16 мин.

Как это работает. Пособие по клонированию «Сперс»

«Атланта» стала 5-й командой в истории, выдавшей серию из 18 побед до Матча всех звезд – 3 из 4 стали чемпионами. Блог «Планшет» объясняет, как функционируют «Хоукс».

Система прежде игроков

Чемпионов всегда копируют – практически все доминирующие в ту или иную эпоху системы были введены в моду обладателями титулов. Единственным исключением тут является треугольное нападение, что закономерно, так как в массовое производство нельзя запустить нечто, слишком сложное и требующее гениальных исполнителей. Другой полюс в последние десять лет представляли «Сперс», стоящие на фундаментальных основаниях и даже преуменьшающие роль своих звезд. Подражать Поповичу стали уже давно, когда основой побед «Сан-Антонио» еще являлась защита: его ассистенты все чаще получали места главных тренеров. Но к 2013-му и превращению «Сперс» в «команду будущего» – на фоне старения лидеров, подчеркнувшего видимость относительно легкого повторения этого успеха – обновленная и доведенная до совершенства модель «Сан-Антонио» была неофициально признана идеальной в лиге. Все, что делают «Сперс», автоматически считается образцом рациональности. Если кто-то что-то делает не так, как «Сперс», это воспринимается как вызов здравому смыслу.

«Атланта» в своем плагиате пошла немного дальше, чем остальные: «Хоукс» не только пригласили на место главного тренера помощника Грегга Поповича, но и поставили во главе фронтофиса человека, прошедшего менеджерскую школу «Сперс».

Тесная связка менеджера и тренера (буквальная калька с прототипа) принесла «Хоукс» новые игровые ценности и помогла радикально перестроить команду в считанные годы. Ферри – сейчас отстраненный от команды из-за обвинений в расизме – работал в лучших традициях «Сперс», каждым шагом вызывая восхищение: обменял неподъемный контракт Джо Джонсона, не стал оставлять в команде Джоша Смита, подписал на заниженные даже на тот момент деньги Джеффа Тига (после раздумий) и Пола Милсэпа, притащил несколько хорошо известных свободных агентов, например, ДеМарре Кэрролла и Табо Сефолошу. На самом деле, в успешной перестройке «Атланта» показала себя даже более продвинутой, чем «Сперс», в том смысле, что клуб умудрился перескочить все те фазы, которые проходил «Сан-Антонио» и добился того же эффекта даже без уникального игрока вроде Тима Данкана. «Хоукс» четко определили модель командной игры (что вроде бы было не так сложно, так как на нее можно было бесконечно долго смотреть в финале 2013-го) и начали подстраивать игроков под нее.

Руководством к действию были приняты одно не самое очевидное правило и два определяющих критерия.

Правило просто: вектор развития не зависит от звезд. Сейчас это воспринимается как банальность: Джефф Тиг и Эл Хорфорд уже привели «Хоукс» туда, куда не приводили Джо-Джо и Джош – помогли собирать аншлаги. Но в лиге, где «Бостон» с Рондо, Брэдли, Грином и кучей активов, занимается понятно чем, это не так уж очевидно.

Критерии же такие.

Во-первых, «Хоукс» исключали привлечение игроков, не принимающих верховенство системы. В «Атланте» нет «плохих» игроков, в том смысле, что здесь нет ни контуженых талантов вроде Джей Ар Смита, ни игроков настолько односторонних, что их дефекты нужно было бы скрыть (в том числе дефекты в виде контрактов). «Хоукс» играют так, как будто являются командой работников сферы продвинутой баскетбольной статистики – никаких «плохих» бросков, никакого замедления мяча.

Как распределить баланс, защищаясь от такой пятерки?

