10 мин.

Трудная вода

— Осторожней, волна! — кричат сверху. Я уже устала уворачиваться — не успевает одна соскользнуть с палубы, как новая, больше прежней, падает на голову, заливая лодку и раскачивая ее, как бумажный кораблик. Ветер звенит в ушах. Очень хочется оглядеться, но открыть глаза не получается — на лицо со всех сторон летят жгучие соленые брызги.

— Вот это скорость! — где-то в центре вод­ного хаоса тонет восхищенный голос рулевого. Электронное табло на матче показывает 35 узлов — это почти 70 км/ч. Мало в мире столь быстрых парусных лодок, но «Косатка», взявшая меня на борт во время тренировочных заездов в английском Портленде, способна и на большее.

В октябре 2008-го в числе восьми участников она стартовала в самой сложной парусной кругосветке Volvo Ocean Race. Впереди было 37 000 морских миль, поделенные на 11 этапов, порты Европы, Америки и Азии и финиш в акватории Кронштадта. Однако «Косатка» и ее экипаж — Team Russia — вынуждены были сойти уже после третьей гонки.

Российский предприниматель Олег Жеребцов, владелец сети супермаркетов «Лента» и баковый «Косатки», вложил личные 13,5 млн евро в создание Team Russia и строительство лодки, но в условиях экономического кризиса этого оказалось недостаточно. К самому длинному переходу — из китайского Циндао в Рио-де-Жанейро (12 300 миль) в регате осталось семь участников: две испанские команды, две шведские, американская, датская и ирландско-китайская.

Другие берега

«Я никогда не считал себя сентиментальным. Но вот мы приближаемся к мысу Горн, и мне уже не по себе. У нас в команде есть люди, для которых это уже четвертая кругосветка, а для Эндрю Кейпа — вообще седьмая. Для кого-то мыс Горн — мечта, для других — просто еще один мыс, для третьих — повод отметить. Но говорить — одно дело, а другое — обойти этот мыс, о который спотыкались многие. Мы прошли его 17 марта. Чувство, будто давняя мечта осуществилась. Похоже, я становлюсь сентиментальным».

Из блога Кена Рида, Puma, 17 марта

Гоночная деревня на набережной Бостонского залива выглядит так, будто в небольшой городок приехал давно обещанный афишами цирк шапито. Впрочем, так она выглядела и в Кейптауне, и в Кочине, так будет и в Петербурге: облака воздушных шариков, съестные запахи, детский шум-гам. Разноцветная толпа прогуливается вдоль притулившихся у пирса яхт и глазеет на моряков.

Капитан команды Delta Lloyd кудрявый испанец Роберто Бермудес насмешливо оглядывает испуганных посетителей самого популярного аттракциона деревни — симулятора яхты класса Volvo Open 70. Ощущений от встречи с тропическим штормом или ночной вахты при ветре в 40 узлов симулятор, конечно, не передает, но люди все равно выходят оттуда пошатываясь.

Испанец не настроен на разговор: он еще не успел наговориться со своей семьей, а через час начинается короткая портовая гонка. Моряки, едва вернувшиеся из многонедельного плавания, снова на полдня уйдут в море.

Огромные лодки с высоченными 34-метровыми мачтами и парусами-спинакерами площадью с теннисный корт ждут сигнала на старт, а уже через час исчезают вдали. Интереснее всего смотреть на гонку из первых рядов водного партера, с обычных лодок: плавно, словно сытые рыбы, яхты расходятся разными галсами и исчезают на горизонте. А на журналистской лодке кто-то комментирует это с таким жаром, будто смотрит развязку финала Лиги чемпионов.

Яхтсмен Влад Мурников, мой сосед, терпеливо объясняет основные правила регаты и смысл маневров на борту лодки. В 1989 году Влад был в экипаже советской яхты «Фазиси», которая участвовала в предшественнице Volvo Ocean Race — кругосветке Whitbread Round The World Race — и заняла неожиданно высокое 11-е место (из 26 команд). Тогда это было тоже сложное, но все же любительское состязание. Нынешнее поколение участников — профессиональные спортсмены, моряки. Они подчиняются строгим правилам допинг-контроля и, готовясь к гонке, тренируются почти каждый день. Почти всем морякам около 40 — это опытные яхтс­мены, за плечами которых не одна кругосветка. Шкиперу Ericsson 3 Магнусу Ольсену в этом году исполнилось 60, и это его шестое кругосветное плавание. Правда, в последнее время Volvo Ocean Race обязывает брать в команду двух человек младше 30 лет — чтобы и в этом спорте появлялись молодые яхтсмены.

