Тухель на чемодане и разочаровавший Сане: подробный разбор матча «Бавария» – «Лейпциг»
В нынешнем сезоне «Бавария» очень сильно походит на импровизированный полигон для отработки тактических, кадровых, а местами и психологических концептов Томаса Тухеля. При этом вариативность тактики обусловлена неприживаемостью философии немецкого тренера в стенах «Альянц Арены» – буквально каждый наработанный коучем ранее шаблон отторгается командой, ибо претит её натуре. Кадровые рокировки – фактор внешний, в большей степени даже вынужденный: мюнхенцы начали сезон с самым ужатым ростером во всей Бундеслиге, а по ходу чемпионата в лазарет заглянули все ведущие игроки обороны и центра поля – некоторые, как известно, не по одному разу.
Что до психологии, Тухель никогда не котировался как авторитет в раздевалке, или же как наставник, отвечающий за создание благоприятного микроклимата в команде. Последние события могли лишь утвердить в этой мысли стороннего наблюдателя, а вчерашний матч подкинул к ней ещё и наглядных иллюстраций. Взять, например, его инсталляцию с чемоданом, отсылающую, вероятно, к планам Томаса сменить Мюнхен на Альбион ближайшим летом.
Выбор стартовых одиннадцати намекал не только на кадровые проблемы, но и на хорошую память Тухеля: рулевой «Баварии» получил болезненную оплеуху в августе, когда избрал на Суперкубок весьма ригидную расстановку, разгаданную Розе ещё до начала поединка. Тогда итогом стали 0:3 и осознание, что против любых узких 4-2-2-2 мюнхенцы так и не научились играть компактно средним и низким блоками. Вчера же, дабы избежать потенциального риска с забросами на Опенда/Ольмо,
Томас выставил максимально опытных бойцов на флангах, умеющих одинаково хорошо играть и в широкой, и в узкой позициях (Киммих-Геррейру), а также перестраховался с защитниками. Ким – самый работящий и надёжный ЦЗ «Баварии» прямо сейчас, однако его природная склонность к высоким подъёмам могла стать ахиллесовой пятой против «быков». Кроме того, Тухель хотел избежать дисбаланса. В пару с Кимом лучше ставить Упамекано: их дуэт и более сыгранный, и отвечает требованиям высокой обороны. Де Лигт и Дайер – защитники иного плана. Оба хорошо держат линию, обладают неплохим дальним пасом и весьма полезны на стандартах.
Впереди оказывать давление взялись Мюллер и Кейн. Первый уже традиционно располагался выше, второй часто спускался ниже, помогая партнёрам около центрального круга, однако оба неизменно успевали встать в линию, если нужно было оказать давление на гостей в зачатке их атаки. Это сработало: «Лейпциг» стал играть непривычно широко, вообще не имея шансов провести разящие контратаки через центр, а их фулбэки периодически походили на классических латералей. Ниже – яркий пример того, как дуэт Мюллера и Кейна мешал гостям выстраивать линейный билд-ап.
Характерно, что сама «Бавария» чувствовала себя комфортно в любой зоне. Киммих получал мяч несколько реже Геррейру, но через него шло больше позиционных атак, в то время как португалец чаще оставался на свободном пространстве, разгоняя быстрые фланговые атаки/контратаки. Куда важнее, что впервые за 3-4 матча мюнхенцы не выглядели безыдейно в центральном коридоре: владение не казалось стерильным, шло много обостряющих передач и, что особенно атипично для последних недель, получались пасы вразрез. Самый иллюстративный из них за авторством Мусиалы.
Видно, что у Джамала есть сразу две опции сыграть диагонально: справа и слева подключаются «бровочники», у которых нет опекунов. Однако вингер «Баварии» предпочёл более смелый вариант, запустив мяч между двух защитников. Стоит отметить, что активно муссировавшиеся в СМИ пасквили в сторону Мусилы вчера поочерёдно разбивались о его великолепную игру. Именно от Джамала, а не от Сане, исходила подлинная, рациональная острота. Действия Лероя с мячом – это всё ещё показная бутафория, имитация атакующего креатива. Мусиала же, несмотря на свою субтильность, был монументален – в первую очередь, в решениях.
