Поворот не туда
Блог

Миллиардер из России создаcт команду в главной молодежной серии для сына. Который уже опозорился там авариями и результатами

Не помогли даже тесты с «Мерседесом».

Российский сезон-2019 в гонках на открытых колесах получился достаточно успешным: Даниил Квят вернулся в «Формулу-1», завоевал подиум даже на слабой «Торо Россо» и весь год радовал сильными заездами, Роберт Шварцман выиграл «Формулу-3» и превратился в реального претендента на место в «Альфа Ромео» (в главных конкурентах – Мик Шумахер),а Александр Смоляр в «Формуле-Рено» выиграл заезды по легендарным Монце и Монако.

Но не у всех россиян 2019-й вышел удачным: пилот «Формулы-2» Никита Мазепин как следует закрыл дебютный сезон в главной молодежной серии мира финишем без очков и столкновением с Матевосом Исаакяном. Бесславный год скрасило только первое место на последнем дне тестов в Абу-Даби, но даже он не помог внести ясность в будущем парня: на одно из мест его команды подписали Маркуса Армстронга из Академии Скудерии, а о продлении контракта с Никитой не было никаких слухов. Лишь через некоторое время бывший пилот «Феррари» и отец одного из гонщиков чемпионата Жан Алези выдал немного инсайдов по теме будущего Мазепина.

«Он будет в команде [«Формулы-2»], которая только создается, – проговорился Алези, когда журналисты спросили его как эксперта по «Ф-2» и постоянного посетителя паддока о следующем шаге в карьере другого пилота – Сержиу Сетте Камара. – Она называется Hitech, это команда Мазепина. Его отец купил ее несколько лет назад. Он [Камара] станет напарником Мазепина».

Выходит, в главной молодежной серии мира вскорости появится очередной актив российского миллиардера – речь о владельце химической корпорации «Уралхим» Дмитрии Мазепине. Еще в его портфолио большой пакет акций «Уралкалия» – крупнейшего мирового производителя калийных удобрений – и личное состояние в размере 1,3 миллиарда долларов (по оценкам «Форбс» из 2015-го).

В «Формулу-1» рвется еще один русский миллиардер. Пытается купить команду для сына

В данный момент Hitech работает в азиатской и всемирной «Формулах-3», а также обслуживает машины W Series и болиды «Формулы-4» для автоспортивных игр. Никита пользуется сетью отца по полной: в 2016-м и 2017-м гонял за нее в европейской «Ф-3» вместе с нынешним пилотом «Ф-1» Джорджем Расселлом, а ближайшую зиму проведет как раз в азиатской «Ф-3».

Нужда в собственной команде «Ф-2» – из-за оглушительного провала в первом сезоне

Мазепин-младший пришел в ближайшую к «Ф-1» вице-чемпионом GP3 с целым годом опыта на резине «Пирелли» – потому его шансы на нормальные результаты в дебютный сезон оценивали намного выше, чем у перешедших из европейской «Ф-3» Чжоу Гуаньюя и Мика Шумахера. Более того, россиянина устроили в «АРТ» – за нее в 2018-м Расселл стал чемпионом с преимуществом почти в 70 очков.

Также с переходом в «Ф-2» для парня организовали целую частную программу с чемпионским «Мерседесом»: 12 тестовых дней за рулем машины 2017 года с актуальными шинами «Пирелли». Заезды, по слухам, проходили на трассах, принимавших этапы «Ф-1», а помогал россиянину резервист чемпионов Эстебан Окон. И не стоит забывать и о постоянных частных заездах с «Форс-Индией» аж с 2016-го – у россиянина была куча часов на знакомство с современными покрышками. Но и это еще не все: Никиту допустили и до тестов «Ф-1» на треке в Барселоне с современным болидом «Мерседеса».

Не пожалели денег и на тренера: с россиянином уже несколько лет работает Даниэль Шлессер – бывший физиотерапевт чемпиона «Формулы-1» Нико Росберга.

Однако ни опыт, ни затраты, ни сила команды не помогли Никите. Именно он стал одним из последних и в общем зачете, и среди новичков – хуже проехали лишь абсолютно безнадежнейшая Татьяна Кальдерон, легендарный Махавер Рагунатан (не каждый способен набрать штрафных баллов на две дисквалификации за сезон – а ему удалось) и далекий до какого-то вменяемого уровня Ральф Бошунг. Буквально на пару очков выше россиянина в общем зачете финишировал еще один рента-драйвер Шон Гелаэль (сын индонезийского миллиардера) и Джулиано Алези – при этом француз в прошлом сезоне разгромно проиграл Мазепину с двойным отставанием по очкам. И дело не в деградации команды: напарник Мазепина Ник де Врис принес «АРТ» второй чемпионский титул подряд.

