18 мин.

Слот обвиняет своего игрока, «МЮ» страдает, Модрич – великий. Тактика топ-лиг

Новый выпуск тактических заметок о матчах топ-лиг. Разбору игры «Атлетико» – «Реал» посвящен отдельный материал.

Кого Слот обвинил в пропущенном от «Пэлас»? Наше мини-расследование

Цитата Арне по мотивам пропущенного после аута в концовке: «Можем винить только себя. То, как мы отзащищались в эпизоде, неприемлемо. Времени не оставалось. Нужно было просто отобороняться, но один из наших игроков решил выбежать, потому что захотел в контратаку. В этом не было смысла: даже если бы мы отбились, судья сразу бы дал свисток. Вот что привело к голу и стоило нам сегодня очка». 

Сразу скажем: подобная манера «бросать игроков под автобус» не свойственна Слоту. Да, не умеет проигрывать, но обычно направляет гнев на судей. Здесь – исключение, поэтому разобраться интересно вдвойне. Какого же игрока имел в виду Слот? 

Вероятно, виноватых стоит поискать в зоне, из которой «Пэлас» забил победный мяч. Изначально у «Ливерпуля» преимущество – тройку хозяев контролирует пятерка из Коди Гакпо, Федерико Кьезы, Райана Гравенберха, Кертиса Джонса и Джереми Фримпонга. 

После первой волны атаки оттуда внезапно выбегают Кьеза и Гакпо. Теперь у «Ливерпуля» нет преимущества и подстраховки – на дальней ситуация 3-в-3. На низком старте и играющий персонально по Эдди Нкетии (автор гола) Фримпонг.  

Так кого же имел в виду Слот? С одной стороны, есть Кьеза и Гакпо, которые могли создать плотность в зоне, которую «Пэлас» нагрузил гигантами. С другой, есть Фримпонг, который изначально держал Нкетию перед собой, но в процессе сделал шаг вперед – кажется, в расчете, что удастся убежать в контратаку. В этот момент Нкетия прошмыгнул ему за спину. 

Прессинг-помутнение Кристиана Ромеро

В эпоху персонального давления возможно все, но вы когда-нибудь видели центрального защитника, который прессингует чужого вратаря? Теперь видели. Кристиан Ромеро из «Тоттенхэма» в матче с «Вулвз» (1:1): 

Что нашло на аргентинца, сложно сказать. Игровой эпизод, а не отголосок стандарта, когда защитник может задержаться в штрафной. Перед этим Ромеро отобрал мяч в центре поля, но дальше была куча времени, чтобы вернуться. Кристиан решил остаться в атаке и поучаствовать в прессинге. Партнеры отреагировать не успели. Гости легко выбрались из-под давления и выбежали в контратаку с перевесом в одного игрока: 

Эпизод завершился угловым, с которого «Вулвз» открыли счет в матче. Порыв Ромеро заслуживает скорее критики, чем комплимента за отвагу. 

Слава Палагин

Аморим на секунду дал поверить, что перестроится на четверку защитников

Бесконечно можно смотреть на три вещи: огонь, воду и Рубена Аморима, отвечающего на вопросы о смене схемы.

«Нет, нет и еще раз нет! Даже папа римский не заставит меня отойти от 3-4-3! Если я изменю систему под давлением, представьте игроков: в этот момент они будут смотреть на меня уже по-другому», – говорил он неделю назад. 

Но Фабрицио Романо оставил маленькую надежду: «Рубен не собирается ничего менять, а если вдруг решит, то только потому, что сам почувствует: момент для перемен настал». 

В конце матча с «Брентфордом» (1:3) показалось, что Аморим почувствовал: на 81-й минуте убрал Люка Шоу и выпустил Мэйсона Маунта. 

На секунду мы поверили, что «МЮ» сыграет четверкой: Патрик Доргу и Диогу Далот на краях обороны, тройка в центре Бруну-Майну-Маунт. 

Но нет, показалось: просто правым латералем стал Бриан Мбемо. 

Аморим выпускал атакующих игроков, при этом не менял схему – поэтому оставшиеся игроки постоянно куда-то двигались. Верх абсурда: Мэйсон Маунт вышел на 81-й, чтобы играть десятку, а уже через четыре минуты стал левым латералем (место десятки занял Зиркзе). 