Жестко регламентированы и сами лодки класса Open 70: вес киля, толщина бортов, количество парусов на каждом этапе. В Volvo Open Race участвуют очень дорогие (6–8 млн евро), зато самые быстрые монокорпусные яхты в мире, способные развивать скорость до 40 с лишним морских узлов. Команда Ericsson 4 (ставшая, кстати, победителем регаты за два этапа до финиша) установила в этом году новый рекорд суточного перехода — 600 миль за сутки. Попутный ветер помог.

Лодка разбилась о быт

«Это были ужасные 48 часов, холодный ветер в 30 узлов с Антарктики. Море бурное. Стараемся идти чуть выше, чтобы не попасть в эпицентр бури. Южный океан, где до любой земли не меньше 1000 миль, — не место для геройства. Жаловаться не будем, сейчас, через три недели плавания, погодные условия не самые плохие. Но сколько еще это будет продолжаться? Все одежда мокрая, спальники тоже, внизу в лодке полно конденсата, и находиться там невозможно. Утешает только еда, пусть и порошковая, да редкие мейлы — новости из дома разбавляют нашу монотонную жизнь. Сейчас задача каждого — выжить, поэтому мы перешли на режим сохранения энергии: слова только по делу, слаженная работа, редкий сон и ожидание. Когда же земля?»

Из блога Яна Уолкера, Green Dragon, 16 марта

— Пройдете внутрь? — приглашает на экскурсию по лодке Ян Уолкер, капитан Green Dragon. — Только голову аккуратнее.

Внутри так низко, что нужно сложиться едва ли не вдвое, чтобы не удариться, а еще темно, душно и сыро, с потолка капает конденсат. Volvo Open 70 даже не всегда называют яхтами — уж слишком далеки они от стереотипного представления о роскошных ореховых каютах и красотках в бикини на борту. Это лодки не для удовольствия, а для скорости. И скорость требует жертв: моряки живут в тесном кубрике; как альпинисты, берут с собой половину зубной щетки (каждый грамм на счету), а из личных вещей — лишь пару спрессованных пакетов с сухой одеждой.

Находиться внутри гоночной лодки во время плавания — будто сидеть в большом барабане, по которому в произвольном ритме лупят тяжелой палкой. А морякам в этих условиях приходится спать, лежа на полках уже плацкартных. Хотя спать — это сильно сказано. Больше четырех часов на сон почти не бывает, норма — это два-три. К тому же при смене галса нужно по команде вахтенного капитана перейти на наветренную сторону — и так несколько раз за ночь.

При мыслях об этом срочно хочется наверх, на палубу.

— Эй, помогите с лебедкой! — кричит мне молодой матрос.

Стараясь не запутаться в шкотах, иду.

— Поворот! — мы крутим. С пронзительным скрипом начинают двигаться паруса, жужжат лебедки, руки наливаются свинцом.

— Тяжело? — сочувственно интересуется парень и протягивает руку: — Дамиан. — А я едва не одернула свою: шершавая потрескавшаяся ладонь моряка резанула по коже, словно наждачная бумага.

Вахтенный лодки Green Dragon Дамиан Фоксалл успел много чего повидать и с удовольствием рассказывает о своих жюльверновских приключениях: как они попадали в штиль, как на южных широтах видели гигантские айсберги в 100 метрах от лодки и как проходили мыс Горн:

— Всякое бывает. И тяжело, и страшно. Сам себя иногда спрашиваю: ну зачем я на это подписался?! А потом сходишь на землю — и уже через пару дней начинаешь скучать по морской жизни. Это же стихия, свобода, страсть. Мы без этого уже не можем.

Морской бой

«Ветер менялся от 10 до 40 узлов, море больше напоминало кадры из фильма про конец света, чем реальность. Казалось, вот-вот кто-то сделает монтаж и все снова станет спокойно, но шторм не унимался… А утром мы обнаружили, что трюм заполняется водой, а под ней — открытая дыра в корпусе. Мы тонем! Все начали срочно выкачивать воду, заделывать дыру, работали как безумные. Через пару часов стало ясно, что ничего не сделать. Сейчас я пишу это в своем спасательном костюме, на палубе все готово для эвакуации. Море бурное, но до земли всего 20 миль, мы предупредили тайские власти — они нас заберут. И ведь самое обидное, что мы шли вторыми на этом этапе, Ericsson 4 были рядом, а остальные очень отстали».

Из блога Густава Морина, Ericsson 3, 27 января

Ericsson 3 все же добралась до Тайваня, где лодку отремонтировали. В порт начала следующего этапа команда прибыла через несколько часов после старта и тут же бросилась в погоню — в итоге выиграла этап.

