломалась вся корреляция данных между заводом, треком и симулятором, и потому команда ударилась в эксперименты. Вот почему возникла критика симулятора и соответствующего отдела со стороны нового босса Эдриана Ньюи.

Не помогли и постоянные перестановки в руководстве и техштабе. Владелец и миллиардер Лоренс Стролл постоянно давил в ожидании прогресса, и только за этот год в роли технического директора бывшая звезда «Ред Булл» сменилась на переманенного из «Феррари» Энрике Кардиле, а в общем руководстве управление взял Ньюи. Бывшего шефа (и некогда главу моторов «Мерседеса») Энди Кауэлла отправили в координаторы между шасси, моторами и топливом.

Команда фактически разбилась на несколько подразделений: проект-2025, проект-2026, проект «готовим новое оборудование». Все это – при постоянной смене стратегий, руководителей, при экспериментах над техникой и под давлением владельцев.

Тем временем конкуренты по пелотону решили застаревшие проблемы. Топы спрогрессировали и вновь уехали от середняков в аналог «большой тройки», но и в целом возможности уравнялись и ужасно уплотнились. «Астон Мартин» больше не мог тащить только на базовом качестве болида, а необходимость экспериментов и перестройка на ходу разбалтывала стабильность результатов.

Постоянный набор очков, попадание в топ-6 и битва за 6-е место Кубка конструкторов в таких условиях – уже подвиг.

«Хаас»: обретение твердой основы существования и видения будущего

Американская команда позже всех обновляла болид и концентрировалась на 2025-м, поскольку в середине года приняла волевое решение отказаться от полного переключения на 2026-й, пока ФИА и «Ф-1» не согласуют регламент полностью. Это уникальный подход в пелотоне – и как минимум на нынешний год он оправдался, поскольку помог сконцентрироваться на достижимых результатах и несколько раз стрельнуть в топ-5.

Гран-при Абу-Даби стал завершающим штрихом: даже в последнем этапе года «Хаасу» удалось добиться мелкого прогресса и вернуть-таки болид Окона к жизни в квалификациях. Всю осеннюю часть сезона француз жаловался на туманные «технические проблемы» по субботам – казалось, его технику настраивают слишком консервативно ради контроля над износом покрышек. И теперь баланс наконец найден – дополнительное доказательство прогресса трековой команды: она все лучше знает, что делает. Двойной финиш в очках – достойный финал.

С новым шефом Комацу еще с прошлого года сконцентрировались на стабильном развитии тех компетенций, что у них уже есть (по работе с шинами, настройками и пилотами) и постепенной интеграцией новых возможностей от партнерства с «Тойотой». Впервые удалось производить рабочие новинки – которые действительно улучшали машину раз за разом именно в слабых и проседающих местах. Это огромный прогресс и большая разница по сравнению с предыдущими годами – и с смысле философии, и результата.

Теперь самая бюджетная и распределенная команда наконец входит в новый регламент с твердым фундаментом. Это главный вывод и завоевание 2025-го.

«Альпин»: финал страданий с французским мотором

Бывшая заводская «Рено» наконец закончила эру работы с собственным двигателем – ровно так же, как и шла вся вторая половина сезона. Фирменная силовая установка уступала 20-30 л.с. конкурентам, и нехватку либо приходилось компенсировать через шасси, уменьшая прижимную силу и рабочее окно болида, либо концентрироваться на поворотах и забыть о трассах с высокими требованиями к мощности. Абу-Даби же как раз из таких.

«Альпин» не обновлялась с мая и давно прописалась на дне пелотона – удачные результаты в виде попаданий в топ-10 выдавались только на подходящих треках и при капитальных провалах соперников. Когда же их случалось меньше, обе лазурно-розовые машины занимали позиции в хвосте – ровно как в Абу-Даби.

Колапинто после продления контракта на следующий год вообще доезжал в режиме «как можно осторожнее и без риска» – видимо, чтобы минимизировать потенциальные аварии и поломки, дожать остатки склада с уже готовыми деталями, не тратиться на новые запчасти и сэкономленные средства потолка бюджетов тоже пустить на 2026-й. Ведь из-за раннего старта тестов первые версии новых болидов с набором деталей должны быть готовы уже к концу этого года – и пойдут в счет расходов за 2025-й.

Но теперь их мучения окончены. Дальше их ждет уже омологированное шасси на 2026-м с мотором «Мерседеса». В него вложили все ресурсы этого сезона.

Следующий сезон с революционным регламентом начнется уже 15 января с двойной презентации ливрей команд «Ред Булл» и затем 26 января на первых тестах в Барселоне! Уже ждете?

Что еще почитать о Гран-при Абу-Даби и развязке сезона?

Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Rudy Carezzevoli, Mark Thompson, Peter Fox, Clive Mason