Провал Никиты касается и не только общего зачета: в гонках он не показал совсем ничего. Не было ни техники на обгонах, ни нормального контроля за расходом резины, ни квалификационного темпа – лишь раз в Монце россиянин оказался третьим на стартовой решетке и проиграл времени поула всего 0,2 секунды. На всех остальных этапах Мазепина не видели выше седьмого места, а отставание от лучшего составляло по меньшей мере 0,6 секунды – настоящая пропасть для моносерии с одинаковыми болидами.

По-настоящему парень запомнился только на этапе в России – причем не гонками. Никита как следуют поэпатировал публику дорогущим специальным китчевым шлемом с настоящими кристаллами Сваровски.

Шикарный шлем русского мажора из «Формулы-2»: узор от яйца Фаберже, обрамлен кристаллами Сваровски

Хотя и на домашнем треке россиянин тоже отличился: нарушил правила безопасности по возвращению на трассу, организовал опаснейшую аварию и получил огромный штраф.

«Гребаный идиот. Надеюсь, сезон для него закончен». Русского гонщика разнесли за опасную аварию в Сочи

Все из-за отчаянного желания удержать первую позицию, выданную ему правилом реверсивной решетки: в предыдущем заезде Мазепин финишировал восьмым, а в таком случае на вторую гонку уик-энда пилот отправляется на поул.

Причем старт во главе пелотона был уже вторым в сезоне для россиянина. Впервые он примерил на себя лидерство в Баку – но свалился там на 9-е к середине заезда, а потом и вовсе завершил выступления глупейшим свиданием с барьерами.

Как же у Мазепина вышел настолько слабый сезон после борьбы за титул GP3?

«Проблемой была слишком медленная адаптация к автомобилю, – объяснил россиянин в интервью Motorsport (который, по инсайдам из паддока, семья пилота пытается купить вместе с головной компанией Motorsport Network, куда входит целый набор крупнейших мировых издания про гонки: еще Autosport, Motor1, F1 Racing и множество других). – И недостаточно быстрый процесс подбора настроек под меня и мой стиль езды».

После подобного перфоманса сына миллиардера вряд ли взяли бы первым пилотом в хоть в какую-то серьезную команду без требований значительного увеличения спонсорского пакета, так что отец Никиты, очевидно, решил не мелочиться.

В «Формуле-2» уже побеждали российские миллиардеры

Главной молодежной серии мира не привыкать с деньгам и пилотам из России – команда «Русское время» до самой последней гонки 2018-го воспринималась как родная для чемпионата. Она появилась в 2013-м, когда король господрядов РЖД (218 миллиардов рублей только в 2018-м по подсчетам «Форбс») Валерий Маркелов купил британскую команду GP2 iSport International – через год в ней появился его сын Артем Маркелов (завершившим сезон в немецкой «Ф-3» вторым), а еще через год операционные процессы отдали итальянцам из Virtuosi.

За 6 лет существования «Русское время» выиграло два командных зачета и привела Сэма Берда и сына владельца ко вторым местам в чемпионате пилотов. Но переход Маркелова-младшего в «Ф-1»: все равно не состоялся в 2018-м Валерия арестовали из-за подозрений в коррупции, команду продали итальянцам, а Артем отправился в «Супер-Формулу» на полноценный контракт за зарплату. Оттуда он в середине сезона вернулся в «Ф-2» на 2 заезда в любимом Монако (финишировал 4-м и 6-м и набрал больше очков, чем Мазепин за весь год), а затем в самом конце чемпионата его позвали на замену погибшему Антуану Юберу. Следующий сезон он снова начнет в «Ф-2» в дочерней команде «Мерседеса».

Русский гонщик собирался в «Формулу-1» на родительские деньги. Но отца арестовали за коррупцию

Вряд ли история повторится с командой Мазепина

Маркелов-младший тоже не сразу показал себя мощным гонщиком: он медленно набирал приличный уровень и лишь раз попал в топ-10 в дебютном сезоне, а первый подиум случился только на 35-й гонке в GP2 (название «Ф-2» в тот момент). Карьера Никиты пока двигается по тому же вектору – следовательно, на вершину автоспорта в «Ф-1» тоже придется пробиваться через огромные вложения в новую команду. И босса «Уралхима» это не останавливает: он уже пытался купить «Форс-Индию» и даже судился с аудиторами после продажи организацию не ему, а канадскому миллиардеру Лоренсу Строллу.