«Я понимаю, что от игроков ждут адаптивности и гибкости, но как можно адаптироваться к ситуации, где позиции игроков постоянно меняются, а схема при этом остается одной и той же? Нужно было всего лишь перейти на 4-3-3. Эти бесконечные перестановки мешают игрокам подстроиться под то, чего хочет Аморим, потому что изменений слишком много», – негодует Майка Ричардс. 

Звоните папе римскому. 

Руслан Копылов

«МЮ» оступился из-за старых проблем в обороне и отсутствия конкретики в завершении

Против «Брентфорда» «МЮ» накрыли старые проблемы в обороне. Это вылилось в допущенные 1,99 xG и 7 ударов из штрафной. 

Во-первых, закидушки за спину почти всегда становились опасными и создавали гостям проблемы. Оба гола пришли после длинных забросов за спину и дальнейших индивидуальных ошибок (сначала Харри Магуайр неудачно сделал искусственный офсайд, а затем проиграли всю борьбу). Во-вторых, «МЮ» все еще плывет на стандартах. В первом тайме позволили аж дважды опасно пробить после углового и розыгрыша после подбора.

В атаке все было не настолько плохо. Рубен Аморим нащупал слабое место в обороне «Брентфорда» и пытался вскрыть зону между линиями. Несколько раз так получал пространство Матеус Кунья, но не хватало конкретики в завершении. Как и в этом моменте, когда в середину сместился Диогу Далот и остался без опеки (Беньямин Шешко пробил издали). 

Пока Аморим все еще далек от нахождения баланса.

Левандовски постепенно приближается к форме прошлого сезона

Роберт Левандовски забил победный мяч против «Сосьедада» (2:1) и уже потенциально участвует в гонке лучших бомбардиров Ла Лиги. Пока без учета пенальти больше забили только Килиан Мбаппе (6) и Хулиан Альварес (5). 

Форвард «Барселоны» постепенно набирает форму и приближается к версии прошлого сезона. Он все еще опасен после рывков за спину и в штрафной при кроссах. Вот пример первого элемента: Маркус Рэшфорд мгновенно оценил его положение и сделал разрезающий пас. Левандовски залез в небольшой офсайд, но эпизод все равно показательный. 

В подыгрыше Роберт пока не так опасен, но есть важный нюанс. Он очень важен в развитии атаки, когда нужно преодолеть давление и предложить дополнительный вариант для передачи. Забросы на форварда в борьбу с целью дальнейшего подбора или комбинации низом после его смещений помогали «Барселоне» справляться с прессингом и выбираться на чужую половину. 

Григорий Звоников (телеграм-канал)

Офсайдная ловушка «Атлетика» бросает вызов «Барсе»

Лидеры Ла Лиги по ловле в офсайд: «Барса» (32) и «Атлетик» (31). Никто другой не собрал больше 21.  

В матче против «Вильярреала» команда Эрнесто Вальверде 7 раз ловила соперника в офсайд. Пять из семи попаданий во вне игры были в рамках высокой линии:

Отдельно нужно отметить Дани Вивиана. Он тонко читает такие эпизоды и помогает партнерам. 

«Атлетик» зашел дальше всех в подражании «Барсе», но у тренда есть и более широкий контекст. По офсайдам соперников за игру в топ-5 лигах в десятке шесть испанских команд. Два первых места занимают именно «Барселона» и «Атлетик». Кажется, ловушка Ханси Флика уже повлияла на всю лигу.

«Бавария» прекрасна. Третий гол «Вердеру» – шедевр

«Бавария» сейчас очень хорошо играет в футбол. Возможно, лучше всех в мире. «Вердер» получил четыре. Третий гол особенно прекрасен.

Идеально расчерченная атака от вратаря до убойного удара из штрафной под прессингом соперника, который старается, но на каждом этапе отстает на один шаг. Отдельный акцент нужно сделать на двух вещах. Первая – скорость игры в пас. 8 из 10 передач в 1-2 касания. Вторая – рывок Дайо Упамекано, который создал преимущество. 

Защитник отдал на Олисе – и сделал резкое открывание в свободную зону. В результате он стал третьим в розыгрыше с Олисе и Бишофом:

После выхода через Упамекано «Бавария» получила приятное соотношение на чужой половине и довела до гола:

Ни одного лишнего касания и феноменальная скорость мышления. Все это в рамках очередного доминантного матча.