Конечно, юному дарованию Рекордмайстера ещё далеко до сопоставляемого с ним Вирца – Джамал менее цепок, физически развит и настырен. Однако вчера именно он стал флагманом баварских атак, регулярно лавируя между защитниками «Лейпцига» и создавая пространство для партнёров. Многоугольник силы нагляден: вингер преуспел как в созидании (1 ассист, 1 пас под удар, 3 с продвижением, 7 на трети соперника), так и в разрушении (3 возврата владения).
Игра его коллеги по амплуа, напротив, казалась недоразумением. Сане был очень медлителен в принятии решений и традиционно часто терял мяч на подступах к штрафной. Итоговый EPV Лероя – отрицательный (–0.122), а его замена стала лучшим решением Тухеля во втором тайме.
Впрочем, Сане значительно больше обычного отрабатывал в обороне. Его спринт до ворот Нойера в концовке тайма был чрезвычайно полезен, так как позволил создать большинство при защите штрафной. Кроме того, Лерой несколько раз оказывался даже ниже Кейна, привыкшего самолично разгонять атаки из опорной зоны.
Второй тайм удивил нелинейностью сценария. Сначала «Лейпциг» пошёл по классическому пути клубов, играющих против «Баварии» вторые 45 минут: обычно после первого тайма соперники понимают, что против них играет не самый титулованный клуб Германии, а всего лишь тухелевский проект-однодневка без имманентных Рекордмайстеру черт. Розе произвёл незначительные тактические рокировки, сделав ставку на Шешко, а не на Опенда. Однако вместо быстрого гола «быки» получили мяч в свои ворота. Джамал в голевом эпизоде сыграл ещё более смело, ведь на этот раз опекун был не только у Кейна, но и сам Мусиала мог стать жертвой классического приёма двадцатого столетия – «коробочки».
Гости тут же переформатировали билд-ап и более агрессивно заиграли в переходной фазе между второй и финальной третями. Фактически имела место формация 4-3-3 с Ольмо в качестве вингера и Шешко в роли чистой «девятки». «Лейпциг» снова заиграл вертикально, а «Бавария», неплохо подавлявшая в зачатке линейные атаки гостей в первом тайме, упустила вожжи и нерв игры. Расплата не заставила себя ждать: в уже третьем подряд остром эпизоде к словенцу подключились Ольмо и Опенда, и это принесло свои плоды.
Теперь уже хозяева нуждались в перестройке, однако Тухель не располагал скоростными резервистами ни в одну из линий: не было Упамекано, Буя, Дейвиса, Гнабри и Комана. Исключение – Тель, однако для безболезненной имплементации француза в схему необходимо было перекраивать каждую зону. И здесь, как кажется, Тухель решил вступить с Розе в mind games. Понимая, что Марко – очень адаптивный и быстро вникающий в суть наставник, более опытный Томас решил лишить его возможности делать замены «от себя».
Тренеру «быков» приходилось вносить кадровые корректировки, отталкиваясь от «Баварии». Выпустив Теля и Лаймера вместо Мюллера и Сане, Тухель предугадал желание Розе вновь сыграть шире. Затем Киммих опустился даже ниже Лаймера, а вышедший на поле вместо Павловича Ким окончательно разрушил план гостей поймать баварцев на ошибке. Схема трансформировалась во внезапную 3-5-2, где на острие не было чистой «девятки», но образовалась пара Шупо-Мотинг–Кейн в линию.
Хозяева начали нагружать штрафную лонгболами, пытаясь использовать самое сильное качество Эрика Максима – игру на втором этаже. Дайер превратился в ситуативного реджисту, чему поспособствовала низкая линия обороны «быков», и итоговый план Тухеля сработал: точнейшая диагональ на Шупо-Мотинга, скидка и второй гол Кейна. Всё по канонам драматургии: на грани офсайда и в компенсированное время.
Дорогие читатели, напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать блог или канал, то вы можете сделать это в комментарии.