Трибуна
8 мин.

Адское испытание Африкой. Она впервые принимает чемпионат мира на шоссе

Велоспорт на шоссе в понимании многих – это Тур де Франс, Джиро с Вуэльтой, знаменитые монументальные однодневки типа Париж-Рубе, да еще несколько европейских гонок с богатой историей. Поэтому, когда было объявлено, что в 2025 году чемпионат мира пройдет в Африке, притом еще и в диковинной для многих Руанде, роптали многие. Притом не только журналисты и велолюбители, но и профессиональные гонщики, директора команд и другие официальные лица. И далеко, и жарко, и опасно, и никакой инфраструктуры, и отсутствие настоящей велосипедной истории – словом, какие только аргументы против ни приводили, но UCI твердо стоял на своем и все же продавил свой выбор.

На текущий момент позади основная часть состязаний, осталось провести только групповые гонки у мужчин и женщин среди профессионалов. И что же мы видим? Все цивилизованно, хорошо организовано, вполне достойная поддержка трибун – конечно, не такая сумасшедшая, как на ключевых этапах Тур де Франс, но тоже вполне достойная и колоритная. Как пошутил Примож Роглич, за несколько дней он успел познакомиться с местным населением и убедился, что люди «выглядят вполне здоровыми, нормальными, и у них даже проведен интернет».

Есть отдельные жалобы на тяжелую адаптацию из-за среднегорья, кто-то недоволен качеством воздуха в Руанде, но действительно серьезных претензий к организации и гоночным условиям до сих пор не было предъявлено. А то, что некоторые спортсмены и сборные не доехали из-за логистических неудобств – простите, но Африка никак не может сама перелететь в Европу.

Чемпионат мира в Африке – нормальные дороги, яркие болельщики, достойная организация

Собственно, из-за отсутствия череды суперзвезд и наличия Тадея Погачара в стартовом листе, многие ожидали довольно скучного турнира, где словенец спокойно возьмет две золотые медали и с присущей ему улыбчивостью поедет дальше собирать победы, которые только пожелает. Но уже в первый день африканского чемпионата мира выяснилось, что Тадей – тоже человек, которому свойственны слабости. Погачар на вполне подходящей ему по профилю разделке не только не взял золото, но и вовсе оказался вне подиума, проиграв находящемуся в невероятно хорошей форме Ремко Эвенпулу бесконечные две с половиной минуты.

И теперь в велошоссейных кругах пошла молва о том, что «король-то голый и ненастоящий». Более того, многие ответственно на камеру заявляют, что Погачар сейчас на спаде, и он больше не является фаворитом в гонке, где общий набор высоты составляет безумные 6 тысяч метров по вертикали. Еще совсем недавно таких прогнозистов назвали бы безумцами, но относительно слабое выступление Тадея в разделке действительно посеяло зерно интриги перед групповым стартом. Понятно, что все-таки индивидуальная гонка на время – не сильнейшая сторона словенца. Да и сам Погачар в интервью признавал, что ехал ее скорее в тест-режиме, поскольку не смог провести нормальную подготовку, а для заполнения этого пробела необходимо было пропускать любимые канадские классики, чего он делать не захотел. Но вдруг форма так и не придет к воскресенью? Что тогда?

А кандидатов-то на золото хватает: Ремко Эвенпул, Иссак дель Торо, Том Пидкок, Жюлиан Алафилипп, Хуан Аюсо, Ричард Карапас, Джей Вайн, Таймен Аренсман, Бен Хили, Маттиас Скьелмозе, Джулио Чикконе и даже тот же Примож Роглич. Находящийся в суперформе бельгиец мечтает о дубле, подобном тому, что у него был на чемпионате мира. Талантливый мексиканец в последнее время сметал всех на однодневных гонках и почти мнит себя новым Тадеем. Британец проехал, вероятно, свой лучший Гранд-Тур в карьере и стал третьим на Вуэльте. Испанец по слухам покинул команду UAE Team Emirates именно из-за конфликта с Погачаром и отказом работать на него. Австралиец и голландец запомнились яркими победами на этапах Гранд-туров, доказав, что в отельные удачные дни способны на очень многое. А опытный эквадорец просто должен отлично чувствовать себя в непростых африканских условиях. Словом, желающих победить Погачара хватает, и это мы еще далеко не про всех рассказали…

Ремко Эвенпул опережает Тадея Погачара во время разделки

Сам Тадей, к слову, старается спокойно анализировать происходящее вокруг, и всячески показывает уверенность в своих силах. Словенец признает, что потерпел довольно обидное поражение в разделке, но главная ставка в Кигали – групповая гонка, где он хочет отстоять звание чемпиона мира. И партнеры по сборной верят в своего лидера. Например, вот, что говорит Матей Мохорич: «Чувствую, что мне в этом сезоне не хватает энергии и мощности, и я просто двигаюсь от гонки к гонке, из-за чего злюсь на себя. Но у меня тут есть друг, его зовут Тадей, и я знаю, как сильно он хочет заполучить радужную майку. Так что, я здесь как раз для того, чтобы помочь ему осуществить мечту. Думаю, что последняя неудача только раззадорила его, усилила голод до побед и желание доказать, что он действительно номер один в мире».