«Арсенал» прибавляет за счет скамейки. Снова!

Мартин Эдегор вышел против «Ньюкасла» на 82-й минуте при счете 0:1. «Арсенал» перевернул матч и победил 2:1. Норвежец был так хорош, что от комплиментов не удержался даже тренер соперника Эдди Хау: «Выход Эдегора изменил игру. Он сделал разницу. Они стали намного лучше вскрывать пространство между линиями. А потом сказались стандарты».

После выхода Эдегор чаще всех пасовал (19), отдал самый тонкий пас встречи (в штрафную на Льюиса-Скелли) и организовал голевую с углового на победный гол. 

Вышедший на замену Микель Мерино тоже отметился голом. Четвертый матч подряд скамейка приносит «Арсеналу» минимум один мяч. На практике влияние даже более значимо, но даже по такому самому базовому параметру видна мощь. 

Гласнер переиграл «Ливерпуль» за счет смелости в центре

Оливер Гласнер по делу победил «Ливерпуль» (2:1). Рисунок победного матча «Пэлас» был не совсем типичным для андердога. Открытая в обе стороны игра, в которой «Пэлас» получил больше острых моментов и лучше реализовал. 7:6 по явным моментам, 16:20 по ударам, 2,92 против 2,16 по xG – максимально двусторонний сюжет.

Такой рисунок совпал с авантюрным ходом Гласнера при выборе состава. Даити Камада, который в этом сезоне стартовал в атакующей тройке, переместился в опорную зону к Адаму Уортону. У японца есть опыт игры на этой позиции, но это явно более атакующая опция.

Центр стал более открытым, зато в атаке рядом с Матета вышли Йереми Пино и Исмаила Сарра – скоростные и способные терзать оборону «Ливерпуля» на пространстве. Переходы стали еще более опасными:

Камада в опорной в рисунке с 72% владения – рискованный ход. Ставка Гласнера сыграла: часть уязвимостей центра прикрыла схема («Пэлас» старается не пускать туда атаки), а выгода от созданных возможностей перевесила ущерб от допущенных.

Вадим Лукомский (телеграм-канал)

Умные розыгрыши угловых от «ПСЖ»

«ПСЖ» добыл дежурную победу против «Осера» (2:0) с составом, максимально далеким от основного. Не только из-за ротации, но и из-за травм.

Оба гола – следствие розыгрышей угловых накоротке. Два игрока «ПСЖ» перегружали угловой флажок, в первом случае играли на свободного третьего в опорной зоне, во втором – готовили голевую подачу вдвоем (хотя даже так сохранялась опция сыграть на третьего благодаря численному превосходству в зоне мяча).

«ПСЖ» регулярно угрожает такими розыгрышами. Без большого количества высокорослых игроков не очень логично сразу пулять в штрафную. Гораздо выгоднее вытянуть побольше игроков соперника из штрафной или воспользоваться численным превосходством, зайдя в штрафную через пас. Крайне популярен вариант с ударом из опорной зоны, когда соперник вдавлен в штрафную. Так «ПСЖ» забил, например, «Нанту» в первом туре.

Артем Денисов (телеграм-канал)

Мискаст в выборе игроков – причина проблем «Юве» против «Аталанты»

Тудор назвал первый тайм против «Аталанты» (1:1) лучшим с тех пор, как тренирует «Ювентус». Не согласимся. Туринцы не создали ни одного реального голевого шанса, организовали несколько неплохих моментов, но на индивидуальных действиях (проходы, победы в подборах и вторых мячах), а проблемы, которые возникли у «Юве» (справедливости ради – их, как и моментов у чужих ворот, было немного), были как раз результатом системной ошибки.

Эту ошибку Тудор заложил выбором состава: несоответствием игроков и задач.

Ключевая оплошность – выход Аджича правым инсайдом. Футбол Тудора, как и у большинства последователей Гасперини, основан на опустошении центра и широких ромбах на обоих краях. Мяч и футболисты циркулируют внутри них. Игра часто продвигается вертикалью на инсайда, причем Тудор не всегда подготавливает перевод; временами пас идет в борьбу.