Однако в истории двух пилотов все-таки есть существенные различия: у Артема не было такой же массированной подготовки в виде многочисленных тестов с чемпионским «Мерседесом». Он работал с относительно слабой «Рено» только в 2018-м – когда уже выиграл шесть гонок в «Ф-2» и стал вторым в общем зачете. Для него тесты с французами стали не процессом создания дополнительного опыта для разрыва всех подряд, а в качестве площадки для выхода в Гран-при.

Также у Маркелова практически каждый год оказывались сильнейшие конкуренты: в 2018-м – Расселл, Норрис и Албон (нынешние пилоты «Ф-1»), в 2017-м – Шарль Леклер, в 2016-м – как минимум Гасли, Джовинацци и Сироткин, тоже побывавшие в Гран-при. Мазепину же в дебютный сезон достался один из самых слабых составов в истории серии: титул выиграл ветеран с тремя сезонами Ник де Врис, ушедший в «Формулу Е» безо всяких шансов в «Ф-1», вторым стал откатавший 5 сезонов в «Ф-2» сын канадского миллиардера Николя Латифи (устроен в безнадежный «Уильямс» за явно немалые деньги), третьим стал Лука Гьотто с четырьмя сезонами. Собственно, почти вся верхушка чемпионата состояла из ветеранов, не выдержавших конкуренции с сильнейшими пилотами предыдущих лет – и даже среди них Никита оказался аутсайдером.

Из-за подобных обстоятельств нынешние выступления Мазепина вообще вызывают сомнения в способности получить суперлицензию – но и эту проблему можно залить деньгами, просто отправив парня во все возможные простые серии с назначенными ФИА призовыми очками. Собственно, именно это уже и происходит – за победу в азиатской «Формуле-3» дают 18 баллов в суперлицензию, а Никите нужно еще как минимум 20. Для получения недостающих двух ему придется финишировать как минимум в топ-10 в следующем сезоне «Ф-2».

Затраты «Уралхима» на Никиту приближаются к 60 миллионам долларов

Стоимость гонок в молодежных сериях всегда трудно посчитать, поскольку требования команд редко появляются в публичном пространстве. Тем более чаще всего речь идет о покупке места либо спонсорском пакете на определенную сумму – около 2-3 миллионов долларов в зависимости от уровня команды и пилота, а также наличия или отсутствия заводской поддержки либо участия в программе гигантов вроде «Мерседеса», «Феррари», «Ред Булл» и «Рено».

Мазепины же явно пошли путем Стролла – отец Ланса покупал сыну команду в каждой гоночной серии, а также в Академии «Феррари». Итоговая сумма, затраченная на продвижение нынешнего пилота «Рейсинг Пойнт» чисто в молодежных сериях оценивается инсайдерами в 40 миллионов долларов плюс 20 миллионов – на многочисленные частные тесты с «Уильямсом» на треках «Формулы-1» (у Мазепина они тоже были).

Что же получил Ланс за такую колоссальную сумму? Членство в молодежной Академии «Феррари», участие во Florida Winter Series (гоночные соревнования Скудерии на машинах для «Формулы-3», проведены лишь раз в 2014 году — по совпадению во время дебюта Ланса в открытых колесах), сезон в итальянской «Ф-4» за лучшую команду «Према», сезон в Toyota Racing Series (фактически новозеландская «Ф-3») и два сезона в «Формуле-3» за ту же «Према». Итальянскую команду канадский миллиардер выкупил полностью – она принадлежит ему до сих пор.

Лоренс Стролл потратил огромную сумму на карьеру сына в «Формуле-1». Сотни миллионов долларов

При этом Ланс перешел в Гран-при сразу после двух сезонов в «Ф-3», фактически пропустив более дорогую «Ф-2». Всего же он проездил три полных сезона в разных сериях.

Мазепин гоняет за Hitech с 2016-го, а до этого провел год в более дешевой «Формуле-Рено». Также в портфолио Никиты вошли заезды на Гран-при Макао и в британской «Ф-3». В итоге он завершил уже пятый гоночный сезон и еще даже не близок к «Ф-1». Похоже, затраты на канадца и россиянина можно уравнять – хоть гоночный бизнес Hitech и выглядит здоровее «Према», но у Строллов дистанция оказалась короче.