В некотором смысле вторит ему и Примож Роглич, однако, он всегда держит собственный козырь в рукаве: «Трасса действительно очень требовательная, но учитывая то, как Тадей умеет летать по таким горам, ему просто надо дать свободу и не мешаться под ногами. Для остальных просто финиш на таком профиле уже станет большим достижением. Сам я был не в лучшей форме после Тур де Франс, но хорошо отдохнул, потренировался и вполне готов в групповой гонке». И экс-чемпион Вуэльты Крис Хорнер непрозрачно намекнул, что Роглич никогда за весь сезон не работал на кого-либо, а ездил исключительно свои собственные гонки на результаь, поэтому ждать от него помощи Тадею вряд ли стоит, наоборот, скорее, это его теневой соперник, который при случае постарается воспользоваться возможностью и изолировать Погачара. Хотя тренер словенской сборной говорит, что никакого соперничества между словенскими звездами нет, и каждый способен на отличный результат при определенных условиях.

Что же из себя представляет сама трасса, протяженностью в 267 километров? Большую ее часть составляют 15-километровые круги, уже привычные для тех, кто смотрел трансляции этого чемпионата мира. Они включают в себя два подъема: короткий и довольно крутой Кот-де-Кигали-Гольф (0,8 километра со средним градиентом 8%) и чуть более длинный брусчатый Кот-де-Кимихурура (1,3 километра со средним градиентом 6,4%), которые вполне типичны для каких-нибудь фламандских классик. Именно эти круги бесконечно накручивали гонщики на юниорских и молодежных стартах, которые их безумно выматывали, и сход участников был воистину массовым. Однако, дистанция у молодых ребят и девчонок была значительно меньше, мужчины-профессионалы же проедут по этим холмам Руанды 15 раз. И никакой Тур Фландрии или Льеж-Бастонь-Льеж по сложности не сопоставимы с усилиями, которые требует от гонщиков африканская трасса.

Булыжный подъем Кот-де-Кимихурура – двойник бельгийских классик

Но и это еще не все, после девяти стартовых кругов спортсменов отправят на участок, который не задействовался ни на одной другой гонке этого чемпионата мира, а именно на гору Маунт-Кигали (5,9 километра со средним градиентом 6,8%) c двузначными градиентами ближе к верхушке подъема. Собственно, она-то и дала название столице Руанды, которая была основана в начале ХХ века. Как говорят, много столетий назад местный король, поднявшись на вершину горы, посмотрел вниз в долину и воскликнул: «Эта земля обширна!». Отсюда и пошло название Кигали, состоящее из префикса Ki и слова gali, означающего «широкий». Хотя некоторые ученые говорят, что это название употреблялось и ранее, поскольку сама гора со стороны выглядела очень широкой.

Небольшой спуск с Маунт-Кигали ведет к вертикальной булыжной стенке Мюр-де-Кигали (0,3 километра со средним градиентом 14,7%), после преодоления которой останется ровно сто километров до финиша. Там находится памятник, воздвигнутый в память о погибших во время геноцида, который согласно официальным данным унес жизни сотен тысяч человек. Хотя этот отрезок достаточно короткий, некоторые эксперты ожидают, что именно он может значительно повлиять на ход гонки и отцепить многих фаворитов, поэтому еще буквально пару дней назад на Мюре можно было встреть рабочих, ремонтирующих булыжное покрытие на подъеме, считающимся местным символом.

Гора Кигали и следующая за ней стенка – ключевая отсечка гонки на чемпионате мира

Затем гонщикам предстоит вернуться уже на привычную для них трассу и преодолеть еще шесть мучительных кругов по столице Руанды, прежде чем финишировать возле конференц-центра Кигали. Примечательно, что его построили всего десять лет назад по проекту немецкого архитектора Роланда Дитерле, а за сто лет до этого немецкий же исследователь Рихард Кандт выбрал эти места в качестве административного форпоста для Германской Восточной Африки, после чего официально и был основан город Кигали. Так что, пусть Европа и далеко, но ее влияние на жизнь и культуру Руанды велико.

Правда, представить немецкого победителя первого шоссейного чемпионата мира на территории Африки трудно. Все же, эта скорее битва Погачара против всех-всех-всех. Начало гонки в воскресенье уже в 10:45 по московскому времени, после чего участников ждет почти семь часов адского испытания Африкой ради заветной радужной майки. Трансляции на Оkko с комментариями Отара Мамучашвили и Eurosport в сопровождении Сергея Курдюкова.

А накануне состоится женская гонка, которая обойдется без заезда на гору Маунт-Кигали и знаменитую «стену памяти», но и 11 изматывающих кругов по столице Руанды должно хватить, чтобы рассыпать фаворитов по трассе на мелкие осколки. Среди фаворитов привычно целая россыпь голландских девушек во главе с Деми Воллеринг, которые сразятся против чемпионки Тур де Франс Полин Ферран-Прево, главной надежды Африки Ким Ле Курт и звезд остального мира: Элизы Лонго Боргини, Катаржины Невядомы, Марлен Ройссер и других.

Не пропустите гонки из Африки – чемпионат мира на этот континент вернется совсем нескоро. Уже сейчас расписаны все старты вплоть до конца 2031 года: Монреаль (Канада), Верхняя Савойя (Франция), Абу-Даби (ОАЭ), Копенгаген (Дания), Брюссель (Бельгия) и Трентино (Италия). Так что, ловите момент – трасса в Кигали вам обязательно запомнится. Может, она не самая красивая в мира, но она точно безумно требовательная, и случайно победить на ней просто невозможно.

Чемпионат мира в Кигали – веха в истории велоспорта

Напоминаем, что если вам нравятся материалы о велоспорте, поддержать блог VeloMajka привычно можно плюсами, комментариями, подписками и донатами.

Photo: www.newtimes.co.rw, road.cc, hallpax.com.