12 мин.

Стартует первая в истории Вуэльта

С 1 по 7 мая нас ждет большая премьера – знаменитая испанская гонка с финишем на легендарной горе. Новые даты, новые лица, новая история. Вуэльта, которую мы еще не знали.

Как можно многое изменить за семь лет

Женский велоспорт по-прежнему уступает в популярности мужскому, но из года в год дистанция между ними сокращается. Телетрансляции, которых у девушек раньше вообще почти не было, собирают все большую аудиторию. Например, об очередных рекордах просмотров женской гонки недавно с радостью рассказывали организаторы тура Фландрии. Даже читатели нашего блога отметили, что порою классические гонки среди «велодам» бывают интереснее аналогичных мужских. Во-первых, из-за не слишком насыщенного календаря на гонки приезжают почти все сильнейшие, а во-вторых, сами соревнования проходят в более открытом стиле. Да и в целом, конечно, гонки у девушек заметно отличаются от профессиональных мужских.

Развитие женского велоспорта стало заметным с 2016 года, когда UCI запустил Мировой тур. Существовавший ранее Кубок мира давно выглядел устаревшим и смотрелся скорее как рудимент, функции которого уже не соответствовали современным требованиям. Он включал в себя от 8 до 10 однодневных гонок, по результатам которых и определялась победительница турнира. Мировой тур добавил в календарь множество новых гонок – в первую очередь многодневных, включая и популярную женскую версию Джиро. Но этим дело не ограничилось, в UCI озаботились увеличением призовых для девушек, а также обязательными телетрансляциями.

Это были шаги в верном направлении, которые постепенно двигали женский велоспорт вперед. Но все же оставалась одна большая проблема – отсутствие больших гонок. Говоря о мужских соревнованиях, мы сразу вспоминаем три Гранд-Тура, пять Монументов, красивое открытие весеннего сезона Страде Бьянке, всегда особенный Критериум Дофине… А что было у женщин? По сути, только их версия Джиро д’Италия, которая существует уже больше тридцати лет. Но с основанием Мирового тура все изменилось – многие классические однодневки оперативно обзавелись женскими версиями: Страде Бьянке, Амстел Голд Рейс, Льеж-Бастонь-Льеж. В 2021 году году этот ряд пополнил и «Северный ад» Париж-Рубе.

Париж-Рубе

Появление трех Гранд-Туров

Но Гранд-Туры, чувствуя свой особый статус, тянули с решением. Из большой тройки полноценный статус имела только Джиро, в то время как французы с испанцами ограничивались полумерами. Как правило, они организовывали однодневные гонки, которые были спутниками мужских этапов. Осторожность их можно понять – организация большого тура требует огромных затрат и усилий, и отдача должна быть соответствующей. Но после нескольких лет экспериментов, проверок и всевозможных мониторингов, они все же сдались и дали зеленый свет большим гонкам для девушек. В прошлом году впервые состоялся полноценный женский Тур де Франс, а в этом мы станем свидетелями великой истории для представительниц прекрасного пола – они имеют возможность проехать все три Гранд-Тура за сезон. 

К слову, не все согласны с этим утверждением, дотошно доказывая, что термином «Гранд-Тур» принято именовать трехнедельные гонки, которые имеют особый статус в календаре UCI. А ни одна гонка у девушек не длится так долго, да и в правилах нет особой очковой классификации для них. Кроме того, продолжительность женских этапов все же значительно меньше, нежели мужских, что также вызывает споры. Но мы, пожалуй, не будем заниматься буквоедством в данном случае и с радостью отметим, что женщины теперь также имеют три больших гонки, которые вполне заслуживают звонкого статуса «Гранд-Тур».

Джиро Донне

История Вуэльты

Стартующая в понедельник Вуэльта действительно впервые позиционирует себя, как статусная веломногодневка с громким именем. Хотя в различных форматах и под разными именами она проходила с 2015 года. Изначально гонка проводилась как однодневный челлендж в Мадриде, который по датам совпадал с финальным днем на мужской Вуэльте Испании. Таким образом, удавалось организовать Гранд-Финал в столице. Через три года женскую программу расширили, добавив этап с раздельного старта, который также проходил в Мадриде.

Столичный статус гонка потеряла в 2020 году, когда обрела нового спонсора – люксембургскую компанию CERATIZIT, специализирующуюся на производстве продуктов из твердых сплавов на основе вольфрама, титана и им подобных. Их металлорежущие инструменты широко применяются в авиационной, железнодорожной и автомобильной промышленности. Но нам гораздо важнее понимать, что многие компоненты велосипеда производятся с использованием технологий резки металла. Именно поэтому компания так сильно оказалась вовлечена в велоспорт, что даже имеет собственную женскую команду.

Новый спонсор вывел гонку из пределов Мадрида, а также постепенно расширял программу соревнований: сначала три дня, потом четыре, и наконец пять в минувшем году. Конечно, это все были шаги к формированию большой женской многодневки. Но по мнению самих участниц этих усилий было еще недостаточно. Одна из лидеров мирового велоспорта и двукратная победительница этой гонки голландка Аннемик ван Флёйтен отмечала, что маршрут гонки слишком прост: «Если вы посмотрите на трассу, то можете сделать вывод, что Вуэльта пока еще не может называть себя Гранд-Туром». Критика была услышана организаторами, и в 2023 год испанская гонка вошла с новым лицом.