Такой футбол многого требует от инсайдов. Аджич этим требованиям не соответствует. На 9-й минуте «Юве» допустил опасный момент, который родился как раз после такого вертикального паса: Аджич попал под прессинг и потерял мяч.

Единственный пропущенный – следствие той же ошибки: вертикаль на Аджича, ошибка в обработке мяча, встречная атака и на этот раз гол.

Оба скриншота сделаны сразу после приема мяча и хорошо отражают проблему: мяч взлетает после первого касания – Аджичу недостает техники, чтобы погасить импульс (не говоря уже о том, чтобы его направить). Это серьезный технический брак. Уточним, что передачи были очень простыми: низом, на удобной скорости и высоте.

В этих моментах «Юве» не просто терял перспективу (на первом скрине заметно, что инсайд с хорошим контролем мог в два касания бросить мяч в пространство, где Опенда наверняка убежал бы от старика Джимсити), но закапывался и подставлялся.

Другой явный пример мискаста – выход Опенда на острие. Тудор думал, что будет ловить «Аталанту» на высокой линии. Но против персональных, а не зонных систем эти возможности нужно создавать, вытягивая игроков. Дэвид был бы полезнее.

Важно: и Аджич, и тем более Опенда – очень неплохие исполнители. Но для других задач.

Аллегри взломал «Наполи» позицией Павловича

Без мяча неаполитанцы работали с персональными ориентировками: Ангисса атаковал Павловича, Лоботка – Модрича, Де Брюйне тоже что-то изображал.

Аллегри переиграл Конте (2:1), воспользовавшись давним недостатком Ангисса, – опозданиями в выходе на соперника, который находится в атипичной позиции.

Первый гол прилетел на 3-й минуте и начался с вертикального паса Павловича. Серб открылся ниже остальных защитников; Ангисса промедлил и дал ему возможность без помех начать атаку. Эступиньян оказался без опеки из-за движения Рабьо: Ди Лоренцо запутался, на кого выдвигаться.

Второй гол начался с Модрича и Павловича в нестандартных позициях.

Лука сместился ближе к левому флангу, вынудив Лоботку решать задачу без правильных ответов. Словак в итоге остался ниже. Ангисса решил, что нужно выдвинуться на Модрича (Павлович прижался к краю – вне привычного ареала), но снова промедлил: в итоге опоздал и к Луке, и к сербу – тот успел набрать темп.

Конте не нашел ключей к закрытой защите с гениальным Модричем

Без мяча Аллегри защищался предельно компактно: в зоне 20 на 20 метров иногда находились все полевые. Центр запирался напрочь – а именно через центр строит атаки сегодняшний «Наполи». Ключевой здесь была работа Модрича: Лука держался за линией полузащиты и перекусывал коридоры паса. Каждый раз, когда неаполитанцы на миг находили просвет для вертикали, хорват тут же смещался и перекрывал его.

Ответственность за такие переводы в «Наполи» лежит на Де Брюйне, поэтому в некоторых эпизодах мы видели прямые дуэли (и гораздо чаще – скрытые, интеллектуальные). Модрич съел Кевина. Он был так хорош, что расклад не изменился даже в меньшинстве (Эступиньян удалился на 57-й): у Конте ничего не получалось через центр.

Реальная острота, которой добился Конте, исходила от атаки дальней штанги (что логично против настолько спрессованной обороны), но очень редко – большинство дуэлей забирали миланцы. В концовке Конте опробовал другой подход: заменил Политано и Мактоминея на Ланга и Нереса. Идея была в том, чтобы иначе использовать разреженность на краях – не через атаку дальней штанги, а через доминирование 1-в-1 и и выходы на удары/скаты.

Эффективность снова была нулевой. На этом этапе Модрич часто смещался в последнюю линию и становился одним из центральных защитников в автобусе. Характерно, что 2 из 5 перехватов он сделал в последние 10 минут в собственной штрафной.

Андрей Клещенок (телеграм-канал)

Фото: Gettyimages/Marco Luzzani / Stringer, Marco Luzzani / Stringer, Valerio Pennicino / Stringer, Alex Broadway / Stringer, George Wood / Stringer, Alexander Hassenstein / Staff, Judit Cartiel / Stringer, Justin Setterfield / Staff, Richard Pelham / Stringer; кадры трансляции «Матч ТВ»