7 мин.

Рекордная сделка в «Ф-1»: Майами в календаре до 2041-го! Гонка обогатила город на $1 млрд

Самый длинный контракт.

После четвертого Гран-при Майами очевидно: «Формула-1» не просто «разгадала» США, но и укоренилась в стране.

И дело не только в постоянных аншлагах, даже не в культурной синергии гонок с американской поп-культурой. Теперь у крепких отношений есть железобетонное юридическое оформление: продление контракта на проведение Гран-при до 2041-го.

Да, соглашение продлили на 16 лет, это рекорд «Формулы-1» – таких сделок еще не было. Пару месяцев рекордом владела Австралия – Мельбурн продлили до 2037-го.

Даже европейские монументы «Монца» и «Сильверстоун» для Гран-при Италии и Великобритании подписывались до 2034-го. Дальше – только Гран-при Испании в новой локации: Мадрид сразу закрыли на «стандартные» для большинства нынешних сделок 10 сезонов (до 2035-го), но и первый этап запланирован на 2026-й.

В остальном выделяется только недавно продленный Гран-при Бахрейна – до 2036-го. Но ему собираются вернуть традиционное право старта сезона вместе с постоянной локацией предсезонных тестов: команды приветствуют такую длительную определенность для планирования логистики с учетом потолка расходов. А еще шейхи платят не меньше $45 миллионов лицензионного взноса.

В Америке Майами теперь тоже – самая определенная локация. Например, у Гран-при США в Техасе контракт истекает в 2026-м – конечно, его собираются продлять, но теперь переговорная позиция у «Трассы Америк» будет немного слабее. Особенно с учетом слухов о втором Гран-при в Мексике как раз неподалеку от границы, либо о новом этапе в США (предположительно, Чикаго).

Также в США есть Гран-при Вегаса, который «Ф-1» продвигает самостоятельно вместе с городом и альянсом отельеров и казино. Формально за него даже ничего не платят, контракт первоначально рассчитывали до 2032-го – но с учетом грандиозных вложений в паддок и желанием превратить его в штаб-квартиру серии в Америке можно сказать: главные гонки планеты там навечно.

С Майами та же история. Похоже, эти две локации в США станут «стержневыми».

Гран-при обогатил Майами: в выигрыше даже экология, вузы и рабочие районы

В 2025-м посещаемость за 4 дня гоночных и развлекательных событий составила 275 тысяч человек – сколько и в прошлые годы. Больше просто не вмещают трибуны, ложи и ВИП-клубы – да и за счет относительно ограниченного предложения можно повышать цены за вход!

К тому же, Гран-при Майами сам по себе – выдающийся. В нем нет инвестиций госорганов: промоутером выступает частная организация, которой владеет хозяин местного стадиона и клуба «Долфинс» Стивен Росс. Он оплачивает возведение «полугородского трека», делает лицензионные взносы и покрывает организацию. От властей города и штата – только вклад в транспортную доступность.

И синергия уже обогатила город за три года. Причем не только богатые кварталы, но и рабочие районы Miami Gardens с преимущественно черным бедным населением.

● Посещаемость в каждый сезон составила по 275 тысяч человек за 4 дня.

● Экономический эффект на город рассчитан в районе $1 млрд за три года.

● С Гран-при стадион Hard Rock стал главным работодателем города. И только на гонке 2025-го на нем работали более 18 тысяч человек как раз из окрестных районов, а 15 местных ресторанов получили уникальный партнерский статус для поставки питания и кейтеринга на территории фан-зоны.

● Община получила $5 млн на борьбу с шумовым загрязнением и мониторинг качества воздуха. Программа F1 in Schools («Ф-1» в школах» – первый шаг для школьников по пути «Формулы-Студент» для знакомства с миром гонок) пообещала режим открытых дверей паддока для местных студентов и интернов из сфер точных STEM-наук.

Два локальных университета Miami Gardens получили стипендиальную программу от «Ф-1», а 1500 бесплатных билетов каждый год распространялись среди жителей района.

● Вся невостребованная на Гран-при еда бесплатно поступала в пищевые банки местных районов. А владелец стадиона инвестировал $17 млн в несколько городских туннелей и пешеходных мостов.

И вдобавок ко всему часть местных теперь действительно согласны: окрестности стадиона наконец наполнились жизнью. Теперь там можно находиться не только в дни игр.

Потому мэрия, власти округа и штата не возражали и не мешали продлению, несмотря на сохранившуюся оппозицию ряда активистских структур из Miami Garden. Они заявляли о недостаточности мер борьбы с шумом и загрязнением воздуха, а также требовали больше вложений в локальные структуры.

Все проверки постановили: эффект от трека – такой же, как и от стадиона, а на него раньше не жаловались.

Успех?

Но зачем такое экстренное продление? Контракт же и так был до 2031-го

Действительно, самым удивительным в сделке оказался даже не срок и не появление на заезде губернатора Флориды Рона Десантиса, а обстоятельства.

Никакой спешки с новым контрактом не прослеживалось. Предыдущий действовал до 2031-го включительно на космически выгодных для промоутера условиях «партнерства»: он не платил лицензионный взнос, но делился площадками и мощностями для приема ВИП-гостей и спонсорских интеграций.

Примерно такую же схему «Ф-1» использует в Вегасе, но там серия фактически выступает и второй стороной договора.

Так зачем же продление уже сейчас сразу на 10 лет?

«Ф-1» начала переходить на схему чередования гонок в одной и той же локации: именно с такими условиями продлен Гран-при Бельгии. До 2031-го – но на 4 гонки, а не на 6.

Теоретически рассматривается вариант ротации этапов в Европе – но ведь идея запросто масштабируется и на остальные части мира. Вдруг «Ф-1» реализует мечту о Гран-при в Таиланде или о второй гонке в Китае? Их как раз и можно чередовать.

Или как насчет переноса той же логики на обе Америки? Вторая гонка в Мексике, Гран-при в Колумбии, этап в Аргентине, несколько локаций в США – только за последние годы босс серии Стефано Доменикали рассказывал о безграничном интересе.

И владелец этапа в Майами мог заранее обезопасить себя от ситуации, когда придется выходить на переговоры в новых условиях и новом мире. Зачем ему такие риски?

Особенно с учетом желания продать спортивную империю целиком или по частям в ближайшие годы. Стивен Росс уже в декабре выручил $900 млн за 13% холдинга, в который включается клуб, стадион и все связанное с Гран-при, общая оценка составила $7,1 млрд.

Теперь же гоночный актив подорожает еще, ведь с долгосрочным продлением контракта автодром станет все более «постоянным», и промоутерская организация займется привлечением других гоночных серий. Да без них вложения в трек превращаются из временных операционных трат в капитал, а полная ясность в будущем Гран-при привлечет и долгосрочных инвесторов по большей оценке.

Следующий шаг Росса – распродать доли еще хотя бы до 25%. Так он вернет и вложения в покупку клуба ($1,1 млрд в 2009-м), и большую часть инвестиций на организацию этапа.

А «Формула-1» просто помогла хорошему партнеру заработать еще больше.

Что еще почитать о деньгах в «Ф-1»?

Фото: Gettyimages.ru/Bryn Lennon – Formula 1, Chris Graythen, Clive Mason; instagram.com/f1mia