Джефф Тиг – один из самых быстрых людей в лиге с мячом (17,2 очка)

Кайл Корвер – лучший снайпер лиги, недооценен как ассистент (13,1 очка)

ДеМарре Кэрролл – добротный снайпер (40%), атлетичный игрок, не боящийся играть внутрь (11,6 очка)

Пол Милсэп – атлетичный универсальный форвард, превратившийся в «Хоукс» в четвертого номера, растягивающего защиту (максимум 0,5 трехочкового за игру в «Юте» – 2,9 сейчас), может и пасовать, и проходить, и играть спиной (17,2 очка)

Paul Millsap 2014-15 Shot Selection | FindTheBest

Эл Хорфорд – мобильный центровой, умеет играть спиной и прекрасно чувствует себя на дистанции, лучший центровой, которого не зовут Жоаким Ноа в том, что касается перед (3,3) (15,3 очка)

See more details | FindTheBest

И их двойники со скамейки. В лучших традициях «Сперс» ни один из стартеров «Хоукс» не проводит на площадке больше 33 минут. Более того, самой эффективной пятеркой за время серии было сочетание Шредер-Корвер-Табо-Скотт-Хорфорд, обыгравшая соперников с разницей +57,7 за 42 минуты (66,3 процента попадания у нее, 33,8 – у соперника).

По ходу победной серии сразу пять игроков «Хоукс» (Кайл Корвер, Пол Милсэп, Табо Сефолоша, ДеМарре Кэрролл и Эл Хорфорд) показывали «истинный процент попадания» выше 60. Вот так это выглядело на протяжении последних матчей:

Atlanta Hawks 2014 Scoring Distribution | FindTheBest

Во-вторых, «Хоукс» очень четко восприняли те тенденции, которые отличают лучшие атакующие системы НБА – создание оптимального пространства в нападении, немыслимого без «больших», обладающих стабильным дальним броском. В этом отношении «Атланту» (как и «Сперс») довольно глупо оценивать через призму «звездности» игроков: эта система такова, что требует от игроков сочетания высокого атлетизма, интеллекта, баскетбольных умений и универсальности, и она же немыслима без их растворения в едином целом. И Хорфорд, и Милсэп более чем способны играть спиной, но нападение «Атланты» требует от них выхода на периметр и превращения в «больших» «маленьких» – «Хоукс» логически развили геометрию атаки «Сперс» до системы, где все пять игроков оказываются наверху, а зона остается свободной для проходов и рывков любого из них. («Атланта» может использовать такое построение на протяжении всего матча, так как на скамейке есть идейно близкие Перо Антич, Майк Скотт, а еще есть Эдриан Пэйн). Такая вариация имеет право на существование именно потому, что у «Хоукс» нет звезд – каждый из пятерых не то чтобы равно опасен, но нет определенной точки (вроде рук Кобе Брайанта/Кармело Энтони), куда непременно придет мяч.

«Хоукс» находятся на втором месте в лиге по количеству передач (25,9). На протяжении серии они набирают 69,3 % очков с игры после передач, причем 55,8 % – без ведения мяча, а 51,1 %, когда защитник находится на расстоянии больше метра.

Разыгрывающий системы

При этом кому-то этот мяч нужно периодически таскать. Можно относиться к Джеффу Тигу примерно так же, как это делает Пол Джордж, но это не отменяет простого факта: «Атланта» не тешила себя иллюзиями по поводу привлечения звезд, поэтому вырастила собственных. Полтора года назад Дэнни Ферри скептически смотрел на разыгрывающего, не умеющего бросать, но потом все же дал ему шанс – под присмотром Буденхольцера тот проделал практически тот же путь, что когда-то удался Тони Паркеру, от шустрого малого с посредственным броском до шустрого малого, понявшего, что не нужно показывать всем собственную неэффективность/бестолковость.

Прогресс «Хоукс» носит командный характер, вытекающий из «химии», из сыгранности, из удачи (например, они смогли избежать серьезных травм в первой половине сезона). И если хочется сопоставить его с прогрессом личным, то практически невозможно подкрепить индивидуальные достижения прогрессом в статистике.

Да, в этом сезоне Тиг поднялся на 22-е место в лиге по показателю PER (третий среди разыгрывающих после Карри и Пола). Но, если углубляться в цифры, то это не сопутствует каким-то масштабным явлениям: увеличение количества передач (не особенно бросающееся в глаза, 6,7 – 7,5), улучшение соотношения потерь и передач (2,8, и также прибавление в десятых), улучшение истинного процента попаданий (57, было – 54) за счет уменьшения количества средне-дальних бросков в пользу трехочковых и игры внутрь. Визуально это выглядит так, что Буденхольцер заставил Тига действовать более агрессивно и реже обнажать свои минусы. Если раньше тот порой замирал с мячом, долго возился на месте и совершал плохой бросок, то теперь играет агрессивнее и никогда не забывает о тех возможностях, которые предоставляет ему пространство командной атаки.

