3 мин.

«Над чем вы работаете?»

В конце прошлой недели мы, студенты Школы спортивной журналистики Шмурнова-Рабинера, имели возможность пообщаться с художественным руководителем школы Александром Шмурновым в формате пресс-конференции. Ниже привожу наиболее интересные ответы Александра Ивановича на наши вопросы.

 

 

- Что нужно сделать начинающему журналисту, чтобы заинтересовать работодателя?

 

- Отвечу с точки зрения того, что делал лично я 27 лет назад, когда проходил собеседование первый раз. Моей внутренней задачей прежде всего было показать, что я все знаю. Мое мнение: нужно доказать, что ты очень крут. 

Вообще, приходить в нашу профессию можно, только если ты любишь футбол, любишь спорт. Нужно спортом постоянно интересоваться, и, к сожалению, иногда приходится интересоваться не самым интересным! Когда вы начнете работать, условно, комментатором, вам сразу никто не даст матч Барселона-Реал или Спартак-Зенит. Вы начнете с игры Арсенал-Уфа или Леванте-Эйбар. А для того, чтобы работать такие матчи, нужно этого очень хотеть, нужно много знать и быть крутым.

 

- Сегодня, посредством интернета, любой болельщик может легко добраться до журналиста или комментатора не то что с критикой, а с откровенным хейтом. Как научиться на этот хейт не реагировать?

 

- И я, и многие мои коллеги от этого хейта в интернете уже успели пострадать. Я на протяжении нескольких лет оставался в таком состоянии, когда этот хейт очень сильно на меня влиял. Способ избавиться от этого состояния только один – перестать читать комментарии. 

С появлением Матч ТВ, у нас, комментаторов, в десятки раз выросла аудитория. И я понял, что, если буду обращать внимание на все отзывы из интернета о своей работе, я просто сойду с ума. Мне интересно, что думают о моей работе коллеги и близкие. Что думают те, кто пишет комментарии – мне неинтересно. Я уже давно разобрался сам для себя, когда я работаю хорошо, а когда – не очень. 

 

- Нормально ли, будучи журналистом, активно показывать, что вы болеете за какую-либо команду, как в вашем случае за Спартак?

 

- Я считаю, что не просто нормально, а обязательно в каждом матче за кого-то болеть. Комментатор должен быть вовлечен и заинтересован. И объективность – это не отказ от симпатий, а честное их признание. В этом смысле мне близок североамериканский подход – у каждого клуба есть комментатор, который работает на домашних матчах клуба на федеральных каналах. И у зрителя всегда есть возможность выбрать комментатора – который болеет за хозяев или за гостей. Болеть за кого-то и говорить правду – две разные вещи.

 

 

- У вас есть авторитеты в нашей профессии?

 

- Нет. Разве что Розанов. Больше никого. Есть люди, равные мне, которых я готов послушать – но они мне, как правило, ничего не говорят. Пожалуй, только Розанов был для меня авторитетом. Теперь у меня их нет.

 

- А как же Лев Филатов?

 

- Это другая история, Лев Филатов был моим учителем, когда я был совсем мальчишкой. Он одной фразой научил меня очень многому. Однажды он встретил меня в редакции и спросил: «Александр, вы над чем работаете?» Я начинаю рассказывать, что делаю обзор тура, еще материал один французский перевожу. «Нет, Александр, вы мне ответили, что вы сейчас делаете. А я вас спрашиваю, над чем вы работаете. Какой у вас замысел? Над чем вы работаете в своей жизни?» Я не смог сформулировать ответ. 

Эта встреча оказалась для меня очень важной. Да, есть текущая работа, ближайшие матчи, которые надо комментировать, готовиться. Но это не та работа, которую имел в виду Филатов. Та работа – это к чему ты стремишься, чего хочешь добиться. В каком творческом поиске находишься. 

Филатов для меня стал проводником в мое собственное сознание. До него никто мне не сказал – над чем ты работаешь? А через меня он и вам передает этот вопрос.

 

 Кирилл Кулдышев