15 мин.

«Торино» – самая стагнирующая команда Серии А. Почему «быки» Ивана Юрича застряли в стойле?

Год назад, в марте, президент «Торино» Урбано Каиро заявил о поддержке Ивана Юрича, косвенно подкинув СМИ мысль о том, что тренер «быков» получил полный карт-бланш на свои трансферные хотелки. Если оценивать высказывание Каиро глобальнее, это был еще и реверанс в сторону философии Юрича и его неутомимой упертости. Фактически босс туринцев признал, что не видит лучшей кандидатуры рулевого для своего детища, дав понять, что действующий клубный проект – долгоиграющая пластинка, которую только-только завели.

Уже этой зимой Юрич объявил, что покинет команду, если еврокубки так и останутся мечтой. История, как известно, циклична, а в «Торино» особенно. Колесо сансары «быков» при хорвате выглядит так: Юрич предоставляет спортдиру и гендиру «свежий» проект → запрашивает новых игроков → получает одобрение на первое и мнимое согласие на второе → осторожно выстраивает командную игру, классически отталкиваясь от обороны → в середине сезона чувствует пустоту в ростере → оба розыгрыша (2021/22, 2022/23) заканчивает на десятом месте.

К слову, одновременно с февральским признанием Юрича UnderthePitch выложил наглядную инфографику под названием «средняя сложность оставшихся игр», согласно которой оставшийся отрезок чемпионата у «Торино» – самый сложный среди всех команд.

Если учесть, что прямо сейчас «быки» располагаются на 11-ом месте, можно предположить, что с большой вероятностью они не взойдут на еврокубковую ступень и по итогам нынешнего розыгрыша. Этот текст, пускай местами и чрезмерно комплиментарный, – попытка переосмыслить эпоху Юрича в «Торино», желание отдать должное неординарности хорвата и подсветить тактические аспекты его философии. 

Команды Юрича – инкубаторы лучших защитников Серии А

И это не преувеличение. Дело в том, что Иван настолько пестует игроков обороны (в особенности ЦЗ), что в его системе координат они являются и идеальными разрушителями, и зачинателями атак, а иногда и их завершителями. Словом, универсалы высшего пошиба. Особый упор при трансферных запросах хорватский коуч делает на природный атлетизм футболиста и его агрессивный, силовой стиль игры. Не лишним будет отметить, что именно этим качествам удовлетворял и летний новобранец «быков» – небезызвестный для российского болельщика Саба Сазонов.

Под крылом Юрича репутацией и мясом обрастали многие нынешние ТОПы Серии А, самая лакомая часть которых – представители задней линии. Примеры на слуху:

Бремер, купленный у «Атлетико Минейро» менее чем за 6 млн €, спустя четыре года был продан соседям за 41 млн. Будучи игроком «Торино», бразилец признавался лучшим защитником года, а перейдя в стан «бьянконери», он еще сильнее развил в себе качества, открытые Юричем – цепкость, силовые методы отбора мяча и жесткая, но не грубая игра корпусом. Глейсон – идеальный разрушитель, а это самый важный архетип ЦЗ для Макса Аллегри.

Ррахмани поиграл под началом хорватского тренера в «Вероне». В отличие от Бремера был неплох как на мяче, так и без него, поэтому сугубо стилистически больше подходил «Наполи». Неаполитанцы заплатили за него в семь раз больше, чем он стоил, когда пожаловал к Юричу.

Ныне у рулевого «быков» есть сразу два центрбэка, способных заинтересовать клубы рангом повыше. Речь о Перре Схюрсе и Алессандро Буонджорно. Впрочем, первый до сих пор лечит кресты, которые надорвал еще в октябре, поэтому подчас «Торино» не хватает слаломных проходов центрбэка, коими он, несмотря на свои габариты и легкую неуклюжесть, славился еще в начале этого сезона. Что до Буонджорно, то при Юриче он стал игроком сборной Италии, потрясающе спрогрессировав за последние полтора года.

