5 мин.

Ферстаппен – триумфатор года даже без титула «Ф-1». Вместо ненависти публики – овации

Обожают даже в Монце.

Макс Ферстаппен с первого года в «Формуле-1» воспринимался неоднозначно. Нереальный талант трудно было отрицать, но примеры жесткой обороны, аварии, несдержанность в словах, постоянные скандалы (например, с внезапным трансфером в «Ред Булл» и перехватом №1 у Риккардо) создали ему негативный образ.

Противостояние с Хэмилтоном и доминирование только добавили ненависти – вспомните, еще год назад Ферстаппен считался главным злодеем «Ф-1». Ему выкатывали множество претензий от «надоел» до «не следит за языком». Его освистывали после каждого успеха или жесткой обороны. А он комментировал отношение публики так: те, кто не ценит наше доминирование – не настоящие фанаты. И бесил всех еще больше.

Даже в начале этого года на открытии сезона F1 Live с общей презентацией ливрей Макса освистали!

Под соответствующие комментарии британской прессы: «Это была пантомима, и это было великолепно», – писал The Guardian.

Прошло 8 месяцев.

Трибуны овациями встречают каждый его успех.

Смена настроений видна, пока Макс сокращает отставание в чемпионской гонке – со 104 до 40 очков за 4 Гран-при. Выигрыш 3 гонок, 3 поулов и спринта, одно второе место – в 2023-м или в 2024-м фаны бы его освистали, а теперь чествуют.

Самый поразительный и показательный пример – гимн Максу Ферстаппену на родине «Феррари» в Монце во время награждения.

И ведь у тифози есть свои герои – например, недавно перешедший в Скудерию Льюис Хэмилтон, бывший главный антагонист Макса . К тому же, лидер теперь – еще недавно любимый всеми «Макларен», а в гонке за титул важнейшую роль играет самый популярный в 2024-м Ландо Норрис, с которым у Ферстаппена случались столкновения в последних сезонах.

Однако теперь за Норриса почти не болеют и тоже временами освистывают. Приветствуют других героев – внезапных визитеров подиума вроде Аджара из «Рейсинг Буллз», Хюлькенберга из «Заубера», Сайнса из «Уильямса». И Ферстаппена.

Медиа тоже фиксирует разворот в восприятии публики.

«От гонщика, которого зрители, не являющиеся его поклонниками, «любили ненавидеть», до человека, которого теперь поддерживают в борьбе с «Маклареном». Это настоящая трансформация для четырехкратного чемпиона мира... Его внезапно начали поддерживать нейтральные фанаты «Ф-1» – отмечала RacingNews365 в недавней колонке.

«Да, Макса освистывали после того, как он выигрывал все в течение года. Доминатор в спорте менее любим публикой, чем аутсайдер – обычное явление, – уточняло издание GPBlog. – Однако теперь публика, похоже, встает на сторону Ферстаппена, потому что видит, что гонщики «Макларена» не выжимают максимум из своей машины [в то время как Ферстаппен это делает]».

Важнейшее замечание: «Макларен» действительно сам разрушил собственный позитивный и приятный образ – причем даже не доминированием на отдельных гонках.

Спорные правила внутренней субординации и противостояния вызывают непонимание и недовольство у публики – и Пиастри, и Норриса то одергивают во время борьбы, то заставляют меняться позициями, то максимально подробно работают с очередностью пит-стопов.

Создается атмосфера фаворитизма (чаще в пользу Норриса), где результатом можно манипулировать, а большинство зрителей не слушает потом запутанные объяснения и оправдания боссов «Макларена» или расшаркивания гонщиков. Вряд ли после финиша они же читают и десятки текстов с мнениями, аналитикой и оценкой, вправе ли «оранжевые» так поступать.

Для них во время присутствия на треке картина ясна: «Макларен» так преисполнился преимуществом, что начинает убирать гоночные элементы и борьбу между Норрисом и Пиастри.

И только один джокер все меняет чаще всех, нагнетая интригу и разрывая уютный мирок «Макларена» – Ферстаппен. И в таких условиях даже его успехи или спорные маневры уже приветствуются – а как иначе он мог бы победить? Главное, чтобы не очередное «пропусти Норриса, пожалуйста, потом обсудим».

Голливудское возвращение Ферстаппена в битву за титул только подначивает сторонних фанатов: складывается сильный драматичный нарратив. «Так их, этот «Макларен», накажите их за расточительность!»

Тем более что шансы Макса на пятый титул все еще малы. Пиастри потребуется жестко проваливаться и дальше, а Ферстаппену – выгребать все, чтобы зафиксировать победу на финише. Любой сход, любой промах мимо топ-3 или даже топ-2 вернет ситуацию в положение «миссия невыполнима».

Если же все получится, то Макс добавит финальный алмаз величия в перстень легендарности: свержение самого успешного гонщика, самый мощный и доминирующий сезон, величайший камбэк в истории. Кто бы отказался такое увидеть вживую?

Ферстаппен в любом случае уже моральный триумфатор сезона, как бы ни сложилась развязка.

Макс наконец-то обернул ненависть толпы в любовь, которую на самом деле заслуживает талантом и упорством. Ладно, если не обожание, то хотя бы уважение и почет.

Ферстаппена еще никогда так не ценили. Даже когда он свергал доминатора Хэмилтона, когда выдавал кинематографические схватки с Леклером. И после феноменальных кругов в квалификациях Монако, Саудовской Аравии, Японии (и т.д.), после гениальных прорывов типа Бразилии-2024 – он получал признание как мастер, но ничего похожего на такой глубокий эмоциональный отклик.

Теперь легендарность его фигуры можно считать завершенной.

А вы изменили отношение к Ферстаппену за 2025-й?

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Clive Rose