Ферстаппен – триумфатор года даже без титула «Ф-1». Вместо ненависти публики – овации
Обожают даже в Монце.

Макс Ферстаппен с первого года в «Формуле-1» воспринимался неоднозначно. Нереальный талант трудно было отрицать, но примеры жесткой обороны, аварии, несдержанность в словах, постоянные скандалы (например, с внезапным трансфером в «Ред Булл» и перехватом №1 у Риккардо) создали ему негативный образ.
Противостояние с Хэмилтоном и доминирование только добавили ненависти – вспомните, еще год назад Ферстаппен считался главным злодеем «Ф-1». Ему выкатывали множество претензий от «надоел» до «не следит за языком». Его освистывали после каждого успеха или жесткой обороны. А он комментировал отношение публики так: те, кто не ценит наше доминирование – не настоящие фанаты. И бесил всех еще больше.
Даже в начале этого года на открытии сезона F1 Live с общей презентацией ливрей Макса освистали!
Под соответствующие комментарии британской прессы: «Это была пантомима, и это было великолепно», – писал The Guardian.
Прошло 8 месяцев.
Трибуны овациями встречают каждый его успех.
Смена настроений видна, пока Макс сокращает отставание в чемпионской гонке – со 104 до 40 очков за 4 Гран-при. Выигрыш 3 гонок, 3 поулов и спринта, одно второе место – в 2023-м или в 2024-м фаны бы его освистали, а теперь чествуют.
Самый поразительный и показательный пример – гимн Максу Ферстаппену на родине «Феррари» в Монце во время награждения.
И ведь у тифози есть свои герои – например, недавно перешедший в Скудерию Льюис Хэмилтон, бывший главный антагонист Макса . К тому же, лидер теперь – еще недавно любимый всеми «Макларен», а в гонке за титул важнейшую роль играет самый популярный в 2024-м Ландо Норрис, с которым у Ферстаппена случались столкновения в последних сезонах.
Однако теперь за Норриса почти не болеют и тоже временами освистывают. Приветствуют других героев – внезапных визитеров подиума вроде Аджара из «Рейсинг Буллз», Хюлькенберга из «Заубера», Сайнса из «Уильямса». И Ферстаппена.
Медиа тоже фиксирует разворот в восприятии публики.
«От гонщика, которого зрители, не являющиеся его поклонниками, «любили ненавидеть», до человека, которого теперь поддерживают в борьбе с «Маклареном». Это настоящая трансформация для четырехкратного чемпиона мира... Его внезапно начали поддерживать нейтральные фанаты «Ф-1» – отмечала RacingNews365 в недавней колонке.
«Да, Макса освистывали после того, как он выигрывал все в течение года. Доминатор в спорте менее любим публикой, чем аутсайдер – обычное явление, – уточняло издание GPBlog. – Однако теперь публика, похоже, встает на сторону Ферстаппена, потому что видит, что гонщики «Макларена» не выжимают максимум из своей машины [в то время как Ферстаппен это делает]».

Важнейшее замечание: «Макларен» действительно сам разрушил собственный позитивный и приятный образ – причем даже не доминированием на отдельных гонках.
Спорные правила внутренней субординации и противостояния вызывают непонимание и недовольство у публики – и Пиастри, и Норриса то одергивают во время борьбы, то заставляют меняться позициями, то максимально подробно работают с очередностью пит-стопов.
Создается атмосфера фаворитизма (чаще в пользу Норриса), где результатом можно манипулировать, а большинство зрителей не слушает потом запутанные объяснения и оправдания боссов «Макларена» или расшаркивания гонщиков. Вряд ли после финиша они же читают и десятки текстов с мнениями, аналитикой и оценкой, вправе ли «оранжевые» так поступать.
Для них во время присутствия на треке картина ясна: «Макларен» так преисполнился преимуществом, что начинает убирать гоночные элементы и борьбу между Норрисом и Пиастри.
И только один джокер все меняет чаще всех, нагнетая интригу и разрывая уютный мирок «Макларена» – Ферстаппен. И в таких условиях даже его успехи или спорные маневры уже приветствуются – а как иначе он мог бы победить? Главное, чтобы не очередное «пропусти Норриса, пожалуйста, потом обсудим».
Голливудское возвращение Ферстаппена в битву за титул только подначивает сторонних фанатов: складывается сильный драматичный нарратив. «Так их, этот «Макларен», накажите их за расточительность!»
Тем более что шансы Макса на пятый титул все еще малы. Пиастри потребуется жестко проваливаться и дальше, а Ферстаппену – выгребать все, чтобы зафиксировать победу на финише. Любой сход, любой промах мимо топ-3 или даже топ-2 вернет ситуацию в положение «миссия невыполнима».

Если же все получится, то Макс добавит финальный алмаз величия в перстень легендарности: свержение самого успешного гонщика, самый мощный и доминирующий сезон, величайший камбэк в истории. Кто бы отказался такое увидеть вживую?
Ферстаппен в любом случае уже моральный триумфатор сезона, как бы ни сложилась развязка.
Макс наконец-то обернул ненависть толпы в любовь, которую на самом деле заслуживает талантом и упорством. Ладно, если не обожание, то хотя бы уважение и почет.
Ферстаппена еще никогда так не ценили. Даже когда он свергал доминатора Хэмилтона, когда выдавал кинематографические схватки с Леклером. И после феноменальных кругов в квалификациях Монако, Саудовской Аравии, Японии (и т.д.), после гениальных прорывов типа Бразилии-2024 – он получал признание как мастер, но ничего похожего на такой глубокий эмоциональный отклик.
Теперь легендарность его фигуры можно считать завершенной.
А вы изменили отношение к Ферстаппену за 2025-й?
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Clive Rose










Я даже не знаю что лучше, часть про обновления по времени или про пилотов. Действительно, кто бы не захотел весь сезон ездить на плохой машине, которая поехала только после летнего перерыва? РБ не делали никакую ставку, у них были проблемы и с машиной, и с коллективом, плюс Макларену убрали крыло и вот так мы пришли к тому, что имеем.
Ну а сравнение по гонщикам - выше всяких похвал. Нужно быть просто сумасшедшим хейтером, чтобы отрицать разницу между Ферзем, ладно нормисом и Пивастри, это буквально гонщики разного уровня, на Маке Макс в Мексике/Бразилии досрочно бы стал чемпионом.
На решетке сейчас только 2 гонщика, способных бороться с Максом на +- равных машинах - это Леклер и Расселл.