8 мин.

Норрис, Ферстаппен или Пиастри? Слабости и сила героев титульной битвы «Ф-1»

Сравниванием претендентов.

«Формула-1» подарила фееричную развязку в 2025-м: впервые за 15 лет перед последним Гран-при на титул претендуют трое.

Преимущество у Ландо Норриса – задел в 12 баллов над четырехкратным чемпионом Максом Ферстаппеном. Оскар Пиастри отстал на 16 очков.

В розыгрыше осталось 25 очков – столько получает победитель заезда, а пилоты со второго по десятое места получают следующие баллы: 18-15-12-10-8-6-4-2-1.

Разрыв кажется еще комфортным: Норрису хватит места на подиуме.

Однако «Ф-1» в этом году удивляла множество раз. И в финале обстановка всегда более нервозная: моторы и детали уже изношены, персонал и механики утомлены сезоном в 24 этапа, тремя Гран-при подряд и долгим перелетом из Вегаса, а напряжение растет и растет. Каждого из фаворитов может подвести даже незаметная мелочь – и расклады вновь изменятся.

Но кто же из них достойнее всех выглядел по ходу сезона? Что нужно знать о претендентах на корону в 2025-м?

№1: Ландо Норрис («Макларен»): 26 лет, Великобритания

Чемпион «Ф-3» и вице-чемпион «Ф-2», проводит за «Макларен» седьмой сезон и уже побил рекорд по количеству Гран-при за легендарную английскую команду (152 этапа).

«Макларен» сейчас сильнейший в «Ф-1» – досрочно выиграл второй Кубок конструкторов подряд. У них лучший болид, и вопрос титульной разборки во многом дожил до финала потому, что у оранжевых два сильных пилота с претензиями на титул. Команда обеспечила полное равенство и старается не вмешиваться в происходящее на треке – иногда ценой затянутых решений и потерянных очков.

Ландо – важный фактор восхождения «Макларена». Он пришел в «Ф-1» как будущая суперзвезда и наследник Хэмилтона, быстро завоевал любовь фанатов (за пару лет запрыгнул в топ рейтингов самых популярных пилотов и постоянно рубится за это звание с Ферстаппеном), победил Дэна Риккардо.

Но «Макларен» долго перестраивался, и победы не приходили до 2024-го. И только сейчас Норрис всерьез вошел в битву на титул – в предыдущие сезоны он чаще оставался претендентом на подиумы, а в 2024-м лишь обозначил погоню за №1 Ферстаппена.

В этом году Ландо выиграл семь раз. Но его все еще не назвать стабильным: пилотаж очень зависит от психологического состояния и уверенности в машине. У него не всегда получается выжимать максимум под давлением и в переменчивых условиях. В режиме «атаковать или побеждать сейчас» Норрис в половине случаев перебирал с риском в квалификациях и гонках, допускал ошибки, проигрывал старты и поулы, терял время при попытках обгонов.

Ландо остается очень быстрым пилотом с мастерскими интуитивными способностями укрощать машину при низком сцеплении. Он почти не попадает в аварии. Его пилотаж – очень бережный для техники и покрышек. Но раскрывается в основном в идеальных условиях и в режиме серии очень быстрых кругов. И способности Норриса ограничены потенциалом болида.

Шансы на успех у Ландо все равно наивысшие: преимущества по очкам хватает, чтобы просто доехать на подиум без риска. Потенциала болида хватает минимум для первого ряда почти на каждом Гран-при, а главная опасность сейчас – личный психологический провал.

Но есть опасность и со стороны командного мостика: там опять могут сыграть в равноправие и затянуть с пит-стопом или любым другим стратегическим решением из-за нерешительности и нежелания вмешиваться. Бригада пит-стопов по ходу сезона тоже подводила на каждой второй остановке.

Норрис в некотором смысле – аватар всего «Макларена». Команде удалось-таки взять титул, и у Ландо тоже должно наконец получиться.

№2: Макс Ферстаппен («Ред Булл»): 28 лет, Нидерланды

Четырехкратный и действующий чемпион мира. Обладатель бесчисленных рекордов, сравнений с Сенной и Шумахером, уже признан одним из лучших пилотов в истории. Единственный отец из топовой тройки.

Он выступает за «Ред Булл» – недавнего доминатора, переживающего болезненную перестройку. За последние два сезона команда потеряла босса, главного конструктора, половину топовых инженеров, менеджеров, стратегов и механиков. Постоянные слухи об уходе курсировали и вокруг самого Макса. Уровень болида тоже снизился на старте 2025-го – RB21 оказался труднее в настройке, управлении и укрощении. Норовистая техника стоила Ферстаппену множества шансов на новые подиумы и победы.