В скоростной кругосветке Volvo Ocean Race риск — ежеминутное дело. Три года назад погиб моряк лодки ABN Amro, которого буквально смыло за борт гигантской волной. Ночью в открытом океане найти упавшего человека почти нереально. Но команда совершила невозможное: развернула лодку и нашла своего моряка за 40 минут. Слишком поздно — в этих холодных водах человеку достаточно и 15, чтобы погибнуть. В этом сезоне у вахтенного Ericsson 3 сильно заболел живот, но потребовалось два дня, чтобы пересадить его в другую лодку и отправить в больницу.

С Team Russia серьезное ЧП произошло по дороге в Сингапур. Вечерело, было холодно, дул ураганный ветер, лодка на огромной скорости воткнулась в гигантскую волну и упала на бок: мачта в воде, паруса пузырятся под волнами, киль в воздухе. 40 минут моряки обрубали паруса, чтобы вернуть 16-тонную лодку в вертикальное положение. На следующий день CNN показало об этом 30-секундный сюжет.

— Конечно, бывает страшно, — признается шкипер Ян Уолкер. — Зато какое это счастье — вернуться после такой гонки на берег, увидеть родных! Ощущения жизни становятся гораздо острее, ярче.

– Ну да, мы адски устали за эти девять месяцев, — вторит Дамиан Фоксалл. — И в дороге волей-неволей уже думаешь, когда это закончится. Поэтому мы сейчас особенно ждем финиша в Санкт-Петербурге. Говорят, очень красивый город.

Volvo Ocean Race cвоими глазами

27 июня, 11.00-13.00 — финиш Volvo Ocean Race. Посмотреть его можно только с моря в районе маяка «Толбухин» в Финском заливе. Правда, для этого нужно прийти на своей яхте или зафрахтовать ее заранее.

Также финиш будут показывать на больших экранах в гоночной деревне в Петропавловской крепости.

27 июня, 17.00-17.30 — участники регаты пройдут парадом под разведенными мостами.

Гоночная деревня Volvo Ocean Race открыта 27-28 июня с 9.00 до 23.00.

В программе: концерты, аттракционы, церемония награждения победителей этапа и гонки, трансляции с регаты на больших экранах.

PROспорт

№11 (26), 22 июня – 5 июля 2009

Транзитный капитан

Анатолий Тимощук накануне отъезда с берегов Невы пакует чемоданы, вспоминает былое и отвечает на вопросы PROспорт

Ростов и папа

Год назад на Евро-2008 родилась новая сборная России – команда, способная выигрывать. Год спустя форвард «Рубина» Роман Адамов рассказывает, как европейский успех помог игрокам и может ли что-нибудь быть важнее бронзы

Не прошло и года

Что дал игрокам и тренерам сборной россии успех на Евро-2008? Новые контракты, мечты и гастроли

Стартовый состав

11 первых итогов чемпионата России

Пепел и алмазы

Главная трансферная история лета: сказочная гора денег в обмен на обладателей «Золотого мяча» двух последних лет

Четыре по сто

PROспорт встретился с Юлией Чермошанской и еще тремя олимпийскими чемпионками Пекина в эстафете 4*100 и узнал, где надо наращивать волосы. чем закончился сериал «Отчаянные домохозяйки», в чем нужно равняться на Татьяну Лебедеву и где всю эту красоту наблюдать – в начале июля на Moscow Open и Мемориале братьев Знаменских

Стихия и проза

27 июня в Санкт-Петербурге финиширует самая сложная кругосветная парусная регата Volvo Ocean Race 70. PROспорт следил за подготовкой российской команды к долгому путешествию, застал караван яхт в пути, а теперь зовет всех смотреть финиш в Финском заливе

Позитивный интуитивизм

Некоторые выводы, сделанные василием Уткиным из наблюдений за работой Зико.

Live

О, где же ты, брат

PROспорт разделил с футболистами грозненского «Терека» новое палестинское гостеприимство

Лучшие – детям

PROспорт увидел, как звезды политики и эстрады ломали кости футбольным тренерам

мифы

«В детстве все яхтсмены читали про Врунгеля»

Мифы о парусном спорте комментирует Екатерина Скудина, чемпионка Европы в классе «Инглинг»

слова

Йоуан-Суймун Эдмундссон: «После победы над Россией у меня впервые в жизни взяли автограф»

17-летний полузащитник молодежной сборной Фарерских островов и автор гола в ворота сборной России – о подготовке к играм через Facebook, стадионе на деревенской скале и первом фарерце, который выиграет Лигу чемпионов