Этап старой Вуэльты

Женская Вуэльта: маршрут

В новом сезоне состоялся полный ребрендинг. Во-первых, гонка получила новое громкое название La Vuelta Femenina, то есть Женская Вуэльта. Во-вторых, она больше не привязана к мужскому Гранд-Туру, и специально ради этого перенесена с сентября на май. Поменялся и титульный спонсор – сеть французских гипермаркетов и магазинов шаговой доступности Carrefour, которая уже долгие годы тесно связана с мужской версией.

Но самое главное – это уникальный маршрут. Гоночный директор Фернандо Эскартин объявил о том, что новая версия гонки будет состоять из семи этапов, которые будут включать в себя совершенно разные профили трассы. Старт запланирован на райском побережье Коста-Бланки, где гонщиц ждет 15-километровая командная разделка. Дальше дороги поведут участниц на север по равнинным и холмистым местностям Мадрида и Кастилии-ла-Манчи.

В пятницу спортсменки доберутся до горных регионов страны. На пятом этапе в Кастилии-Леоне их ждет испытание двумя тяжелыми горами. Сначала девушки будут забираться на Навафрию (11,5 километра со средним градиентом 5,8%), которая многократно появлялась на мужской версии Вуэльты, и в последний раз совсем недавно – в 2022 году.

После прохождения Навафрии будет спуск и длинный равнинный участок, за которым последует подъем на Мирадор Пеньяс Льянас (4,8 километра со средним градиентом 6,6%). Это смотровая площадка в городе Риаса, являющаяся новейшей туристической достопримечательностью региона. Раньше здесь были старые деревянные дорожки, которые два года назад заменили авангардной металлической конструкцией, которая вызвала огромную полемику. И дело не только в огромном бюджете (сотни тысяч евро), но и в протестах экоактивистов, которые опасаются негативных воздействий на окружающую среду. Тем не менее, новая площадка построена и толпами манит туристов. Ее часто называют балконом Кастилии, поскольку в погожий день с нее можно увидеть сразу пять провинций: Бургос, Гавадалахару, Мадрид, Сорию и саму Сеговию, где она и расположена.

Мирадор Пенья Льянас

В выходные пелотон доберется до гор Кантабрии и Астурии, чтобы устроить эпический финал. 7 мая первая в истории полномасштабная Женская Вуэльта закончится королевским этапом с финишем возле легендарных озер – Лагос де Кавадонга (12,5 километров со средним градиентом 6,9%). Критиковавшая организаторов год назад Аннемик ван Флёйтен на сей раз осталась крайне довольна маршрутом: «Финишировать в таком известном месте – это крайне важно для гонки. И я безусловно рада, что Carrefour выбрал этот очень тяжелый подъем для развязки. Кроме того, здорово, что есть и несколько равнинных этапов – все это делают Вуэльту полноценной большой гонкой».

Лагос Кавадонга

На подъеме Лагос де Кавадонга будет разыграна специальная премия Чима Эстела Домингес. Она учреждена по аналогии с давно известными призами - Сувениром Анри Дегранжа на Тур де Франс или Чима Коппи на Джиро д’Италия. Награды вручаются гонщикам, которые первыми забираются на одну из самых высоких либо знаковых гор гонки. Но если имена Анри Дегранжа и Фаусто Коппи известны многим любителям велоспорта, то кто такая Эстела Домингес? Это 18-летняя испанская велогонщица, которая в феврале этого года трагически погибла после столкновения с грузовиком во время тренировки. Как позже заявили в полиции, инцидент произошел вечером, и из-за слепящих лучшей заходящего солнца водитель просто не увидел спортсменку.

Эстела Домингес считалась одной из восходящих звезд испанского велоспорта, и уже добивалась хороших результатов на юниорских соревнованиях. Ее отец Хуан Карлос Домингес – также бывший гонщик, выступавший за разные испанские команды, и даже выигравший один из этапов Джиро д’Италия. Решение организаторов Вуэльты об организации специальной премии было принято довольно быстро, поскольку его озвучили уже на презентации маршрута, которая состоялась всего через две недели после трагедии.

Маршрут 2023

Женская Вуэльта: фавориты

Главным фаворитом на покорение Лагос де Кавадонга, а также на победу в общем зачете остается вышеупомянутая Аннемик ван Флёйтен. Представительница Нидерландов – действующая чемпионка мира, а также победительница Джиро, Тур де Франс и мини-версии Вуэльты прошлого сезона. Говорилось о том, что она закончит карьеру после 2022 года, но выдающиеся результаты и право носить радужную майку чемпионки мира все же продлили ее пребывание в велоспорте еще на сезон. Этой весной у нее пока не было побед, но в больших гонках она все время оказывалась где-то рядом с подиумом: 4 место на Страде Бьянке, 7 место на Флеш Валлонь, 6 место на Льеж-Бастонь-Льеж. В целом, эти результаты должны обнадеживать, поскольку на пик она должна выйти именно к лету, когда в ее программе значатся Джиро д’Италия и Тур де Франс. А продержать выдающуюся форму в течение всего сезона 40-летенй спортсменке вряд ли реально.