Да, «Тони Паркер для бедных» является мотором «Хоукс» – по статистике проходов к кольцу Тиг занимает четвертую позицию в лиге (11,4 за матч), создавая 12,1 очка за матч партнерам (лидер здесь Харден – с 14,0 очка). Тренер выжимает из его скорости максимум, заставляющий защиты перестраиваться и подпитывающий отталкивающееся от бесконечных двоек нападение. Но все это отличало его и в прошлом году, когда он помогал команде 11,0 очка и шел на 7-м месте в той же категории.

Да, по показателям PIE (player impact estimate, оценка влияния игрока) в четвертой четверти Тиг оказывается на восьмом месте в лиге (21,8). Сразу за Джеймсом, Энтони Дэвисом, Пау Газолем, Дирком Новицки, Крисом Бошем, Кармело Энтони и Джеймсом Харденом. Но концовки это как раз самое уязвимое место «Хоукс» – можно перечислить кучу матчей, когда они выигрывали уже в третьей и потом бились в судорогах в последней двенадцатиминутке. И именно в этом стоит прогнозировать те неразрешимые проблемы, которые ожидают их в плей-офф.

В общем, казус Тига – это концентрация всех споров вокруг Тони Паркера. Буденхольцер использует скоростного умного разыгрывающего в качестве консервного ножа для вскрытия оборонительных порядков. Он здорово играет пик-н-роллы. Его проходы становятся на порядок опаснее из-за наличия снайперов по бокам. И главное – он очень хорошо «чувствует» защиту – как рассказывал сам Тиг, лишь в редких случаях Буденхольцер просит что-то от команды, в основном они отталкиваются от перемещений соперника. Именно отсюда выходят и единственный статистический показатель, который «преображает» Тига в звезду – резкий контраст в соотношении созданных самостоятельно попаданий и средний процент очков, набранных после передач, для остальной команды (28 против 74), делающий разыгрывающего более индивидуальным игроком, чем Джон Уолл и остальные общепризнанные звезды. Но, естественно, эти цифры просто лучше показывают функции Тига в команде. Единственное адекватное доказательство принадлежности Тига к звездам лиги по нынешним гиперсконцентрированным на статистике временам звучит несерьезно: он – основной разыгрывающий лучшей команды лиги прямо сейчас.

Суперснайпер системы

Казус Кайла Корвера еще более загадочен.

У самого страшного человека в НБА довольно невзрачная статистика – 13,1 очка, 2,8 передачи, он совершает лишь 8 бросков за матч, встает на линию штрафных смехотворные 1,8 раза, процент его использования командой составляет 14,5 (что вообще ни в какие ворота не лезет).

При этом с Корвером все равно никто не смеет шутить – ведь он совершает за матч почти 6 трехочковых и кладет из них 54 процента. Важно понимать и то, что в большинстве своем это не типичные снайперские мячи из открытых позиций – угроза Корвера такова, что ему не нужно пространство для мгновенного запуска трехочковой торпеды: он атакует с 47 процентами с трехочковой дуги, когда защитник находится на расстоянии меньше метра от него.

Исторические цифры (никто доселе не сочетал такое количество попыток с заоблачным процентом попаданий, про броски с опекой я вообще молчу) делают его самым ценным игроком «Хоукс»: без него они показывают «-3,4» на сто владений, с ним – «+12,3».

Именно Корвер – определяющий элемент для любого успешного сочетания игроков «Атланты». Не из-за своего буквального вклада. Из-за того, что не отражается в статистике: Буденхольцер очень активно использует снайпера как обманку, благодаря чему у каждого его партнеров появляется больше места.

Это влияние на игру порождает новый феномен взамен Шейна Баттье – говоря про того, можно было хотя бы упирать на защиту. Влияние Корвера на игру сложно описать, но это самое влияние уже сопоставляют с уровнем игры Кармело Энтони: система как бы ставит знак равенства между совершенно несопоставимыми игроками.

Защита системы

Главная загадка «Хоукс», впрочем, еще круче – основой выдающейся серии стала оборонительная активность команды, костяк которой образуют известные мастера защиты Кайл Корвер и Джефф Тиг, а под кольцом у которой нет ни Роя Хибберта, ни Тима Данкана со Сплиттером. Между тем «Атланта» занимает 6-е место по эффективности защиты (102,5 очка на 100 владений) и 3-е по пропущенным очкам (96,5).