Ситуацию удалось развернуть только после летнего перерыва. Команда перешла от философии опоры на симулятор и данные с базы к философии опоры на отзывы Ферстаппена и его трековой команды. Болид смогли стабилизировать, расширили окно настроек – и Макс вновь полетел к победам. Сейчас у него уже 7 выигранных Гран-при – как и у соперников – и явное психологическое преимущество за счет внезапного возвращения в схватку после отыгрыша 104 баллов.

Сильные стороны все еще при Максе: он по-прежнему невероятно быстр, остр и точен в управлении рулем, вычерчивает идеальные траектории при практически любом сцеплении, выдает мегакруги в квалификациях и мегаотрезки в гонках. Еще одна сильная сторона «Ред Булл» – стратегический штаб: их тактика и планы на Гран-при часто оказываются лучшими.

Слабости остаются прежними: Макс все еще временами взрывается от злости на несправедливости (по его мнению) и тогда склонен агрессивнее атаковать и захлопывать калитки. Также у «Ред Булл» фактически нет второго пилота для помощи лидеру во главе пелотона.

Какие у него шансы? Без катастрофического сбоя у Норриса – достаточно призрачные. Возможности машины могут помочь Максу с поулом в Абу-Даби, чемпион чаще всех выигрывает старты и удерживает лидерство, а потому вполне способен одержать победу. Только из-за очкового расклада «простое» первое место принесет только моральное удовлетворение. Если Норрис финиширует на подиуме, Макс присоединится к редкой когорте пилотов, проигравших титул с преимуществом по выигранным Гран-при.

А если чудо все-таки случится и Ферстаппен станет пятикратным подряд, то повторит уникальный рекорд Михаэля Шумахера. Причем Красный барон добрался до своего достижения в 35 лет – и у Макса останется много времени, чтобы перебить еще парочку рекордов.

№3: Оскар Пиастри («Макларен»): 24 года, Австралия

Чемпион «Ф-2» и «Ф-3» в дебютные сезоны, выпускник академии «Рено»-«Альпин» и главный герой одного из самых скандальных трансферов 2020-х. В 2022-м французская команда объявила его боевым на смену Фернандо Алонсо – а парень написал внезапный твит в стиле «неа, не буду за вас гоняться» и ушел в «Макларен». Тогда казалось, будто Оскар поставил на кон всю судьбу в «Ф-1» – ведь если не преуспеет, с таким конфликтным гонщиком никто связываться больше не решится.

Оскар преуспел. Поехал лишь чуть медленнее и стабильнее Норриса в первый же сезон. Впервые поднялся на подиум в спринте 12-го Гран-при и выиграл впервые в спринте 17-го Гран-при. Дебютную полноценную победу одержал на 35-м Гран-при – в 2024-м, всего на пару этапов позже Норриса.

И в 2025-м с первых же заездов закрепился в роли полноценного претендента на титул. Причем большую часть сезона – до Гран-при Италии – Оскар вообще выглядел фаворитом с комфортным очковым отрывом. Его стабильность и подход «ищу самый быстрый темп, при котором можно поменьше рисковать» оправдывался, пока Норрис страдал от сражений с психологией и капризами болида, а «Ред Булл» искал способы исправить машину.

Однако на финальную часть сезона выпал неудачный отрезок: неудобные трассы с низким уровнем сцепления не позволяют Оскару реализовывать плавный и точный стиль пилотажа. Соперники как раз подтянулись – если в начале года неудачные круги стоили Пиастри только первого-второго мест, то в финале он оказывался уже и за пределами подиумов. Не помог и сход в Баку после череды мелких помарок.

Здесь и вскрылась слабая сторона Пиастри: парень очень адаптивный, стабильный и психологически устойчивый, но слишком уверовал в свой подход и пилотаж, когда его требовалось менять для неудобных треков. Классическая ошибка неопытного гонщика, за которую он и расплатился.

Против обернулась и маниакальная тяга «Макларена» к равенству. Практически все случаи применения командной тактики или разработки одинаковой стратегии ударили именно по Оскару: требования пропустить Норриса после ошибки команды, внутренние разборки из-за прорыва Ландо мимо №81 со столкновением, затяжки со стратегическими решениями из-за головоломки «как бы не предоставить кому-то преимущество». Под конец сезона Пиастри, кажется, перестал так беззаветно верить команде, как раньше.

Его шансы на титул без коллапса Норриса еще призрачнее, чем у Ферстаппена. Ситуация та же: машина способна принести поул и победу в гонке, но исход зависит от удачи и проблем соперников. И если Оскар все-таки выиграет – это будет самый голливудский разворот и сюжет с 2010-го.

Финальная разборка – в 16:00 по Москве на трассе в Абу-Даби.

Подписывайтесь на телеграм-канал автора – там я рассказывал, почему командная тактика «Макларена» такая абсурдная, но по-другому история и не могла закончиться.

Фото: Gettyimages/Rudy Carezzevoli / Stringer, Mark Thompson / Staff, Clive Rose / Staff