Долгое время во главу угла Юрич ставил не просто высокий, но и персонально-ориентированный прессинг, поэтому еще на этапе трансфера игрока ему было важно знать, что он брал настоящего атлета. В этом, пожалуй, и заключается секрет карьерного взлета большинства защитников, прошедших через жернова «Вероны» и «Торино». В их базовой комплектации принципиальное значение имела только «физика», а не когнитивные способности и работа с мячом, поэтому идя к Юричу, они гарантированно преуспевали. Примечательно, что это работало и в обратную сторону: Юрич, как и древние спартанцы, сразу браковал субтильных кандидатов, облегчая себе работу по интеграции новичков в систему. Подобные «заочные собеседования» спасли хорватского коуча от траты времени и нервов, а конкурсантов от разбитых надежд. 

Конфликтность как плюс, пассионарность как минус

Нет, я не опечатался. Имманентные Юричу черты сыграли с ним злую шутку, дав преимущество там, где не полагалось, но отобрав там, где должно было воздаться.

Два ярчайших примера из туринского этапа – драка со спортивным директором Давиде Ваньяти и словесный выпад после замены Радонича.

Первый случай – вопиющий. По-хорошему он должен был ставить крест на пребывании и первого, и второго в команде, однако на деле дал Ваньяти стимул к работе, а Юричу непререкаемый авторитет в вопросах укомплектования ростера (впрочем, лишь на время).

Напомню контекст. Июль 2022 года, «Торино» покинули 11 игроков, а на горизонте даже не маячили равноценные подмены. Клуб находился на сборах, во время которых хорватский наставник в спешке пытался слепить из имеющегося кадрового материала нечто, что походило бы на команду. Очевидно, что столь требовательному наставнику, каким является Юрич, не понравилось бездействие спортдира, однако с риторическими приемами у хорвата всегда были проблемы. Если быть точнее, с их посылом – никогда, а вот с формой… Ваньяти в ходе перепалки сам поднял руку на Ивана, но до чего-то серьезного дело не дошло.

Удивительно, но откровенное хамство Юрича возымело действие. Трансферное окно «быки» закрыли на позитивной ноте (особенно в контексте тотального кадрового дефицита). В частности, в августе Ваньяти финализировал сделку по Миранчуку.

Кейс Радонича банальнее, но все равно показателен. Очевидно, что изначально серб был протеже Юрича. Более того, пожалуй, именно тренер и был главным, если не единственным интересантом в подписании Неманьи, так как своей цепкостью игрок подходил под условия игры с высокими возвратами. Тем не менее, вопрос обучаемости вингера оказался камнем преткновения, а туринское дерби стало точкой невозврата.

Напомню, что в противостоянии с «Ювентусом» Радонич вышел на замену, но уже через 15 минут разгневанный Юрич снял его с игры, оказавшись недовольным действиями серба на угловом. По иронии, из-под Неманьи забил свой мяч… Бремер. Как позже выяснилось, хорват персонально помогал футболисту прибавить в позиционке, поэтому счел его бездействие на корнере признаком бестолковости. «Очевидно, я не смог сделать из него футболиста. И если он так себя ведет, то это полное отсутствие уважения», – сказал Юрич после матча.

Оба эпизода наглядно демонстрируют характер наставника. Да, он обладает лидерскими задатками, а для многих игроков еще и является ментором-проводником, давшим путевку в жизнь. Однако все его качества можно перечислять, начиная со слова «чрезмерно»: напорист, груб, требователен и упрям. Юрич – харизматик, но его главная проблема в том, что ожидания тренера дают фору как его личным талантам, так и реалиям, в которых живет клуб. Эти реалии – скупость Каиро, приземленность амбиций «Торино» и отсутствие толковых экспериментов на поле. Экспериментов, на которые Ваньяти не смотрел бы с закрытыми глазами, а Урбано хотел бы профинансировать.

Узнаваемый, но ригидный стиль

К слову, об экспериментах. За все время своей тренерской карьеры Юрич почти не отступал от первоначальных канонов. Незначительные тактические флуктуации были связаны с робкими, порой даже завуалированными попытками нащупать новый стиль. Перед последовательным выуживанием тех самых экспериментальных новшеств, остановимся на, как недавно казалось, незыблемом. Попробуем разобраться с тремя столпами футбольной философии хорвата и понять, константы это или все же нет.