Частично это определяется эффективностью атаки – «Хоукс» не позволяют соперникам набирать легкие мячи в отрывах (лишь 10,7 очка, 3-е место в лиге), так как успевают вернуться быстрее, чем другие команды.

Но только частично.

«Хоукс» позволяют соперникам совершать наименьшее количество двухочковых бросков (57) и наибольшее с дуги (25,8 попытки). При этом процент трехочковых у оппонентов составляет 33,6 процента (шестой показатель в лиге), а по общему проценту с игры – 43,7 (5-е место). Если посмотреть статистику бросков по расстоянию, то картинка будет еще четче: непосредственно под кольцом «Атланта» не блещет (59,1 %, один из худших показателей в лиге), но в остальном – в том, что касается бросков со средней дистанции – они одни из лучших на дистанции с 5 футов и далее. Вот еще одна любопытная цифра: соперники «Хоукс» в среднем атакуют дальше от кольца, чем против любой другой команды (среднее расстояние составляет 4 метра, что на полметра дальше, чем в среднем по лиге – 12,8).

Их проблемы под щитом вполне понятны: и Хорфорд, и Милсэп не отличаются габаритами – «Хоукс» часто проигрывают подбор, как в матче с «Новым Орлеаном», который и прервал победную серию, и не могут похвастаться наличием стоппера, страхующего все проблемные места. Однако, как утверждает Марк Джексон, значение такого «стоппера» в баскетболе преувеличено, и на данном конкретном промежутке «Хоукс» это очень хорошо демонстрируют.

С одной стороны, Хорфорд и Милсэп если не меняют представления о «больших», то заставляют несколько приподнять шоры. Они оба мобильны, быстры, энергичны, умны и стараются использовать свои плюсы в поле, а не только принимать удары под щитом. Задача команды в защите – стараться смещать пик-н-роллы соперников к боковой за счет усилий и обороняющейся связки «большой» – маленький, и коллективного движения.

Остальное идет от игроков периметра: ДеМарре Кэрролла, чье отсутствие обернулось разгромом от «Кэвс» и поражением от «Лейкерс», и Табо Сефолоши, остающегося элитным оборонцем – «Хоукс», с одной стороны, действуют умно, перекрывая линии передач, с другой, умело меняются и страхуют друг друга, тем самым заставляя соперника ошибаться (15,7 потери у соперников, 7-й показатель в лиге).

Причем даже Корвер играет здесь далеко не последнюю роль.

Итого

Рецепт, в общем-то, понятен.

Тесная связка генерального менеджера (из системы «Сперс») и главного тренера (экс-помощника Поповича)? Есть.

Глубина состава, способная закрыть любую потерю? Есть.

Молодые звезды, вырастающие «из-под» действующих и не чувствующие никакого давления? Есть.

Нестандартная передняя линия? Есть.

Акцент на движении мяча и трехочковых? Есть.

Спэйсинг, благодаря которому хорошие снайперы становятся великими? Есть.

Превращение узкоспециализированных персонажей (трехочковые и защита) в заметных героев? Есть.

Органичное присутствие людей, над которыми бы потешались в других местах? Есть.

Отличное нападение, не зависящее от звезд? Есть.

Означает ли все это, что модель «Сперс» относительно легко воссоздать, и она будет вполне работать?

И да, и нет.

Плей-офф безусловно вскроет все недостатки «Хоукс» – и проблемы под щитами, и не всегда уверенную игру на решающих отрезках, и зависимость от бросков, и, возможно, посредственный бросок Тига – у «Атланты», в отличие от «Сан-Антонио», по-прежнему нет игроков, которые бы стабильно меняли ход игры, и представить их фронткорт в плей-офф против «Чикаго» не так уж просто.

Но, на самом деле, это не столь важно. У «Атланты» не было другой альтернативы, и она выбрала единственно подходящий для себя путь, движение по которому удается ей вполне удачно. Основа «Сперс» – это акцент на стабильности, на долговременной кропотливой работе, в итоге дающей плоды. «Хоукс» уже начали завоевывать болельщиков – значит, начало этому движению положено.