Ее главная соперница – соотечественница Деми Воллеринг, одержавшая уже пять побед в текущем сезоне. В 2022 году она была также на подиуме Тур де Франс и мини-Вуэльты, но оба раза достаточно много проигрывала в общем зачете ван Флёйтен. Ее преимущество в том, что она почти на пятнадцать лет моложе соперницы, и при текущей форме способна обыгрывать ее в холмистых гонках. Но как будут обстоять дела в больших горах?

Вуэльта Испании даст ответ на этот вопрос. Но тот факт, что соперницы во главе с Воллеринг обыгрывают ван Флёйтен на классических однодневках показывает, что дни ее полного доминирования прошли. Эксперты при этом сходятся во мнении, что дело не в самой Аннемик, а в подходе к тренировочному процессу ее оппоненток. Те убедительные победы ван Флёйтен заставили пелотон работать над собой еще больше, проделывать гигантскую работу, и теперь это начало давать результат. Даже Воллеринг признавала, что она пахала в разы больше обычного, чтобы хотя бы в последний год обыграть Аннемик.

Ван Флёйтен в свою очередь готовилась приблизительно также, как и в предыдущие триумфальные годы. Единственное, сообщали, что она специально нанимала биохимика, который в свое время сотрудничал с известнейшим кенийским марафонцем Элиудом Кипочге. С ним она пыталась заметно улучшить умение делать взрывную работу с резкими ускорениями. Но судя по всему, никаких бонусов Аннемик этот союз не дал. И все же, три больших женских тура еще впереди, пока рано делать выводы.

Аннемик ван Флёйтен

Особенно хочется отметить возвращение в большие гонки первой в истории чемпионки Париж-Рубе британки Лиззи Дейнан.  В конце сентября она родила сына Ши, а уже через семь месяцев мы ее увидели на старте Арденнских классик, и теперь Лиззи готовится к выступлению на Вуэльте.

«Вы знаете, я еще крутила педали за день до того, как рожать. И на самом деле, ближе к концу беременности ездить на велосипеде едва ли ни легче, чем ходить пешком, поскольку в этом случае ты не несешь на себе такую нагрузку. Конечно, надо решать самостоятельно, рискованно ли ездить в это время на велосипеде или нет. Многие, глядя на беременную женщину на велосипеде считают, что это огромный риск. Но лично для себя я решила, что если бы я не ездила на велосипеде, то это бы стало еще большим риском для моего психического здоровья. Девять месяцев – это долгий срок, чтобы не выходить на улицу и не заниматься спортом. Просто нельзя забывать о мерах предосторожности – не ездить в середине дня во время жары или не появляться на дорогах с большим автомобильным трафиком», - призналась британка.

На Женской Вуэльте Дейнан будет выступать в качестве одного из звездных помощников без серьезных личных амбиций, хотя в будущем вновь мечтает о победах. Тем более, что такой опыт у нее уже есть. В 2015 году она стала чемпионкой мира, через шесть лет после этого первенствовала на Париж-Рубе, а в промежутке между этими двумя огромными успехами родила дочь Орлу.

Лиззи Дейнан

Претенденты на победу в генеральной классификации: Деми Воллеринг (Нидерланды), Мави Гарсия (Испания), Марта Кавалли (Италия), Жюльетт Лабу (Франция), Лиане Липперт (Германия), Эвита Музик (Франция), Катаржина Невядома (Польша), Сильвия Персико (Италия), Гайя Реалини (Италия), Аманда Спратт (Австралия), Аннемик ван Флёйтен (Нидерланды), Кристен Фолкнер (США), Элиз Чабби (Швейцария), Вероника Эверс (США)

Следить за первой в истории Женской Вуэльтой вы сможете всю следующую неделю с 1 по 7 мая в прямом эфире на телеканалах Eurosport 1 и Eurosport 2. Исключением являются последние два этапа, включая королевский до Лагос де Кавадонга, поскольку в выходные гонка будет наслаиваться на старт мужской Джиро д’Италия, которая у телевизионщиков в приоритете. Развязку женской Вуэльты можно будет увидеть в записи сразу после завершения трансляции этапов «Корса Роза», либо впрямую на цифровых платформах, если у вас есть соответствующий доступ.

Наш блог, как и обещал, вернется к вам с превью к Джиро д’Италия. Но не рассказать перед этим о большой премьере, первой настоящей Женской Вуэльте, мы просто не имели права. В ближайшие дни нас ждет много красивого и интересного велоспорта. Сезон Гранд-Туров начинается.

Вуэльта - майки

Привычно обращаемся к любителям велоспорта: ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на наш блог. Донаты также приветствуются. Любая ваша активность стимулирует писать чаще и лучше. Докажем вместе, что велоспорт достоин внимания.