1) Персонально-ориентированный прессинг

Основа основ или, выражаясь мемным языком, базированная база. Каждый футболист в системе Юрича – опекун с навыками агента штази: его присутствие рядом с собой сложно распознать сходу, но когда опомнишься, будет уже поздно. Такую модель давления хорвасткий коуч подсмотрел у Гасперини, которого считает своим учителем. Трудно сказать, наследует ли Юрич наставнику «Аталанты» напрямую, но параллелей в их стилях много.

В арсенале у «быков» множество способов отобрать мяч, разнящихся по позиции. Игроки группы атаки создают мнимую «персоналку», на деле больше похожую на зональный прессинг через covering shadow. Футболисты центральной линии используют тактику мелкого фола, но уже начинают использовать подкаты. Защитники – костоломы, но с выучкой. Их арсенал, что логично, самый широкий, однако используется во всей полноте только в тех матчах, где кроме откровенно грубого и примитивного разрушения не остается лазеек.

Все центрбэки нынешнего созыва (кроме Родригеса) – прирожденные спринтеры, поэтому пытаться против них сохранить мяч за счет скорости бесполезно. ЦЗ «Торино» могут включиться в высокой позиции на подстраховку в любой момент, чего от них и ждет Юрич, принуждающий возвращать мяч как можно «выше» и быстрее.

Впрочем, идти на прямой контакт приходилось и лидерам атакующей группы. Например, в прошлом сезоне лайн-ап в прессинге был 3-1-3-3. Юрич избрал подобную формацию с целью удушения соперника по всему периметру поля. Итогом стало то, что треугольник Влашич-Миранчук-Санабрия начал, если угодно, «вращаться» в эпизодах высокого прессинга. Иными словами, опционально двойка из этого трио смещалась в тот фланг, куда шел мяч, но тот, кто оставался ближе к центру (чаще всего Влашич), должен был караулить опорника соперника. Строго говоря, энергозатратный стиль Юрича с тех пор стал концентрироваться в конкретном месте и персоналиях, отныне обремененных расширенным функционалом.

2) Вертикальность

Самые показательные сезоны – последний в «Вероне» и первый в «Торино». И без мяча, и с ним команды Юрича активно суживают игровую зону, вынуждая оппонентов при владении делать неудобные передачи, а защищаясь, обороняться скученно, обнажая альтернативные коридоры.

Впрочем, в последнее время Юрич смирился с данностью: такой стиль чрезвычайно энергозатратен, что в условиях не самой длинной скамейки вынуждает его менять вектор в пользу горизонтализации. Изменения хорошо видны в динамике. Такова карта передач «Торино» в первый сезон Юрича.

Видно, что вратарь регулярно выносит мяч в центр – в борьбу. Латерали же являются провайдерами мяча в финальную треть, так как именно от них исходит пресловутая вертикальность.

Далее – сезон 2022/23.

Во-первых, возросло число передач назад. Во-вторых, увеличилась роль опорной зоны и полуфлангов на своей половине. Если сильно упрощать, «Торино» вжался в свою половину в билд-апе, а высокий блок с последующим быстрым развитием атаки трансформировались в средний, с куда более медленными комбинационными решениями.

А вот это карта нынешнего сезона.

Что можно зафиксировать? Короткого и среднего паса стало больше – и это тоже аргумент в пользу горизонтализации и замедления темпа. Ключевую роль стали играть распасовки в переходных зонах. Видно, что между первой и второй третями идет фантастическое насыщение.

Главное, однако, другое: участились передачи назад, что многое говорит о стиле соперников «быков». Команды уже сами не боятся поддавливать некогда самую прессингующую банду лиги. Успешных примеров по сезону множество: «Болонья» Мотты, «Фиоретина» Итальяно (но только во втором тайме декабрьской игры), «Интер» Индзаги и т.д.

3) Оборона – варьете, центр и атака – школьный спектакль

Это ровно те метафоры, которые приходят в голову при просмотре матчей «Торино», ибо разрыв в выучке между этими частями команды колоссален (да, с приходом Сапаты ситуация несколько изменилась). Защитники «быков» одновременно и небожители, и невероятные пахари с широчайшим функционалом. Заметно, что наработанных игровых шаблонов у Юрича куда больше именно в оборонительной линии, а атакующие паттерны толком так и не выгравировались за неполные три года.

Ниже иллюстративные примеры и без того очевидной разницы между защитой и атакой с полузащитой.

«Торино» идет последним (!!!) в лиге по проникающим передачам, 16-ым по катбэкам (когда пас в центр штрафной соперника делается из точки, находящейся не далее 5,5 метров от лицевой линии), 15-м по попыткам дриблинга. Кроме того, и это крайне важно для понимания общеигрового концепта, кроссы являются чуть ли не ключевым оружием развития атаки.

В обороне же абсолютная благодать: допущенный xG у соперника – 4 место в лиге (и это при 11-ой строчке в таблице), а по допущенному xG после контратак «быки» и вовсе уверенно держат «бронзу».

Есть ли кардинальные сдвиги? Да – рисунок и тактика игры стали чаще выстраиваться от соперника

Упрямство Юрича небезгранично. Где-то оно разбивается о суровые реалии – например, о бОльшую физическую подготовленность оппонента. Но гораздо чаще «Торино» сталкивается с тем, что визави уже давно выработали противоядие от их футбола, приспособившись и к тактическим рудиментам хорватского тренера, и к мощному темпу, который он порой навязывает. Так было в игре с «Миланом» (подробный разбор матча здесь).

Характерно, что сценарий зависит не от силы соперника, а конкретно от его подготовленности к «Торино». Ярчайший пример – октябрьская игра с «Ювентусом». Обратите внимание на высоту обороны «быков». Она, как и прежде, была очень задрана.

Да, разумеется, немаловажную роль сыграли и стилистические особенности команды Аллегри, но глобально сути это не меняет.

Еще один кейс из игры с «Фиорентиной» в декабре. Сознательно вручив снаряд Юричу и Ко, «фиалки» обнажали фланги, но насыщали центр. Затем наоборот. «Торино», и так являющийся в этом сезоне лишь тенью себя и своего былого атлетизма, просел физически уже по итогу первой сорокапятиминутки, а «Фиорентина» умело дожала за счет замен и активного использования флангов/полуфлангов, куда «быки» закономерно не успевали перестроиться.

Последнее, что хотелось бы отметить, это механизмы разгона атак через фланги/полуфланги. В «Вероне» Юрич умело использовал ромбы как для выхода из-под прессинга…

…так и на чужой половине при позиционных атаках.

В схожем ключе действует «Монца» Палладино (об этом подробнее здесь).

По ходу нынешнего сезона Юрич снова стал искать варианты усложнить футбол, сделать его более позиционным. Слева все чаще маячит Родригес – он уже больше бровочник, нежели ЦЗ. В финальной трети «быки» стали выстраивать треугольники, стараясь сохранить мяч при игре в короткий пас.

Справа действуют чуть более линейно. Причина – Белланова, функционал которого не обременен сложными тактическими изысками. Тем не менее, Рауль классно сыгрался с Влашичем, поэтому теперь латераль выстраивает свои спринты именно через хорвата.

Как итог, «Торино» стал дольше держать мяч. Сейчас команда третья в лиге с конца по скорости продвижения снаряда.

Разумеется, если Юрич действительно покинет клуб, Серия А потеряет одну из самых аутентичных и узнаваемых команд. Скорее всего, в обновленном «Торино» уже не будут привечать атлетов так же сильно, а в подобных реалиях оставаться в середине таблицы без регулярных денежных вливаний получится далеко не у каждого. Еврокубки и вовсе станут грезами. Лето – время непростого выбора как для Юрича, так и для Каиро. Первому придется возложить на алтарь успеха свои принципы, второму – энную сумму.

Визуальные метрики позаимствованы у тг-канала «Отчеты матчей» и xGLabBot, а также из материалов Opta, Soccerment и TFA.

Мой телеграм-канал

Дорогие читатели, напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать наш блог и канал, то вы можете сделать это в комментарии.