На фоне успехов Роберта Шварцмана и Даниила Квята настолько огромные затраты создают просто инфернальное ощущение. Однако почему бы и нет? В топовых автоспортивных сериях не так уж много российских пилотов и команд – и каждая дополнительная личность может вдохновить настоящий талант на занятие гонками. В конце концов, «Уралхим» – частная компания без миллиардных господрядов, и ее владельцы могут тратить ее прибыль куда им только заблагорассудится.

У России – новый чемпион в гонках Гран-при. Он может перейти в «Ф-1» с помощью «Феррари» уже через год

Допинг-скандал угрожает России даже в автогонках: на грани бана флаг, но пока не Гран-при в Сочи

Фото: art-grandprix.com; Instagram/nikita_mazepingloballookpress.com/Xavier Bonilla, HOCH ZWEI

154 комментария

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Вы всегда против. Потому что вам не за что и не за кого. Такое нутро
0
-1
-1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
к чему акцент на российских? Если читать всё, то параллельно описывается идентичная история канадского олигарха, упоминаются другие похожие...
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
шёл бы ты лесом, ыфф. никакой ты мне не дружочкек . и не встретишь ты меня никогда, рефлексированый, дааа... и какую страну ты очищать собрался? уж не Россию ли, клоун? эту помойку?)) НАШУ!
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ты меня с кем то попутал дружочек, когда придёт время очищать мою страну от грязи, сомневаться и
рефликсировать я не буду, так что до встречи.
0
-1
-1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
А вот и деньги подъехали: «Сбербанк заключил долгосрочное кредитное соглашение с «АО «ОХК «УРАЛХИМ» и предоставил финансирование в размере 3,9 млрд долларов США. Это позволит улучшить структуру кредитного портфеля компании, оптимизировав его по срокам и графику погашения, а также дает возможность для реализации инвестиционной программы «УРАЛХИМа». Инвестиции в новый шлем и новую машинку для Никитки?
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Государственная компания в ходе приватизаций ставшая частной
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
лол. это же ты призываешь жрать говно мазепина) я призываю самому насрать на мазепина. не путай))
0
-1
-1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
да ужрись ты уже говном Мазепина, если тебе это нравится, придурок извравщёный... тьфу на тебя! это ж каким надо быть дебилом, чтоб такой коммент наваять...((
+4
-1
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
ты уходишь от ответа, боишься признать, что какать на тебя мазепин и ему подобные хотели при любом раскладе)
0
-1
-1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
это значит facepalm
+2
-1
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
И недостаточно быстрый процесс подбора настроек под меня и мой стиль езды
^^^
как же вы уже все надоели мазепины и маркеловы!
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
фейспалм это значит да или нет? )
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
вот поэтому и такие как ты, — говно для них, потому как кроме того, чтоб «высрать» свою тупую ущербность, планка комментариев на спортивных сайтах вам больше ни для чего и нужна. так и подохнете в собственном дерьме, потерянное поколение воинов проперженных диванов...
+2
-1
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
facepalm... //_-)
+1
-1
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
😒
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
вот поэтому наши спортсмены (среди которых единицы, это выходцы из семей нищебродов, т.е, как ты) и плевать хотели на болельщиков твоей категории, о!, понимающая особь, которой повезло с мозгами)) прям насмешил, спасибо, НЕ РАБ!)
+1
-1
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
"Сколько не душится лодырь богатый.
Очень неважно он пахнет, ребята." -Джанни Родари.
Сколько денег в него не впихивай, а всё равно ничего не получится. И было бы не жалко, но чтоб где-то прибыло - где-то должно убыть. К сожалению, убудет абсолютно у всех работников Уралхима.
"Капитализм, счастье, за*бись"
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Лешка как обычно скажет "человек то он хороший"
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
если бы папа-Стролл провернул те же махинации что и папа-Мазепин, то сидел бы в канадской тюрьме лет 20
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
а лучше пусть папашка в тюрьме сидит за уклонение от уплаты налогов и прочие махинации, желательно в американской что б по удо не вышел
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Спортц нормально разнес эту шпану, могут когда хотят
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Разбился-бы и страну не позорил,деньги не транжирил-бы....Наплодилось ворья и бездельников !!!
+1
-1
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Интересно, а есть какая-нибудь статься про бандита Петрова на сайтах? Ради интереса хочется почитать на досуге.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Как теперь Лешка Попов оправдает это?
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
... платит зарплаты, налоги, закупает отечественные товары...
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий