4 мин.

Гол!

Однажды функционеры ФИФА задумались о необходимости игрового фильма, предназначенного для популяризации футбола. Причем не какой-либо малобюджетной, нереалистичной поделки, а достаточно сильного фильма, способного перерасти в полноценную франшизу и заманить публику в кинотеатры. Ведь если задуматься, то в чистом виде такого фильма и не было. В самом деле, не считать же достаточно многочисленные ленты о футбольных хулиганах пропагандой спорта номер один.

Нужен был конкретный пример, чтобы многочисленные мальчишки из развивающихся стран и стран третьего мира вместо уличных клоак стремились на футбольные поля гонять мяч. Ни для кого секретом не является, что ФИФА именно в этом направлении стремится футбол развивать, и многие суперзвезды, к примеру, уроженцы Южной Америки, Африки или выступающие за Францию уроженцы ее бывших колоний являются выходцами из бедных семей, жили в трущобах и лишь благодаря футболу не сбились с верного пути. По этому лекалу и был придуман сюжет будущего фильма, который получил название «Гол!».

В нем рассказывалось о том, как нелегальный иммигрант из Мексики Сантьяго Муньес (его сыграл Куно Беккер), поигрывавший после работы, а то и вместо ее, за любительскую команду многочисленной мексиканской диаспоры Лос-Анджелеса, получил совершенно невероятный, немыслимый шанс отправиться на Туманный Альбион и стать игроком клуба Премьер-Лиги «Ньюкасл». Разумеется, путь к славе его окажется тернистым и пройдет его он по всем законам спортивной драмы.

Ставку было решено сделать на масштабность и размах, в связи с чем звезд кинематографа звать не стали. Поставил картину Дэнни Кэннон – это его второй заход в крупнобюджетное кино спустя десять лет после громкого провала «Судьи Дредда» с Сильвестром Сталлоне. Ключевые роли исполнили Куно Беккер, которого вы можете помнить по самому дорогому казахскому фильму в истории «Кочевник», Алессандро Нивола, Анна Фрил и Стивен Диллэйн. Ну и как же без звезд футбола в камео – легендарный Алан Ширер, Зидан, Бэкхем и Рауль (последняя троица здесь присутствует с прицелом на вторую часть) прилагаются.

Что лично я могу сказать о своих впечатлениях? Конечно, когда я его увидел в 2006 году, то  этот фильм произвел на неокрепшую подростковую душу ошеломляющий эффект. Ничего подобного о футболе до того момента я не видел и был просто-напросто потрясен.

Спустя пять лет я его пересмотрел и… Нет, не был разочарован. Но и назвать его шедевром не могу. В чисто кинематографическом плане, например, «Проклятый Юнайтед» бьет картину Дэнни Кэннона по всем статьям. Присутствует здесь и некоторая заштампованность в сценарии. На протяжении просмотра не покидает чувство, что где-то я уже это видел. Причем не обязательно в фильме о футболе. И нет здесь харизматичных исполнителей.

Куно Беккер вроде бы достаточно обаятельный, но при этом сыроватый и слабоватый в футбольном аспекте – все равно заметно, как бы ни пытались скрыть это создатели. Классного актера Стивена Грэма, который играл в том числе и у Гая Ритчи, здесь задвинули даже не на второй-третий план, а куда-то в район статистов, хотя ему вполне можно было бы придумать какую-нибудь заметную роль. Но дальше уже начинаются плюсы.

Самое главное – создатели добились своей цели. «Гол!» стал самым настоящим событием, хоть и не собрал больших денег. Однако дело даже не в этом. Более удачной пропаганды футбола, на мой взгляд, еще не было ни до не после. Для мальчишек, которые еще не увлечены им, это самый настоящий стимул. Убежден, что после его выхода многих странах в футбольных школах по всему миру случился если не бум, то большой приток желающих обучиться спорту номер один.

Кроме этого видно, что львиная доля бюджета в отсутствие звезд была потрачена на спецэффекты. Сцены матчей здесь поставлены просто потрясно. Как я понял, снимались сначала реальные игры, а потом  уже на зеленом фоне актеры, и в дальнейшем на компьютере все это совмещалось. Получилось очень даже реалистично, и хотя бы ради этого стоит посмотреть эту картину. 

Особенно если сравнивать с подобными сценами в других фильмах на тему футбола, то контраст выйдет значительным и, что характерно, не в их пользу. Еще нужно отметить  неповторимую атмосферу Англии, стадионов, Премьер-Лиги в целом, которой можно проникнуться даже тем, кто далек от футбола.

Как мне кажется, «Гол!» из ряда одноразовых попкорновых фильмов однозначно выделяется. И выделяется в лучшую сторону. У фильма есть душа, он живой и достаточно искренний. Даже если ты уже вырос из возраста, когда гоняешь мяч без устали во дворе, все равно заряжаешься положительной энергией. Энергией именно созидания, а не разрушения. Кроме этого, в который уже раз здесь поднимается тема мечты и ее реализации. Я не буду повторять уже набивших оскомину слов об этом, каких-либо прописных истин. Просто хотя бы разок посмотрите «Гол!». Он этого вполне достоин.

P.S. Для одного пользователя кинопоиска, заявившего, мол, футболист-астматик – это на грани фантастики, хочу сказать, что Пол Скоулз, которого все любители футбола прекрасно знают, болен астмой.